Проект Масленица
проект по окружающему миру

Рожкова Ольга Павловна

В ходе беседы о русских народных праздниках  дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa1.docx545.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Эх, да Масленица!»

http://www.motto.net.ua/download.php?file=201209/1920x1200/motto.net.ua-23845.jpg

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида №32» г.Майкопа

Каурина Ольга Александровна

Г.Майкоп,2016 год

Вид проекта:познавательно-творческий.

По продолжительности – краткосрочный (1неделя)

Участники проекта – воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, специалисты ДОУ.

Охватываемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическая культура».

Актуальность темы:В ходе беседы о русских народных праздниках  дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Цель проекта:формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.

Задачи проекта:

 1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;

2. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

3. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

4. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

5. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

6. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Содержание проекта:

 I – подготовительный

 Цель: Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

1. Разработка содержания проекта, составление плана работы.

2. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (развивающие игры, художественная литература, стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар).

3. Начать формирование игротеки народных игр (изготовление атрибутов для подвижных игр)

4.Подбор материалов для продуктивной деятельности.

5. Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

6. Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику, к изготовлению куклы-чучела.

II – основной -Практический

 Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

Познавательное и речевое развитие

1. Наблюдения за изменениями в природе.

2. Беседа: «Как на Руси весну встречали!».

3. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Заучивание закличек, стихов, частушек.

4. Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна».

5. Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины».

6. Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации.

7. Знакомство детей с пословицами о масленице.

Физическое развитие

Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле»

Продуктивная деятельность.

1. Рисование: «Зимние забавы». «Едет Масленица дорогая» «Конь-огонь»

2. Аппликация: «Барышня на Масленице».

3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!»

4. Лепка: «Масленичное Солнце!». «Медведи».

III –заключительный -Проведение праздника «Проводы масленицы»

Цель: Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.

1. Музыкально спортивный праздник на улице.

 2. Выпуск книги «Блинный пир на весь мир»

3. Дегустация блинов.

4. Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете.

5. Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».

Прогнозируемые результаты проекта:

 1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Планирование работы над проектом

Центр развития речи

Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Дать представление о народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащать знания детей о национальной культуре.

Беседа «История Масленицы».

Беседа «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни- колядки.

Беседа «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен. З

агадывание загадок

Заучивание закличек, пословиц, стихотворений про масленицу.

Центр книги

Чтение стихотворения Д.Кузнецов «Блины»

Рассказ Т. Нуждиной «Блины»

р.н. сказка «Снегурочка»,

 К.Д. Ушинский «Проказы старухи-Зимы»

М. Ю. Лермонтов «О купце Калашникове (кулачный бой на масленицу)

Чтение потешек, дразнилок.

Рассматривание энциклопедий : «О лошадях», «Русский дом»

Центр движения

 Цель: Упражнять в различных бега, прыжках. Развивать двигательную активность,точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх-забавах.

Составить картотеку народных игр

Обучение русским народным играм: «Гори, гори ясно», «Ниточка, иголочка и узелок», «Два мороза», «Заря-Зарница»

Физкультминутки: «Следы», «Лепим снеговика», «Наш котенок»,

Русские игры забавы: «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Гонки на санках», «Бег в парах», «Снежный тир «Дорожка препятствий», «Встречная эстафета».

Центр музыки

Цель: Закреплять умение чувствовать музыку. её изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Хороводы: «Едет Масленица», «Тень,тень потетень», «Веснянка», «Маслена» Разучивание обрядовых песен: «Наша масленица», «Блины»,

Физкультминутки: «Танцевальная юных фей», «Буратино», «Танцуем с гномами» Слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилева, Чайковского, музыкальные произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Оркестр народных инструментов, Слушание звона колоколов.

Центр искусства

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представления о русской тройке праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.

Рассматривание картин Кустоедиева «Масленица», Соловьева «Тройка», Сурикова «Взятие снежного городка»

 Рассматривание альбомов народных мастеров.

Центр творчества

 Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела из соломы. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений. Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Обогащать знания детей о народном празднике.

Коллективное изготовление куклы-Масленицы.

Рисование «Едет Масленица дорогая», «Зимние забавы», «конь-огонь»

Лепка «Ой блины», «медведи»,  «Масленичное солнце».

