Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Проровская Маргарита Андреевна

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим  людям;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

- составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

- приводить примеры народов России;

- сравнивать город и село, городской и сельский дома;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- оценивать отношение людей к окружающему миру;

- различать объекты и явления неживой и живой природы;

- находить связи в природе, между природой и человеком;

- проводить наблюдения и ставить опыты;

- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

- сравнивать объекты природы, делить их на группы;

- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

- различать виды транспорта;

- приводить примеры учреждений культуры и образования;

- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

- приводить примеры семейных традиций;

- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- ориентироваться на местности разными способами;

- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

- различать водные объекты, узнавать их по описанию;

- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир»

Где мы живем(4 ч )

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.  Экскурсия:Что нас окружает?

Природа(20 ч )

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села(10 ч )

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).  Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность(9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.

Общение(7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия(18 ч )

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.  Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.     Экскурсии:Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.  Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Календарно – тематическое планирование.

Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Где мы живем (4 ч)

1

5.09.2018

Родная страна. Россия – многонациональная страна. Государственный  язык.

2

7.09

Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений.  Проект «Родной поселок».

3

12.09

Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Входная контрольная работа.

4

14.09

Проверочная работа по разделу «Где мы живем».

Природа (20 ч)

5

19.09

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы.

6

21.09

Явления природы. Термометр – прибор для измерения температуры.  Практическая работапо теме  «Измерение температуры».

7

26.09

Погода и погодные явления. Условные знаки для обозначения погодных явлений.

8

28.09

Экскурсия по теме « В гости к осени». Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

9

3.10

Осенние явления в неживой и живой природе, их  взаимосвязь.

10

5.10

Звездное небо. Различие созвездий. Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

11

10.10

Гранит и его состав .Практическая работапо теме«Знакомство с горными породами и минералами»

12

12.10

Значение воздуха для растений, животных и человека.

13

17.10

 Значение  воды для растений, животных и человека.

14

19.10

Эстетическое воздействие растений на человека.

15

24.10

Разнообразие животных.   Зависимость строения животных от их образа жизни.

16

26.10

Взаимосвязь с природой. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

17

7.11

 Дикорастущие и культурные растения.

18

9.11

Дикие и домашние животные. Сходство и различие животных.

19

14.11

Комнатные растения. Комнатные растения, роль в жизни человека. Практическая работа«Осваивание приемов ухода за комнатными растениями».

20

16.11

Животные живого уголка. Особенности ухода. Роль содержания животных для здоровья человека.

21

21.11

Про кошек и собак  Породы кошек и собак. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

22

23.11

Красная книга. Необходимость создания Красной книги.

23

28.11

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту». Правила друзей природы.

24

30.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Жизнь города и села (10 ч )

25

5.12

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля

26

7.12

Использование природных материалов для изготовления предметов.

27

12.12

Строительство дома. Представление о технологии строительства домов.

28

14.12

Виды транспорта.  Первоначальные представления об истории развития транс порта.

29

19.12

Культура и образование. Учреждения культуры и образования.

30

21.12

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Проект «Профессии».

31

26.12

Экскурсия.Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

32

28.12

Зимние явления в неживой и живой природе.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», или «Возьмем под защиту», «Профессии». Представление результатов проектной деятельности.

Здоровье и безопасность.( 9 ч)

35

Строение тела человека. Местоположение органов и их работа.

36

Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи

37

Берегись автомобиля!

38

Школа пешехода. Практическая работа «Упражнение  в соблюдении изученных правил безопасности  под руководством учителя».

39

Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.

40

Правила противопожарной безопасности.

41

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

42

Опасные незнакомцы. Практическая работа«Освоение  правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми».

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверка знаний и умений.

Общение (7 ч )

44

Семья  как единство близких людей. Культура общения в семье.

45

Проект «Родословная». Подготовка к выполнению проекта.

46

В школе. Классный и школьный коллективы.

47

Правила вежливости. Практическая работа «Отработка основных правил этикета».

48

Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи.

49

Правила поведения в общественных местах.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний и умений.

Путешествия (18 ч)

51

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.  Форма Земли.

52

Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

53

Ориентирование на местности. Практическая работа«Освоение приёмов ориентирования по компасу».

54

Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

55

Водные богатства- океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Водные богатства родного края.

56

Экскурсия. Наблюдения над весенними явлениями  природы.

57

Весенние явления в неживой и живой природе.

58

Россия на карте. Изображение территории России на карте.  

59

Проект «Города России».  Подготовка к выполнению проекта.

60

Путешествие по Москве.  Основные достопримечательности столицы.

61

Город на Неве Санкт-Петербург — Северная столица России.

62

Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты),  их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках.

63

15.05

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

64

17.05

Страны мира. Проект «Страны мира». Подготовка к выполнению проекта.

65

22.05

Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе.

66

24.05

Итоговая проверочная работа за 2 класс.

67

29.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

68

31.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...