Где живут белые медведи? Конспект урока по окружающему миру. 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру.

                                               1 класс

 

ТЕМА: Где живут белые медведи?

ЦЕЛЬ: формировать представление о разнообразии природы Земли.

ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с холодными районами Земли (с Северным и Южным полюсами).

                  2. Познакомить с животным миром этих районов.

                  3. Учить приемам работы с глобусом.

ОБОРУДОВАНИЕ:  глобус, рисунки с изображением животных, учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), цветные карандаши.

 

                                               ХОД УРОКА:

1. Орг. момент, сообщение темы.

Ребята, проверьте, у вас на парте лежат учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши.

Отгадайте загадку:   Среди снегов и льда не голодает.

                                       За рыбой в холодную воду ныряет.

                                       Густая белая шерсть спасает,

                                       От морозов согревает.

- Кто это?  (БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ)

(На доску вывешивается рисунок с изображением белого медведя.)

- Правильно, это белый медведь. Сегодня на уроке мы узнаем, где живет белый медведь, и побываем у него в гостях.

 

2. НОВАЯ ТЕМА.

       а) Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, к нам на урок сегодня снова пожаловала Мудрая Черепаха и приготовила для вас загадки:

     Я среди торосов

     В теплой белой шкуре

     Прячусь от морозов

     И от снежной бури.     (БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ)

                                                  В черных фраках,

                                                  В белых майках круглый год

                                                  Ходит этот удивительный народ.     (ПИНГВИНЫ)

(На доску вывешивается рисунок пингвина.)

- Ребята, а Муравьишка Вопросик хочет узнать, где живут эти животные. Кто из вас знает?  (там, где холодно; там, где много снега; на севере)

- А как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов?  (ДА, НЕТ)

- У нас возникла проблема. Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами совершим путешествие в суровый край льдов, снега, холода и вечной мерзлоты.

    б) Игра-путешествие.

- Как вы думаете, что нам понадобиться в путешествии? (теплые вещи, потому что там очень холодно)

- Откройте рабочую тетрадь на стр.31 и возьмите синий карандаш.

- Рассмотрите рисунки,  обведите синим карандашом те предметы, которые нам понадобятся.  (Работа выполняется самостоятельно.)

Проверка. Какие предметы вы обвели?  (Шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани.) Закрыли тетради.

- Молодцы! С  этим заданием вы справились без ошибок. Вы готовы? (да) Можем отправляться в путешествие. Мы с вами разделимся на две группы. Одна группа отправиться на Северный полюс, другая группа – на Южный полюс.

       в) Работа по учебнику - стр.72-73.

- Открыли учебники на стр.72-73.

(Читает учитель.)

«На Земле есть очень холодные районы – Северный Ледовитый океан и Антарктида».

 - Ребята из первой группы прочитайте текст дальше. (Хорошо читающий ученик.)

«Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом.  В этом районе Земли расположен СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС».

(на доске)          СЕВЕРНЫЙ  ПОЛЮС

     Учитель на глобусе показывает этот район.

- Ребята из второй группы прочитайте свой текст. (Хорошо читающий ученик.)

«Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда.  В этом районе Земли расположен ЮЖНЫЙ ПОЛЮС».

(на доске)          ЮЖНЫЙ  ПОЛЮС

      Учитель на глобусе показывает этот район.

        г) Беседа  по прочитанному:

- Как называются холодные районы Земли?  (Северный Ледовитый океан, Антарктида)

- Где находится Северный ледовитый океан?  (на Северном полюсе)

- Где находится  Антарктида?  (на Южном полюсе)

 

 

(на доске)

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС                                         ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

Северный  Ледовитый                                    Антарктида

            океан

                                             лед     снег

                                                  холод

- Чем покрыта большая часть Северного  Ледовитого океана?  (льдом и снегом)

- А чем покрыта Антарктида? (тоже льдом и снегом)

 3.  РАБОТА ПО ТЕМЕ.

- Итак, жизнь на Северном полюсе изображена на стр.72, а жизнь на Южном полюсе изображена на стр.73. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану:

(на доске)  1. Где вы побывали?

                     2. Что увидели вокруг?

                     3. Какие животные, птицы вам встретились?