Центр кулинарии

Изготовление «Блинной книги»

Наблюдение за трудом повара.

План проекта

Понедельник «Встреча масленицы»

 Цель: Познакомить с традициями народного праздника – «Масленица»

 Беседа«История русского праздника»(прил.№1)

 Разучивание частушек (прил.№2)

Загадки о весне, зиме

Народные игры: «Три ноги». «Перетягивание каната», «Малечина-калечина»

Вторник «Заигрыш»

Цель: Дать представление о русских народных играх-забавах.

 Показ презентации «Как отмечать Масленицу»

Рассматривание иллюстраций народных игрушек, матрешек

 Игры –забавы: «Блинная эстафета», «Бой мешками», «Баня», «Тачки»

 Конкурс частушек, закличек.(прил.№3)

Среда «Лакомка»

 Цель: знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней Знакомство со значением и символикой блинов (Презентация)

Слушание и разучивание песен: «Блины», «Про Масленицу», «Как на масляной неделе»

Приготовления теста для блинов –выпечка блинов

Изготовление куклы – чучелы

Конкурс рисунков на снегу.

Чаепитие с блинами в группе.

Четверг «Разгуляй»

Цель: Дать представление о русской тройке.

Чтение рассказов, стихотворений о лошадях.

Рассматривание картин.

Рисование «Конь – огонь»

Игры – эстафеты: «Перетягивание каната», «Снежный тир» «Скачки на метлах»

Пятница «Прощай Масленица»

Цель: Пробудить интерес детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям

Беседа: «что мы узнали о Масленице?»

Беседа о правилах поведения во время праздника

Хоровод «Ровным кругом», (прил.№4)

Развлечение «Масленичные гуляния»

Используемая литература:

1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998 г. В.М. Петров

2. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

3. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

 4. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

5. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

6. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г

        

За эту неделю вместе со мной дети дети разучили стишки, частушки,сделали поделки своими руками на Масленицу,рисовали рисунки.Такая подготовка к празднику Масленицы в детском саду позволила детям лучше понять суть праздника, познакомиться с основными его атрибутами. В конце недели мы устроили настоящее представление. В сценарий Масленицы мы включили веселые конкурсы, а также выступление различных персонажей: Масленица, Зима, Баба Яга, Скоморохи. Дети рассказывали стишки, отгадывали загадки, пели песни, получали задания от Бабы Яги,Зимы-все это проходило на улице, на свежем воздухе. Мы рассказали деткам,что суть Масленицы в проводах зимы и приближении весны, поэтому, чем дружнее и веселее они проведут праздник, тем скорее придет долгожданная весна. В конце праздника все угостились вкусными блинами.

Приложение№1

ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

Катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Приложение №2

Частушки

1. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья. Марья и Катюша

Песни петь пришли сюда

2. У меня всего три шали

Все они пуховые

Мы девицы молодые

Девушки бедовые

3. Сшила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела

Что же я наделала?

4. Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один ишь дать

5. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приложение №3

Заклички.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №4.

Хороводная игра «Ровным кругом»

Слова к игре:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

Общий танец «Топа – топ»

Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ

Топа – топа, топа-топ

Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп

Хлопай, хлопай, хлопай хлоп

Прыг да скок, прыг да скок

Прыг да скок да прыг да скок

Ножку – раз, ножку – два

Вот как пляшет детвора

Сели – встали, сели – встали

И нисколько не устали и т. д.

Игра «Масленица»

Слова к игре: А я — масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Логоритмическая игра «Радуга – дуга»

Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)

Мы ногами топ – топ – 2 раза

А под нами, а под нами ходят тучи с облаками

Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)

Мы, как птицы полетели

Хлоп…. (машут руками)

И на облако присели, стоп! (приседают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Масленица"

проект для учащихся начальной школы"Масленица"...

Визитка проекта "Масленица - праздник проводов зимы"

Исследовательский проект. Цель, задачи, основные этапы проекта о русском празднике Масленица....

Проект "Масленица"

возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;     воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;     обогатить ...

учебный проект "Масленица"

На Руси всегда любили праздники, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. А стар...

ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА"

ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА"...

Коллективный творческий проект "Масленица"

Цели проекта:·        познакомиться с традициями русского народа на примере праздника Масленицы;·        пробудить интерес детей к...

Проект «Масленица»

Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивали...