рабочая программа "Окружающий мир"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

автор О.В.Поглазова 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Okruzhayushchiy_mir.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

ОСНОВА:        программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).

        Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова.

                      Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2010

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

В результате усвоения  курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:

  - правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье;

 - способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия  живых организмов, чистоты окружающей среды;

- название своего государства, его столицы, государственных символов;

- смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов;

- признаки живых организмов (растений, животных);

- 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов понимать:

- значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и её необходимо экономно расходовать;

- человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами;

- человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;

- он является членом семьи, коллектива одноклассников;

- горожанином (селянином), гражданином своего государства;

- все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

- Россия – многонациональное государство, все народы  равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

- Край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

Уметь:

- различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы;

- описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида;

- сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

- определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

- объяснять сходство человека с животным и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;

- представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и  ролевой играх;

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения);

- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения познавательных и практических задач;

- определения наиболее распространённых в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений;

- проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, оценки положительного и отрицательного  воздействия людей на окружающую среду;

- выполнение правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически  грамотного поведения в природе, в быту, в обществе;

- осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;

- создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений).

Учебно-методическое обеспечение

-  Поглазова О.Т.  «Окружающий мир» - учебник и тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях);

-  Поглазова О.Т. «Окружающий мир» - тестовые задания

-  Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для 2 класса

№ п/п

дата

Тема урока

Формируемые

Стр уч-ка

Рабочая тетр

понятия

УУД

Человек и природа – 9 часов

1

Что нас окружает. Тест №1, с.6-7 работа №1.

Закрепляем полученные в 1 классе

предметные знания

и умения.

Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным

признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания

С. 3 - 5

2

Свойства живых существ. Наблюдения природных явлений

Учебный, научно-

популярный, худо-

жественный тексты,

схема, иллюстра-

ция, собственные

наблюдения, опыт,

модель, условный знак

Умение принимать и решать познавательные

и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации и схемы.

5 - 7

С.3-6

№ 1-6

3

Человек – часть живой природы.

Человек – часть

живой природы,

разумное существо.

Умение читать схемы и работать с ними;

давать аргументированный

ответ на поставленный вопрос.

8 -11

7-8

№ 7, 8,9

4

Человек – разумное существо. Практическая работа «Оказание первой помощи»

Изобретение, изо-

бретатель, средство

передвижения, бы-

товая техника, ин-

струменты, научные

приборы.

Умение собирать ин-

формацию из иллюстраций,

собственных наблю-

дений, учебного текста, рассуждать и

проверять свои выводы.

12 -19

10 -11

№ 10,11, 12

5

Профессии людей. Эколог – одна из самых важных профессий. Тест 2

Профессия эколог,

экологическая проблема

Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций

20-23

12 -13

№13 - 16

6

Здоровье человека. Значение природы для здоровья. Практическая работа: «Проверка остроты зрения и слуха. Гимнастика для глаз».

Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная

физкультура, режим дня

Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из

иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы.

24 - 27

14 – 15

№ 17 - 22

7

Органы чувств и сохранение их здоровья. Практическая работа «Определение свойств тел осязанием».

Чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья.

Как сохранять остроту зрения и слуха.

Функции органов

чувств, их гигиена,

правила безопасного поведения, первая помощь при небольших травмах

28 – 35

16 – 17

№ 23 - 26

8

Чистота- залог здоровья

Микробы, правила

ухода за кожей.

Умение трансформировать иллюстративную

информацию в вербальную; давать аргументированный ответ.

36-39

17

№ 27, 28

9

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения.  Работа 2. Творческая работа «Разыгрывание сценок безопасного поведения».

Правила безопасно-

го поведения в при-

роде, дома, на улице

Умение моделировать

различные ситуации,

опасные для детей.

40 - 46

18 – 19

№ 29 - 32

Красота и разнообразие неживой природы – 31 час

10

Кто и как изучает природу. Тест 3. Работа 3.

Наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы,

законы природы.

Регулятивные умения, оценивание своих успехов

47 - 51

20

№1

11

Природные тела и явления. Тест 4.

Явление, тело, метод

наблюдения – основной метод познания

природы.

Умение читать и составлять простые схемы

52 -55

20

№ 2,3

12

Разнообразие облаков. Наблюдение разных форм облаков.

Водяной пар, облако,

туман, кучевые, пери-

стые, слоистые облака.