     Учащимся дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп. По ходу рассказов учитель выставляет на доску рисунки и фотографии птиц и животных.

- Вы замерзли? Давайте встанем и согреемся.

 

                                 ФИЗ. МИНУТКА:

                        Ветер дует нам в лицо.

                        Закачалось деревцо.

                        Ветерок все тише, тише.

                        Деревцо все выше, выше.

 

- А теперь давайте послушаем ваши рассказы. Слушаем путешественников на Северный полюс.

(Выступления детей.)

1 группа -  «Мы с ребятами побывали на Северном полюсе, на побережье Северного Ледовитого океана. Здесь очень холодно, много снега и льда. Нам встретились белые медведи, тюлени, моржи, поморники. В океане плавала треска.»

(заранее подготовленное сообщение)

1 ученик:    «Белый медведь – самый крупный на Земле хищник. Длина его туловища достигает 3 м, весит он почти 800 кг. Белые медведи с головы до лап покрыты густым мехом, поэтому им не страшны даже лютые морозы. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду.»

 

2 ученик:      «Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Он легко проплывает расстояние в 10 км. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах. Питается белый медведь тюленями, рыбой, морскими водорослями, птичьими яйцами, песцами.»

- Спасибо, ребята. Прекрасные у вас получились рассказы.

- Слушаем ребят, которые путешествовали на Южный полюс.

2 группа - «Мы с ребятами совершили путешествие на Южный полюс, на Антарктиду. Здесь тоже очень холодно, морозно. Все покрыто снегом и толстым слоем льда. Мы повстречали местных жителей: пингвинов, морского леопарда, альбатросов, ледяную рыбу. Нам очень понравилось, только очень холодно было.»

(заранее подготовленное сообщение)

3 ученик:    «Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты-лапы, которые помогают им плавать.»

4 ученик:  «В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: зимой бывает 60 градусов мороза. Непромокаемое оперение и толстый слой жира под кожей защищают его от холода. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.»

- Послушайте стихотворение про пингвинов, которое написал Г.Гоппе.

(Стихотворение читает учитель.)

              Г.Гоппе «Пингвины».

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга  голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пес,

Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лед к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.

Им  морозы-разморозы нипочем:

Антарктида для пингвинов – теплый дом.

В черных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Посмотрите: папы с мамами спешат,

В детский сад  своих отводят пингвинят.

- Молодцы! У вас получились замечательные рассказы. Спасибо ребятам, которые готовили сообщения.

- Итак, наше путешествие подходит к концу.

- В каких районах мы побывали?  (Антарктида, Северный Ледовитый океан)

- Какие полюса здесь расположены?  (Северный полюс и Южный полюс)

- Чем похожи эти районы?  (Здесь очень холодно, много снега и льда.)

- Одни и те же или разные животные встретились вам во время путешествия? (разные)

- Вспомните, какой проблемный вопрос возник у нас в начале урока?  Мудрая Черепаха предлагает вам еще раз прочитать его на стр.73 в учебнике. (Охотятся ли белые медведи на пингвинов – НЕТ.)

- Почему?  ( Медведи и пингвины  живут  в разных районах Земли.  Белые медведи на Северном полюсе, а пингвины на Южном полюсе.  Они никогда не встречаются. ) 

- Молодцы! Вы ответили на этот проблемный вопрос.

4. ИТОГ УРОКА:

- Ребята, ответьте на вопрос Муравьишки Вопросика: «Где живут белые медведи?»  (на Крайнем Севере, на островах и побережье Северного Ледовитого океана, на Северном полюсе)

-  Муравьишке очень понравились ваши ответы. А вам понравилось сегодняшнее путешествие?  (да)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?   (Я узнал, что у нас существует два полюса.  Я не знала, что белые медведи не охотятся на пингвинов, а теперь знаю.  Я узнала названия новых животных.  Я узнал, где живут медведи.  А я, где живут пингвины.  Мне понравились рассказы ребят, было очень интересно.)

- Я рада, что вам урок понравился, что вы узнали много интересного и полезного.  Но нам пора возвращаться в класс. На следующем уроке мы снова отправимся в путешествие и узнаем, где живут слоны.

- А на уроке трудового обучения мы с вами изготовим своего белого медведя.

