Про воздух
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Корнилова Анна Вячеславовна

УМК "Школа России" 2 класс, окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока637.72 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР, 2 «В» КЛАСС

ТЕМА УРОКА: «ПРО  ВОЗДУХ»

УЧИТЕЛЬ: КОРНИЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Цели урока

Формировать представления о воздухе и его необходимости для жизни людей и растений; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять основные свойства воздуха, общие условия, необходимые для жизни человека, животных и растений;, анализировать схемы, показывающие загрязнение воздуха, узнают о составе воздуха.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему «Про воздух» , учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков УМК «Школа России», индивидуальные карточки с заданием, сигнальные карточки для рефлексии.

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

I. Организационный
момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка, карандаш?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

- Понимают значение знаний для человека и принимают его;

- правильно идентифицируют себя с позицией школьника (Л)

II. Целеполагание

Совместно с учителем определяют тему урока, формулируют цели

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

- Чем важен воздух всем обитателям Земли?

- А какой он, воздух, из чего состоит?

- Определите тему сегодняшнего урока. 

- Какую цель поставим перед собой на уроке? 

Составим план работы на урок.

- Воздух

Воздух и его свойства

Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого

1.Значение воздуха.

2. Состав воздуха.

3. Свойства воздуха.

4.Чистота воздуха

5.Вывод.

Фронтальная

– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

III. Актуализация знаний

Беседа по теме «Про воздух»

Проводит беседу по вопросам:

- Что вы знаете о воздухе?

Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?»

Отвечают на вопросы, вспоминаютранее полученную информацию, формулируют высказывания.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о ветре, охране чистоты воздуха; логические – осуществляют поиск необходимой информации; удовлетворяют познавательный интерес.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения

III. Изучение

нового материала

Пункт плана 1.

Беседа.

Практическая работа по материалам учебника
(с. 48) с использованием иллюстраций.

– К нам в гости пожаловал Лосяш. Он хочет проверить вашу смекалку и сообразительность.

– Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах был ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уже потом в лесу отдышался.

– Может ли такое быть? Почему?

– Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

– Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут.

Как и человеку, воздух необходим животным и растениям

В чем ещё значение воздуха?

Для человека он имеет особую важную роль.

Полет самолетов, воздушных шаров, работа ветряной мельницы и движение парусников и т. д.

На стр. 48 учебника используя рисунок, обсудите в парах значение воздуха для растений, животных, человека

Итак, зачем на планете воздух?

ВЫВОД: воздух необходим для существования всех живых существ

Слушают, анализируют, высказывают предположения.

Опытным путем проверяют полученную информацию (задерживают дыхание)

Высказывают свои предположения.

Работают по учебнику.

Формулируют вывод по первому пункту плана.

Фронтальная, парная

Познавательные: общеучебные –извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализируют объект, выделяют главное.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

III. Изучение

нового материала

Пункт плана 2.

Беседа, использование наглядного материала

– Из чего же состоит воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

 Итак, из чего состоит воздух?

ВЫВОД:  воздух – это смесь газов: кислорода, азота и углекислого газа.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения

воздух – это смесь разных газов: азота, кислорода и углекислого газа.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные –

– определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания анализируют объект, выделяют главное.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

III. Изучение

нового материала

Пункт плана 3.

Презентация
на тему «Про воздух»

Заполнение карточки Прил. 1

Мы разобрались с тем, что такое воздух и  какую роль он выполняет, теперь разберемся со третьим пунктом плана. Что значит «свойства»?

– Воздух окружает нас всегда и везде.

– Докажите, что воздух есть и в классе. (Веер, дышим, махи руками)

– Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. СЛАЙД 2

– Как ещё мы можем почувствовать воздух? (Поднять руку вверх и резко её опустить, быстро пройтись по классу, открыть окно)

Но можем ли мы его увидеть?

О каком свойстве можно сказать? (Прозрачность)

Предметы кажутся нам пустыми, но

проведя простой опыт, мы можем убедиться, что они наполнены воздухом. СЛАЙД 3

Проведение опыта

 Можем ли мы проверить коков воздух на вкус? СЛАЙД 4

Имеет ли воздух запах? СЛАЙД 5

А имеет ли воздух вес? СЛАЙД 6

Опыт 5 надуйте один шарик, а второй оставьте пустым. Взвесьте из на чашах весов.

Что получилось? СЛАЙД 7

ВЫВОД: воздух прозрачный, не имеет вкуса, чистый воздух не имеет запаха и имеет вес.

Просматривают презентацию. Выполняют задания, отвечают
на вопросы

Вывод: прозрачный и заполняет всё свободное пространство

 Вывод: воздух не имеет вкуса

Вывод: чистый воздух не имеет запаха

Вывод: воздух  имеет вес

Познавательные: общеучебные –извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации;– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания анализируют объект, выделяют главное.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Физминутка

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. 

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. 

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. 

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка!

