Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_2018-19uch.g.docx49.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.

С учетом:

Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Дмитровской СОШ №10 с УИОП  

  • Авторской учебной программы под редакцией А.А. Плешакова, Е. А. Крючковой (М., "Просвещение". 2015г.).
  • Методического письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
  • Положения о рабочих программах МОУ Дмитровской СОШ №10 с УИОП.
  • Учебного плана МОУ Дмитровской СОШ № 10 на 2018/2019 учебный год.

Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

       В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены задачи предмета:

1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) воспитывать осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

                        

                        Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы предмет «Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».  На его изучение в 4 классе отводится  2 часов в неделю из обязательной части, 68 часов в год.  

 Программа будет реализована за 69 часов с учётом календарного графика, поэтому добавляем 1 тему в разделе «Природа России».  

Плановых контрольных работ – 1, проверочных – 5, проектов – 2, практических работ - 12, экскурсий – 4.

УМК:

1. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы - А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова.  М., "Просвещение", 2015г.

     2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Авторы - А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова. М., "Просвещение", 2016 г.

    3. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс. Автор – Т.Н. Максимова. М. «ВАКО», 2014 г.

        2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ

 Ученик научится:

  • характеризовать Землю - планету Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года.
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
  • различать план местности и географическую карту;
  • различать формы поверхности суши, объяснять, как солнце, вода и ветер изменяют поверхности суши в результате деятельности человека;
  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря и крупные реки, границы России, некоторые города России;
  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
  • характеризовать природные зоны России;
  • характеризовать особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные
    ископаемые, водоёмы, природные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • определять некоторые современные экологические проблемы;
  • объяснять, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории; особенности исторической карты;
  • различать исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века,
    новейшее время;
  • рассказывать о новейших событиях и великих людях отечественной истории;
  • различать государственную символику и государственные праздники современной
    России;
  • различать права и обязанности гражданина и ребёнка;
  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя и Российское государство);
  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа;
  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
  • рассказывать об основных событиях истории своего края;
  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства;
  • описывать культурные достопримечательности своего края.

Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать природные объекты;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку
    деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости;
  • овладеть элементарными приёмами чтения географической и исторической
    карты;
  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
  • взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  

  Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество. 9 часов.

 Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономии. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи. И времён года. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды - скопление звёзд в созвездия Тельца. Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта. Представление о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

Природа России. 11 часов

Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причины смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их разрешения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных. Местоположение  зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих  зон и пути их разрешения. Заповедник «Чёрные земли» Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья Кавказа. Дендрарий г. Сочи. Национальный парк « Сочинский»

Родной край – часть большой страны. 15 часов.

Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края. Водные богатства своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств. Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. Лес- сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Страницы всемирной истории. 5 часов.

История первобытного общества. Первобытное искусство. История Древнего мира. Древний Египет. Древняя Греция. Древний Рим. Культура, религия. Археологические находки. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций.

Страницы истории России. 20 часов.

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён. Торговый путь «варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. Феодальная раздробленность на Руси в середине 12 века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце 13 – начале 14 века. Московский князь Иван Калита- собиратель русских земель. Сергий Радонежский. Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжества вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орёл.  Укрепление экономики. Иван Грозный – первый российский царь. Земской собор. Опричнина. присоединение Казанского  и астраханского ханств. Начало освоения Сибири. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, МелентияСмотрицкого, Кариона Истомина. Смута.  Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр 1- первый российский император. Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра 1. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном. Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в 19в.: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги. Транссиб, открытие Политехнического музея. Николай 11 – последний император России. Возникновение политехнических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов. Начало  В.О.В. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы, Цена Победы. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир». Международная космическая станция. Развитие СССР до1980-хгодов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР. Понятие о федеративном  устройстве России. Многонациональный характер населения России.

Современная Россия. 9 часов.

Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, правительство. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к родной стране. Праздники в жизни человека. Семьи. Страны. День России. День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции. День защитника Отечества, День Победы, новый год, Рождество христово День весны и труда. Регионы и города России, их история. Важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

Практическая часть программы

Экскурсии

1полугодие

2 полугодие

Дата

Дата

1. Поверхность нашего края.

27.11

 1. Экскурсия в музей воинской славы.

18.04

2. Экскурсия в лес и на луг.

11.12

3. Экскурсия к водоёму.

25.12

Практические работы

1.Показ с помощью глобуса смены дня и ночи, времён года.

06.09

1. Показ изучаемых объектов на исторических картах.

14.02

2.Знакомство с картой звёздного неба.

11.09

3. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

13.09

4. Знакомство с историческими картами.

20.09

5. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

09.10

6. Поиск и показ на карте природных зон России.

16.10

7. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон.

06.11

8.  Знакомство с картой края.

22.11

9. Изучение полезных ископаемых своего края.

04.12

10. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознание с помощью атласа-определителя.

20.12

11. Знакомство с культурными растениями  края.

27.12

Наши проекты (по выбору)

1. Путешествуем без опасности!

2.Всемирное наследие в России.

3. Красная книга России.

4. Заповедники и национальные парки России.

5. Всемирное наследие за рубежом.

6. Международная Красная книга.

7. Национальные парки мира.