- Урок окончен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект урока по окружающему миру.

                                               1 класс

ТЕМА: Где живут белые медведи?

ЦЕЛЬ: формировать представление о разнообразии природы Земли.

ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с холодными районами Земли (с Северным и Южным полюсами).

                  2. Познакомить с животным миром этих районов.

                  3. Учить приемам работы с глобусом.

ОБОРУДОВАНИЕ:  глобус, рисунки с изображением животных, учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), цветные карандаши.

 

                                               ХОД УРОКА:

1. Орг. момент, сообщение темы.

Ребята, проверьте, у вас на парте лежат учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши.

Отгадайте загадку:   Среди снегов и льда не голодает.

                                       За рыбой в холодную воду ныряет.

                                       Густая белая шерсть спасает,

                                       От морозов согревает.

- Кто это?  (БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ)

(На доску вывешивается рисунок с изображением белого медведя.)

- Правильно, это белый медведь. Сегодня на уроке мы узнаем, где живет белый медведь, и побываем у него в гостях.

2. НОВАЯ ТЕМА.

       а) Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, к нам на урок сегодня снова пожаловала Мудрая Черепаха и приготовила для вас загадки:

     Я среди торосов

     В теплой белой шкуре

     Прячусь от морозов

     И от снежной бури.     (БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ)

                                                  В черных фраках,

                                                  В белых майках круглый год

                                                  Ходит этот удивительный народ.     (ПИНГВИНЫ)

(На доску вывешивается рисунок пингвина.)

- Ребята, а Муравьишка Вопросик хочет узнать, где живут эти животные. Кто из вас знает?  (там, где холодно; там, где много снега; на севере)

- А как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов?  (ДА, НЕТ)

- У нас возникла проблема. Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами совершим путешествие в суровый край льдов, снега, холода и вечной мерзлоты.

    б) Игра-путешествие.

- Как вы думаете, что нам понадобиться в путешествии? (теплые вещи, потому что там очень холодно)

- Откройте рабочую тетрадь на стр.31 и возьмите синий карандаш.

- Рассмотрите рисунки,  обведите синим карандашом те предметы, которые нам понадобятся.  (Работа выполняется самостоятельно.)

Проверка. Какие предметы вы обвели?  (Шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани.) Закрыли тетради.

- Молодцы! С  этим заданием вы справились без ошибок. Вы готовы? (да) Можем отправляться в путешествие. Мы с вами разделимся на две группы. Одна группа отправиться на Северный полюс, другая группа – на Южный полюс.

       в) Работа по учебнику - стр.72-73.

- Открыли учебники на стр.72-73.

(Читает учитель.)

«На Земле есть очень холодные районы – Северный Ледовитый океан и Антарктида».

 - Ребята из первой группы прочитайте текст дальше. (Хорошо читающий ученик.)

«Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом.  В этом районе Земли расположен СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС».

(на доске)          СЕВЕРНЫЙ  ПОЛЮС

     Учитель на глобусе показывает этот район.

- Ребята из второй группы прочитайте свой текст. (Хорошо читающий ученик.)

«Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда.  В этом районе Земли расположен ЮЖНЫЙ ПОЛЮС».

(на доске)          ЮЖНЫЙ  ПОЛЮС

      Учитель на глобусе показывает этот район.

        г) Беседа  по прочитанному:

- Как называются холодные районы Земли?  (Северный Ледовитый океан, Антарктида)

- Где находится Северный ледовитый океан?  (на Северном полюсе)

- Где находится  Антарктида?  (на Южном полюсе)

(на доске)

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС                                         ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

Северный  Ледовитый                                    Антарктида

            океан

                                             лед     снег

                                                  холод

- Чем покрыта большая часть Северного  Ледовитого океана?  (льдом и снегом)

- А чем покрыта Антарктида? (тоже льдом и снегом)

 3.  РАБОТА ПО ТЕМЕ.

- Итак, жизнь на Северном полюсе изображена на стр.72, а жизнь на Южном полюсе изображена на стр.73. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану:

(на доске)  1. Где вы побывали?

                     2. Что увидели вокруг?

                     3. Какие животные, птицы вам встретились?