Умение моделировать,

умение высказывать и

аргументировать свои

предположения.

56- 59

21

№ 4, 5

13

Гроза. Безопасное поведение во время грозы. Моделирование разных форм облаков. Работа 4.

Молния, гром, гроза,

молниеотвод, град, кислотный дождь, правила безопасного поведения во время грозы

Умение декодировать

условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.

60 - 63

22 – 23

№ 6, 7, 8

14

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Наблюдение дневного и ночного неба

Звезда;

умение соотносить видимые и реальные размеры, расстояния

Умение высказывать

предположения и аргументировать их.

64 - 67

24

№ 9, 10, 11

15

Солнце и жизнь.

Положительные и отрицательные действия

солнечных лучей на

живые организмы,

правила безопасного

пребывания на солнце.

Умение анализировать

рисунки, обобщать информацию

68 - 71

24 – 25

№ 12 - 15

16

Земля – планета.

Земля – планета, холодное космическое

тело шарообразной

формы; космонавт,

космический корабль.

Умение работать в

паре, давать оценку

высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста

72 - 77

17

Форма и движения Земли. Моделирование модели Земли.

Глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения

Земли, год – период

её обращения вокруг Солнца

Умение работать с

предметными моделями

78 - 81

26

№ 16

18

Луна – естественный спутник Земли. Наблюдение дневного и ночного неба

Луна – естественный

спутник Земли, движение Луны. Искусственный спутник Земли.

Умение моделировать

природные явления,

работать с учебным текстом

27

№ 18 - 19

19

Исследования Луны. Человек на Луне.

Лунная поверхность –

равнинные и гористые

области; автоматическая станция, луноход,

астронавт

Умение обобщать полученные знания, аргументировать свой

ответ, работать в паре.

86 - 89

26 № 17

27 № 20

20

Звёзды и созвездия. Изготовление аппликации «Ночное небо»

Представление о расстоянии до звёзд, невооружённый глаз и

телескоп; чем определяется цвет звезды; созвездия, хорошо наблюдаемые созвездия.

Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение

90 - 95

28

№ 21, 22

21

Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Моделирование Солнечной системы. Тест 5

9 планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение

относительно него, их

различия; астероиды –

малые планеты.

Умение моделировать

расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца

96 -99

29

№ 23

22

Кометы, метеоры, метеориты

Комета, астероид, метеор, метеорит, планетарий, космическая

станция.

Умение работать в

группе, выполнять

проектную работу.

100- 103

29

№ 24, форзац.

23

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. Проектная работа «Космическое путешествие». Работа 5

Проверяем усвоение

следующих основных

понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты

Проверяем умение выполнять и оформлять

тестовые задания разных видов

24

Поверхность Земли. Материки и океаны. Практическая работа с физической картой.

Наука география, карта, глобус; океан, материк, остров, полуостров; условные обозначения земной поверхности на картах.

Умение работать со

схемами и круговыми диаграммами.

104 - 109

34-35

№ 32,

2 форзац

25

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Наблюдение форм суши.

Формы суши – равнины и горы, плоская

и холмистая равнины, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами

Умение работать с текстом, выделять новые

понятия, определять

их существенные признаки

110 - 115

30

№25, 26

26

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Моделирование форм суши.

110 - 115

30

№25, 26

27

Горы, их разнообразие.

Гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный

хребет, высокие, средние, низкие горы, их

изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира,

Эльбрус – высочайшая вершина Кавказких гор

Умение извлекать информацию из карты,

моделировать объекты

окружающего мира.

116 - 119

31

№ 27, 28

28

Горы и люди. Безопасное поведение в горах.

Горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная

осыпь, сель, вулкан,

гейзер; правила безопасного поведения в горах.

Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию

из разных источников.

120 - 125

31-32

№ 29, 30

29

Горы и люди. Безопасное поведение в горах. Проектная работа «Горы и люди»

120 - 125

36

№ 33, 34

30

Экскурсия. Формы суши родного края. Практическая работа с картой родного края. Работа 6

Умение различать разные формы суши.

Умение представлять

результаты наблюдений в разной форме

33 № 31

36 № 35

31

Земля и её поверхность. Обобщающий урок. Тест 6

Основные понятия,

подлежащие контролю: материк, океан,

гора, равнина, овраг,

холм, вершина, склон,

подошва (подножие),

вулкан, тоннель, альпинист. Правила безопасного поведения в горах.