Мы взбираемся на холм, 

И немного отдохнём. 

(Дети плавно качают руками над головой.) (Потягивания — руки вверх.) (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) (Приседания.)

(Ходьба на месте.) (Дети садятся за парты.)

фронтально

-умение соотносить свои действия с действиями учителя; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную (Р). -социальная компетентность и -учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; -умение слушать и вступать в диалог (К);

-умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал (Л).

III. Изучение

нового материала

Пункт плана 4.

Беседа, работа по учебнику, просмотр и обсуждение презентации

Выполнение задания №2 на карточке.

Прил.2

– Чистый воздух – одно из главных богатств природы. СЛАЙД 8 Согласны ли вы с этим утверждением? Почему так говорят?

Рассмотрите фотографию на стр. 49, СЛАЙД 9 попробуйте объяснить от чего загрязняется воздух?

Какие еще источники загрязнения вы знаете? СЛАЙД 10

Что может сделать человек, чтобы воздух был чище?

Что мама делает чтобы воздух в доме был чистым?

Какой вывод сделаем по этому пункту плана?

ВЫВОД: воздух одно из главных богатств природы, человеку необходимо заботиться о его чистоте.

Высказывают своё мнение.

Рассматривают учебник, отвечают на вопросы.

Обсуждают в паре и выполняют задание на карточке.

Фронтальная, парная

Познавательные: общеучебные –извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания анализируют объект, выделяют главное.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение тестового задания

  Прил.3

Объясняет выполнение задания.  

Фронтальная проверка СЛАЙД 11

Самостоятельно выполняют задание, сверяют свои ответы с шаблоном

Индивидуальная, обсуждение фронтально

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – использование знаковосимволических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П) – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

V. Домашнее задание

Запись в дневниках.

Нарисовать плакат по охране воздуха в городе или доме.

Записывают домашнее задание

Фронтально

-умение соотносить свои действия с действиями учителя;

VI. Итоги урока. Рефлексия

Беседа с использованием сигнальных карточек.

–  Какую задачу ставили?

–  Удалось решить поставленную задачу?

–  Каким способом?

-Что узнали?

-Чему научились?

–  Где можно применить новые знания?

Поднимите зеленую карточку, кто достиг поставленных целей, у кого возникли трудности и  – красную

Отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Используют сигнальные карточки для рефлексии.

Фронтально

– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


Приложение 1

«Лаборатория чудесных превращений воздуха».

                                                            Свойства воздуха

Приложение 2

Приложение 3

ТЕСТ по теме «Про воздух»                                                                                   Где больше всего кислорода?

Продолжи фразу: « Воздух это – …»                                                                           1. над городом;

1. жидкое вещество;                                                                                                      2. над озером;

2. смесь газов;                                                                                                                3. над лесом.

3. любое вещество природы.

  • В состав воздуха входят:

1. азот, кислородный газ;

2. азот, гелий и кислород;

3. азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.

  • При дыхании человек выделяет:

1. кислород;

2. углекислый газ;

3. другие примеси.

  • Свойства воздуха:

1. цвет белый, без запаха, без вкуса;

2. без цвета, без запаха, без вкуса;

3. прозрачный, имеет запах и вкус.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Про воздух Окружающий мир 2 класс Учитель начальных классов: Корнилова Анна Вячеславовна ЗАТО Комаровский, 2018

Слайд 2

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Слайд 3

Опыт 2.

Слайд 4

Имеет ли воздух вкус? Опыт 3.

Слайд 5

Опыт 4. Имеет ли воздух запах?

Слайд 6

Опыт 5. Имеет ли воздух вес?

Слайд 9

Работа по учебнику. Прочитай текст на стр.49 учебника. Рассмотри схему в учебнике (стр.49) и объясните значение схемы. Что необходимо делать, чтобы защитить воздух от загрязнения?

Слайд 10

Отчего загрязняется воздух?

Слайд 11

Продолжи фразу: « Воздух это – …» 1. жидкое вещество; 2 . смесь газов; 3. любое вещество природы. В состав воздуха входят: 1. азот, кислородный газ; 2. азот, гелий и кислород; 3. азот, кислород, углекислый газ и различные примеси. При дыхании человек выделяет: 1. кислород; 2. углекислый газ; 3. другие примеси. Свойства воздуха: 1. цвет белый, без запаха, без вкуса; 2. без цвета, без запаха, без вкуса; 3. прозрачный, имеет запах и вкус. Где больше всего кислорода? 1. над городом; 2. над озером; 3. над лесом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха

Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Презентация учебного проекта "Воздух. Влажность воздуха"

Представляю презентацию исследовательского проекта "Воздух. Влажность воздуха"....

Воздух. Свойства воздуха.

Цели данного урока:·         познакомить с составом воздуха, его свойствами;·         показать влияние загрязнений окруж...

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме:"Воздух.Температура воздуха."

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме: "Воздух.Температура воздуха"....