Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода - растворитель"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лузина Ирина Александровна

Разработка урока составлена в виде технологической карты  для  УМК "Перспективная начальная  школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh.mira_voda_rastvoritel.docx36.82 КБ
Файл voda_rastvoritel.pptx917.08 КБ

Предварительный просмотр:

                             Предмет: окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Вода – растворитель»

Место урока в теме: урок изучается в разделе «Чудесные превращения воды в природе».  1час.

Тип урока: изучение нового материала, урок – заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: формирование представления о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах.

Задачи урока:

1. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс;

2.Организовать формулировку и согласование цели урока;

3. Организовать открытие новых знаний;

4. Способствовать формированию рефлексии.

   Оборудование: стеклянные стаканы, ложечки, воронки, бумажные салфетки, вещества для проведения опытов: соль, сахар, речной песок.  Вещества для закрепления темы: сок, кофе, мыло, уксус, молоко, мел, акварельные краски, таблетки, сода. Учебник «Окружающий мир» 3 класс часть 1, карточки – « Свойства воды»,  исследовательские дневники – инструкции.

                                                                            Технологическая карта урока

Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Результат, универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

  Задача: создать внутреннюю потребность включения в учебный процесс

      - Добрый день!

Ну а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт и удачу.

Посмотрите друг на друга и пожелайте мысленно всего самого доброго.

Мы будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

Выполнение задания

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

  1. Актуализация знаний

     Задача: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Свойства воды»

- А начать наш урок я хотела бы с загадки:

«С горы сбегая без труда, она гремит как гром.

В морозный день она тверда - руби хоть топором.

Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам: зовут её …

Слайд №3

- Вода – самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле.

«Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи.  Слайд №4

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

- Ребята, как вы думаете, а всё ли вы знаете о воде? Ученица нашего класса  проводила  небольшое исследование о воде. Сейчас она нам расскажет.

- Да мы много знаем о воде.

Давайте вспомним  свойства, которыми обладает вода. Для это необходимо выбрать из списка  правильный вариант. (Список свойств) Слайд № 5.

Учитель  прикрепляет на доску (таблички) свойства воды, выбранные учащимися.

(Приложение №1)

- Растворитель - это свойство воды  или нет?

- Возникает проблема  - кто – то согласен, а кто-то нет. А хотите узнать «Растворитель – это свойство или нет?»

- Я думаю, что в конце урока мы придём к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды.

- Раскрыть новое свойство воды нам поможет очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир», которое объявляю открытым.                                            

 Вода

Выступление ученицы.

Обучающиеся выбирают свойства воды.

Ответы детей.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: обоснование своего суждения.

Личностные: уважительное отношение к мнению одноклассника.

Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: извлечение из памяти сохранённой информации.

  1. Постановка учебной задачи

    Задачи: сформулировать и согласовать цель урока, определить средства достижения результата.

- Чтобы определить тему нашего заседания послушайте, пожалуйста, древнюю историю.

   «Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги,  так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.

      Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него ват».

- Ребята, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее.

- Попробуем сформулировать тему нашего заседания.

Прочитаем слова Кости.

(Слайд №6)

- Постарайтесь определить, какова цель нашего заседания.

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока, прочитайте слова Маши.

- Что сегодня будет объектом исследования?

Объект – вода.

Ответы детей

«Вода – растворитель»

Чтение текста. (Костя и Маша)

Проверить, обладает ли вода свойством растворять разные вещества.

Провести опыты.

Познавательные: анализ текста, извлечение необходимой информации, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательной задачи.

  1. Исследовательская деятельность учащихся.

  Задачи: расширить представления о растворимых и нерастворимых в воде веществах.

- Ребята, хотите узнать больше о воде и её свойствах?

- Предлагаю наш класс на сегодня для исследования превратить на время в научный центр, а работать в нём будут  три исследовательские  группы.

 - В каждой группе есть руководитель, докладчик и  лаборант. Вы должны будете распределить обязанности между собой.

- Давайте напомним всем, какая у нас задача?

Наша задача – провести опыты и проверить свойство воды растворять разные вещества. Все готовы?

О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе. Прочитаем инструктаж по работе над опытом.

(Слайд № 7)

- Выводы, которые сделают группы, приведут к нашей конечной цели.

Напомню алгоритм работы:

- внимательно изучить задание,

- провести опыт, сделать вывод,

- оформить результаты опытов,

- обмениваться мнением друг с другом тихо, не мешая другим.

- Сейчас группы получат задания. Подойдите ко мне руководители групп  и выберите задание для своей группы, с каким веществом вы будете работать. (Задание с отгадыванием загадки)

1 группа

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

2 группа      

Что же это за песочек, 

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (Сахар)

3 группа

 Он и желтый, и сыпучий, 

Во дворе насыпан кучей, 

Если хочешь, можешь брать 

И играть.  (Песок)

 

- Группы получили  задание. Могут приступать к работе. У вас на столах находится всё необходимое для опытов.

Изучите инструкцию и выполните  исследования.

Внимательно читаем   порядок действий – ход работы. Всё понятно?

Проводим опыты.

Затем делаем выводы. Куда запишем выводы?

 И так все готовы? Все исследователи  приступают к работе.

(Приложение №2)

Дети в каждой группе распределяют роли.

Ответы детей

- Необходимо бережно относиться ко всем приборам и материалам,

- во время проведения опыта можно не толь сидеть, но и стоять,

- работать аккуратно.