Проверяем умение выполнять и оформлять

тестовые задания разных типов, работать

со схемами и блок-

схемами алгоритмов.

32

Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. Практическая работа с физической картой.

Водоём, океан, море,

растения и животные,

обитающие в море;

примеры использования моря человеком и

экологические проблемы, связанные с его

деятельностью; правила безопасного поведения на море.

Умение работать с

разными источника-

ми информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное.

3- 7

3

№ 1

33

Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. Практическая работа «Свойства воды».

3-7

4

№2, 3

34

Река, её части. Значение рек для людей.

Река – постоянный

поток пресной воды,

исток, приток, устье,

русло, равнинная и

горная реки; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба,

гидроэлектростанция.

Умение моделировать

природные объекты,

выбирать необходимую информацию из

учебного текста и иллюстраций, работать со схемами

8 - 13

5

№ 4, 5

35

Река, её части. Значение рек для людей.

8 - 13

6 – 7

№ 6-9

36

Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Изготовление аппликации «Болото», «Озеро»

Озеро – замкнутый

водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажнённый участок суши,

Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море)

– самое большое озеро

планеты; правила эко-

логически грамотного

и безопасного поведения на водоёмах

Умение работать с

рисунками-схемами.

14 - 19

8

№ 10, 11

37

Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Наблюдение видов водоёмов.

14 - 19

9

№ 12, 13

10 № 15

38

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. Практическая работа «Фильтрование воды» Работа 7

Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры

экономного расходования питьевой воды.

Умение работать с разными источниками информации

20 - 26

13

№ 19

39

Экскурсия «Водоёмы родного края». Практическая работа с картой родного края.

Умение различать разные виды водоёмов.

Умение представлять

результаты наблюдений в разной форме.

10 № 14

11 № 16, 17

40

Разнообразие водоёмов обобщающий урок. Тест 7. Проектная работа «Реки и люди»

Проверяем усвоение

понятий: естественный и искусственный

водоёмы, океан, море,

река, исток, приток,

устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал.

Правила безопасного

поведения на воде

Умение работать со

схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов

12

№ 18

Человек и общество – 8 часов

41

Человек – общественное существо. Формы общения. Наблюдение взаимоотношений людей разного возраста.

Человек – общественное существо, общительный человек, жест, мимика.

Умение моделировать

ситуации общения.

28 - 33

14

№1, 3

42

Уроки вежливости. Ролевая игра «Уроки вежливости»

Правила вежливого

общения с людьми

разного возраста, с

родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах.

Умение моделировать

ситуации вежливого общения

34 - 37

43

Физическая и духовная красота человека.

Физическая и духовная красота человека,

нравственные ценности красивого человека, черты его характера

Умение оценивать

формы поведения во

взаимоотношениях

с одноклассниками,

друзьями, взрослыми.

38 - 41

14 №2

15 № 4, 5, 6

44

Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции.

Настроение, эмоции

положительные и отрицательные, умение

управлять эмоциями.

Умение оценивать

своё состояние и состояние окружающих людей

42 - 47

45

Друзья, их значение в жизни людей. Проектная  работа «Мой лучший друг». Тест 8

Друг, дружба, дружный коллектив

Умение давать оценку

поступкам одноклассников.

48 - 51

46

Семья. Родственники.

Семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная.

Умение работать со

схемами, выделять

главную мысль в тексте.

52 - 57

16

№ 7- 10

47

Семейные заботы и традиции. Проектная работа «Памятная реликвия»

Забота, обязанность,

взаимопомощь, личные и семейные дела,

традиция, реликвия,

потомственная профессия

Умение выполнять

проектную работу и

презентовать её.

58 - 63

17 – 19

№ 11 - 16

48

Родословная семьи. Моделирование генеалогического древа. Тест 9

Выбор темы и проблем, которые исследуются. Выбор источников информации,

как с ними работать.

Возможные формы

презентации результатов исследования.

Умение выполнять

проектную работу и презентовать её

64- 66

20

Наша Родина – Россия – 10 часов.

49

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. Практическая работа «Национальные одежды»

Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.

Составление рассказа по картинке

67 - 71

50

Российская Федерация, её государственные символы.

Российская Федерация, республика, край,

область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб,

флаг, гимн России.

Воспитание патриотизма

72 - 75

21

№ 1,

 2 форзац

51

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. Тест 10

Закон, Конституция,

права и обязанности

гражданина России,

государственный, профессиональный, семейный праздники.