     Учащимся дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп. По ходу рассказов учитель выставляет на доску рисунки и фотографии птиц и животных.

- Вы замерзли? Давайте встанем и согреемся.

 

                                 ФИЗ. МИНУТКА:

                        Ветер дует нам в лицо.

                        Закачалось деревцо.

                        Ветерок все тише, тише.

                        Деревцо все выше, выше.

- А теперь давайте послушаем ваши рассказы. Слушаем путешественников на Северный полюс.

(Выступления детей.)

1 группа -  «Мы с ребятами побывали на Северном полюсе, на побережье Северного Ледовитого океана. Здесь очень холодно, много снега и льда. Нам встретились белые медведи, тюлени, моржи, поморники. В океане плавала треска.»

(заранее подготовленное сообщение)

1 ученик:    «Белый медведь – самый крупный на Земле хищник. Длина его туловища достигает 3 м, весит он почти 800 кг. Белые медведи с головы до лап покрыты густым мехом, поэтому им не страшны даже лютые морозы. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду.»

2 ученик:      «Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Он легко проплывает расстояние в 10 км. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах. Питается белый медведь тюленями, рыбой, морскими водорослями, птичьими яйцами, песцами.»

- Спасибо, ребята. Прекрасные у вас получились рассказы.

- Слушаем ребят, которые путешествовали на Южный полюс.

2 группа - «Мы с ребятами совершили путешествие на Южный полюс, на Антарктиду. Здесь тоже очень холодно, морозно. Все покрыто снегом и толстым слоем льда. Мы повстречали местных жителей: пингвинов, морского леопарда, альбатросов, ледяную рыбу. Нам очень понравилось, только очень холодно было.»

(заранее подготовленное сообщение)

3 ученик:    «Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты-лапы, которые помогают им плавать.»

4 ученик:  «В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: зимой бывает 60 градусов мороза. Непромокаемое оперение и толстый слой жира под кожей защищают его от холода. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.»

- Послушайте стихотворение про пингвинов, которое написал Г.Гоппе.

(Стихотворение читает учитель.)

              Г.Гоппе «Пингвины».

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга  голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пес,

Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лед к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.

Им  морозы-разморозы нипочем:

Антарктида для пингвинов – теплый дом.

В черных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Посмотрите: папы с мамами спешат,

В детский сад  своих отводят пингвинят.

- Молодцы! У вас получились замечательные рассказы. Спасибо ребятам, которые готовили сообщения.

- Итак, наше путешествие подходит к концу.

- В каких районах мы побывали?  (Антарктида, Северный Ледовитый океан)

- Какие полюса здесь расположены?  (Северный полюс и Южный полюс)

- Чем похожи эти районы?  (Здесь очень холодно, много снега и льда.)

- Одни и те же или разные животные встретились вам во время путешествия? (разные)

- Вспомните, какой проблемный вопрос возник у нас в начале урока?  Мудрая Черепаха предлагает вам еще раз прочитать его на стр.73 в учебнике. (Охотятся ли белые медведи на пингвинов – НЕТ.)

- Почему?  ( Медведи и пингвины  живут  в разных районах Земли.  Белые медведи на Северном полюсе, а пингвины на Южном полюсе.  Они никогда не встречаются. )  

- Молодцы! Вы ответили на этот проблемный вопрос.

4. ИТОГ УРОКА:

- Ребята, ответьте на вопрос Муравьишки Вопросика: «Где живут белые медведи?»  (на Крайнем Севере, на островах и побережье Северного Ледовитого океана, на Северном полюсе)

-  Муравьишке очень понравились ваши ответы. А вам понравилось сегодняшнее путешествие?  (да)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?   (Я узнал, что у нас существует два полюса.  Я не знала, что белые медведи не охотятся на пингвинов, а теперь знаю.  Я узнала названия новых животных.  Я узнал, где живут медведи.  А я, где живут пингвины.  Мне понравились рассказы ребят, было очень интересно.)

- Я рада, что вам урок понравился, что вы узнали много интересного и полезного.  Но нам пора возвращаться в класс. На следующем уроке мы снова отправимся в путешествие и узнаем, где живут слоны.

- А на уроке трудового обучения мы с вами изготовим своего белого медведя.

- Урок окончен.