8. Как защищают природу.

9. Экологическая обстановка в нашем крае.

10. Красная книга нашего края.

11. Охрана природы в нашем крае.

12. Мой атлас-определитель.

13. Мои « Зелёные страницы»

14. Чему меня научили уроки экологической этики.

1. Путешествие по городам мира.

2. Имя на глобусе.

3. Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа, лётчика.

4. Открытие берестяных грамот

5. Правители Древней Руси.

6. История открытия пролива между Европой и Америкой.

7. В дворянской усадьбе

8. В крестьянской избе.

9. День горожанина: начало хх . века

10. Новые имена светской эпохи.

11. Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки.

12. Календарь праздников моей семьи.

13. Наш край (город) в годы

Великой  Отечественной.  

14. Великая Отечественная войны в воспоминаниях ветеранов.

15. Инженерно-технические сооружения родного края

4.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименования разделов и тем.

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения

Земля и человечество. 9 часов

1

Мир глазами астронома. Инструктаж по ТБ.

04.09

2

Планеты Солнечной системы. Пр. р. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года?

06.09

3

Звёздное небо – великая книга Природы.

Пр. р. Знакомство с картой звёздного неба.

11.09

4

Мир глазами географа. Пр. р. Работа с глобусом и географической картой.

13.09

5

Мир глазами историка.

18.09

6

Когда и где? Пр. р. Знакомство с историческими картами.

20.09

7

Мир глазами эколога.

25.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

27.09

9

Международная красная книга.

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Земля и человечество».

02.10

Природа России. 11 часов

10/1

Равнины и горы России.

04.10

11/2

Моря, озёра и реки России. Пр.р. Равнины и горы, моря, озёра и реки России на карте.

09.10

12/3

Природные зоны России.

11.10

13/4

Зона арктических пустынь. Пр. р. Поиск и показ на карте природных зон России

16.10

14/5

Тундра.

18.10

15/6

Леса России. 

23.10

16/7

Лес и человек.

25.10

17/8

Зона степей. Пр. р. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон

06.11

18/9

Пустыни.  

08.11

19/10

У Чёрного моря.

13.11

20/11

Проверка и оценка своих достижений по разделу « Природа России».

15.11

Родной край – часть большой страны. 15 часов

21/1

Наш край.

20.11

22/2

Поверхность нашего края. Пр. р. Знакомство с картой края

22.11

23/3

Поверхность нашего края (экскурсия)

27.11

24/4

Водные богатства нашего края.

29.11

25/5

Наши подземные богатства. Пр. р. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.

04.12

26/6

Земля -  кормилица.

06.12

27/7

Экскурсия в лес и на луг.

11.12

28/8

Жизнь леса.

13.12

29/9

Жизнь луга.

18.12

30/10

Жизнь в пресных водах. Пр. р. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознание с помощью атласа-определителя

20.12

31/11

Экскурсия  к водоёму (Выбор темы проекта).

25.12

32/12

Растениеводство в нашем крае. Пр. р. Знакомство с культурными растениями нашего края.

27.12

33/13

Животноводство в нашем крае. Инструктаж по ТБ.

10.01

34/14

Презентация проектов.

15.01

35/15

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Родной край – часть большой страны».

17.01

Страницы всемирной истории. 5 часов

36/1

Начало истории человечества.

22.01

37/2

Мир древности: далёкий и близкий.

24.01

38/3

Средние века: время рыцарей и замков.

29.01

39/4

Новое время: встреча Европы и Америки.

31.01

40/5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

05.02

Страницы истории России. 20 часов

41/1

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страницы всемирной истории».

Жизнь древних славян.

07.02

42/2

Во времена Древней Руси.

12.02

43/3

Страна городов. Пр. р. Показ изучаемых объектов на исторических картах.

14.02

44/4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

19.02

45/5

Трудные времена на Русской земле.

21.02

46/6

Русь расправляет крылья.

26.02

47/7

Куликовская битва.

28.02

48/8

Иван Третий.

05.03

49/9

Мастерская печатных дел.

07.03

50/10

Патриоты России.

12.03

51/11

Пётр Великий.

14.03

52/12

Михаил Васильевич Ломоносов.

19.03

53/13

Екатерина Великая

21.03

54/14

Отечественная война 1812 года.

02.04

55/15

Страницы истории ХIХ века.

04.04

56/16

Россия вступает в ХХ век.

09.04

57/17

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

11.04

58/18

Великая Отечественная война и Великая Победа.

16.04

59/19

«Героическая летопись России».

Экскурсия в музей воинской славы.

18.04

60/20

Страна, открывшая путь в космос.

23.04

Современная Россия. 9 часов

61/1

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страницы истории России».

Основной закон России и права человека.

25.04

62/2

Мы – граждане России.

30.04

63/3

Славные символы России.

07.05

64/4

Такие разные праздники.

14.05

65/5

Путешествие по России.  По Дальнему востоку и Сибири.

16.05

66/6

Путешествие по России. По  Уралу и северу европейской части России.

21.05

67/7

Итоговая контрольная работа. (Выбор темы проекта).

23.05

68/8

Путешествие по России. По Волге и югу России.

28.05

69/9

Презентация проектов.

30.05

Итого

69 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...