Умение работать с текстом

76 - 79

21 № 2

22 № 3

52

Москва – столица России. Наблюдение исторических памятников.

Столица, достопримечательность, основные

исторические памятники Москвы, Санкт–

Петербурга, Великого

Новгорода.

Умение выполнять

проектную работу.

80 - 85

22 № 4

23 № 5

53

Российские города. Города – миллионеры, города – герои.

Старинный город

(древний),

город-герой,

город-миллионер,

культурный, промышленный, торговый

центр, кремль,

герб города.

Умение выделять нужную информацию из

текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём.

86 - 89

24 №7

25 № 8

54

Экскурсия «Родной город, его достопримечательности». Работа 8

Основные понятия,

подлежащие контролю: Родина, государство, столица, флаг,

герб, гимн, столица, город - герой

Умение выполнять тестовые задания разных типов, работать

с блок-схемами алгоритмов.

23 № 6

24 № 7

55

Горожане и селяне. Проблемы современного города. Наблюдения за жизнью города и села.

Архитектор, небоскрёб, сквер, парк,

улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая

зоны, места отдыха в

городе.

Умение кодировать

информацию.

90 - 94

25 № 8

26  № 9

56

Проблемы современного города. Проект «Я – экскурсовод»

Свалка, переработка, отходы городского

хозяйства и бытовые,

контейнер для сбора

отходов, металлический лом; безопасное

и экологически грамотное поведение в городе и за городом.

Проводить наблюдения, анализировать их.

94 - 97

27

№ 10

57

Виды транспорта. Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта.

Транспорт наземный,

подземный, водный,

воздушный, грузовой,

общественный, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение ставить проблемы и решать их,

работать со схемами,

блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.

98 - 103

28 № 11-13

29 № 14-15

58

Виды транспорта. Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта. Работа 9

30 – 31

№ 16 - 18

Человек – творец – 10 часов

59

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия – археолог.

Музей, экспонат музея, окаменелость,

исторический, краеведческий, палеонтологический музеи.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

104 - 106

31 № 19

34 № 21

60

Старинные и современные предметы одежды и быта.

Быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти;

лампада, факел, керосиновая лампа, свеча;

правила безопасного

пользования осветительными приборами

Умение анализировать

рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.

107 - 109

34 № 22

35 № 23

61

Старинные и современные средства письма, счёта, связи. Тест 11

Знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер;

глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи,

почта; умение пользоваться современны-

ми средствами счёта и связи.

Умение анализировать

рисунки и текстовую

информацию, выполнять проектную работу и презентовать её.

110 - 115

32 – 33

№ 20

62

Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи. Работа 10

Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант,

певец, театр, цирк,

консерватория, опера, пьеса, спектакль; правила культурного поведения в театре, цирке, художественном музее.

Умение оценивать

произведения искусства, своё поведение и

других людей.

117 - 119

36

№ 24

63

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Урок презентации проектных работ. Составление проекта озеленения двора.

Художественное и научное представление

знаний об окружающем мире.

Умение выполнять и

презентовать проектное исследование.

64

Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия. Наблюдения симметричных узоров в предметах обихода.

Симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии, умение различать симметричный

и несимметричный предметы.

Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений

37 – 38

№ 25, 26

65

Осевая симметрии. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире. Практическая работа «Определение оси симметрии»

Осевая симметрия, её

признаки, линия симметрии; умение различать предметы, обладающие осевой симметрией, проводить линию симметрии,

Умение работать с разными источниками информации

120 - 121

39 – 41

№27 - 33

66

Центральная (поворотная)  симметрия. Центр симметрии. Наблюдения симметричных узоров в городских сооружениях.

Центральная (поворотная) симметрия,

центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии.

Умение применять

знания в практической деятельности.

42

№ 34 -36

67

Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент (ячейка) переноса и его повторяемость. Практическая работа «Проверка симметричности плоских фигур»

Признак переносной (орнаментальной) симметрии, элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент;

умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах.

Умение применять

знания в практической деятельности

122

43 №37-39

44 № 44

68

Виды симметрии в изделиях людей. Работа 11

Основные понятия и

умения, подлежащие

контролю: симметричный и несимметричный предметы, виды симметрии, умение

изображать предметы,

обладающие симметрией, проводить линии симметрии.

Умение оценивать результаты своего учебного труда, соотносить

их с успехами других учеников

123 - 125

45 – 46

№ 41 - 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...