Ученики подходят и получают задание.

Потом озвучивают его.

В колонку «Вывод»

Познавательные: формулирование проблемы, доказательность правильности своих мыслей.

Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, умение работать по алгоритму, наблюдать, делать выводы.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, умение предлагать помощь.

Личностные: умение соблюдать установленные правила, сотрудничество в разных ситуациях.

  1. Реализация проекта.

- А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды растворять разные вещества.

Сделаем вывод.

- Вода - прекрасный растворитель. Учёные  считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно.

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром.

- Мы должны были узнать является ли вода – растворителем. Можно ли добавить новое свойство воды.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

1 группа.

В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы пробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.

2 группа.

В стакане нет сахара, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы пробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился  в воде.

3 группа.

Песок не растворился в воде, он лежит на дне стакана. Вода стала мутной и грязной, в ней плавают мелкие частицы. Вода не смогла растворить песок.

Выводы:

Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде.

Растворимые вещества: соль, сахар. Речной песок в воде не растворяется.

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.

Познавательные: формулирование проблемы, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы.

Регулятивные: контроль, выбор действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение предлагать помощь.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Итак, вы узнали новое свойство воды. Ещё раз проконтролируем результаты наших действий на материале учебника.

- Открываем учебник, находим тему «Вода – растворитель» с.87. Читаем самостоятельно текст и делаем вывод. Совпали наши выводы с выводами в учебнике? Какое свойство воды вы можете добавить к списку свойств. (растворитель)

 - Теперь это свойство попробуем применить в жизни.

- Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и её свойством – «растворитель».

Учитель выдаёт по группам:

1 группа.

  1. Акварельные краски
  2. Таблетки
  3. Мел

2 группа.

      1.Мыло

      2.Пакетик растворимого кофе

     3. Сода. (в баночке)

3 группа.

  1. Молоко (пакетик)
  2. Сок (пакетик)
  3. Уксус

- Ваша задача выбрать вещества, которые растворяются в воде.

- Итак, делаем вывод: в воде растворяются не только твёрдые, но и жидкие вещества.

Дети  читают  текст на с.87, делают вывод.

Идёт обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1.

Акварельные краски, таблетки растворяются в воде. Мел не растворяется.

Группа №2.

Мыло, кофе, сода растворяются в воде.

Группа №3.

Молоко, сок, уксус  растворяются в воде.

Учащиеся делают вывод.

Познавательные общеучебные: умение использовать полученные знания в практической деятельности

Коммуникативные: построение речевых высказываний

  1. Итог урока, домашнее задание, оценивание.

 

 -  Вы проделали огромную работу, ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат – открыли новое для себя свойство воды. Назовите его ещё раз. (Вода – растворитель)

- Достигла ли цели ваша лаборатория?

- Ребята, у меня в руке стакан воды. Я утверждаю, что вода в нём абсолютно чистая. Кто со мной согласен? А у кого другая точка зрения?

- А как вы думаете, что нам может помочь в этом. Поможет  опыт «Очистки воды». Вы можете его провести в домашних условиях. Для этого вам понадобится воронка, фильтр, чистый стакан.

Я зачитаю, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь.

Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очистки жидкостей, от ненужных примесей.

Слайд № 8

- Изготовить фильтр можно самим.

Взять салфетку и сложить её в несколько раз, можно использовать вату, а также ватный диск. Этот опыт будет вашим домашним заданием. На следующем уроке  я послушаю ваши выводы.

Ответы детей.

Регулятивные: самооценка

  1. Рефлексия учебной деятельности

 - Ребята, как вам работалось в группе? Легко ли вам было заполнять карточку? Были проблемы в работе с опытами?

Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

- А скажите ребята,  мы столько сегодня узнали много о воде. А пригодятся ли вам в жизни эти знания? Где вы можете их применить?

  -  Учёными было доказано, что вода способна впитывать человеческие мысли и эмоции. Пусть ваши мысли и слова всегда будут добрыми! И тогда вода будет вам другом и помощником!

    Спасибо за урок!

Высказывание детей.

Познавательные: работа с информацией.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л узина Ирина Александровна учитель начальных классов МБОУ: Краснодонская ООШ

Слайд 2

Тема: «Вода – растворитель» Провести опыты и наблюдения, сформировать представление о воде – растворителе. Задание:

Слайд 4

Леонардо да Винчи

Слайд 5

С войства воды не имеет формы имеет форму бесцветна белая прозрачная текучая упругая без запаха без вкуса растворитель

Слайд 6

Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир» по теме Задание всем присутствующим: Подготовить доклад по теме «Вода – растворитель» Многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Что берём? Что наблюдаем? Поваренная соль ? Сах ар ный песок ? Речной песок ? Глина ?

Слайд 7

Инструктаж по работе в группе - необходимо бережно относиться ко всем приборам и материалам, - во врем проведения опытов можно не только сидеть, но и стоять, - работать аккуратно, - умей слушать и понимать других, - умей договариваться и приходить к общему мнению.

Слайд 8

ФИЛЬТР, –а, м. - П рибор , устройство или сооружение для очистки жидкостей, от ненужных примесей.

Слайд 9

Приготовлении пищи

Слайд 10

Умываемся и стираем одежду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока окружающего мира 3 класс

разработка урока окружающего мира  по теме "Свойства аоды. Роль воды в природе" 3 класс  УМК Гармония...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...