исследовательская работа
творческая работа учащихся (3 класс)

Нуруллина Алсу Фанасовна

исследовать свойства крахмала и узнать продукты, в которых он содержится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krahmal_v_produktah_pitaniya.docx246.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема исследования:

«Крахмал в продуктах питания»

Выполнила ученица: 3класса  Шаисламова Алина Дюсеновна

Оглавление

Введение. 3

Теоретическая часть. 4

Экспериментальная часть. 5

2.1. Изучение свойств крахмала. 5

2.2. Определение крахмала в продуктах питания. 6

2.3. Определение крахмала в молочных продуктах питания. 7

Заключение. 9

Литература. 10

Введение

   Мы на уроке окружающего мира проходили тему «Крахмал в продуктах питания». Мы делали опыты с хлебом и картофелем. Мы взяли кусочек хлеба и капнули йодный раствор ,хлеб окрасился в фиолетовый цвет. Почистили картошку,  заметили, что    руки  покрылись  каким-то белым налётом. «Что это?», - спросили  мы  у учительницы. Она сказала, что это крахмал.  Картофель тоже окрасилась в фиолетовый цвет. И мне стало интересно узнать в каких еще продуктах содержится крахмал. Я еще проделала опыты самостоятельно.

Поэтому тема нашей исследовательской работы «Крахмал в продуктах питания»?

Гипотеза исследования: мы предполагаем что, если продукты (картофель, хлеб, яблоко, рис, майонез, сыр) окрашиваются настойкой йода в фиолетовый цвет, то в них содержится крахмал.

Цель исследования: исследовать свойства крахмала и узнать продукты, в которых он содержится.

Задачи исследования:

1) изучить свойства крахмала;

2) выявить наличие или отсутствие крахмала в различных продуктах питания опытным путём с помощью спиртового раствора йода;

3)Сделать выводы.

Объект исследования: продукты питания.

Предмет исследования: крахмал.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опыты.

План работы:

1) изучение литературы по теме исследования;

2) изучение свойств крахмала опытным путём (опыт 1);

3) определение крахмала в продуктах питания с помощью настойки йода (опыты 2-6);

4) презентация и публикация работы в различных научно-практических конференциях и на уроках в школе.

Наша работа относится к прикладным исследованиям. Её можно использовать на внеурочных занятиях по проектно-исследовательской деятельности. Изучив литературу, я узнала, как можно приготовить крахмал в домашних условиях. Из толкового словаря узнала свойства крахмала, а потом проверила на практике. С помощью настойки йода проверила наличие крахмала в продуктах питания.

Теоретическая часть

1.1. Толкование понятия «крахмал».

 «Словарь русского языка» помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света. Продукт из таких зёрнышек различных растений употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья». [2]

В «Свободной энциклопедии «Википедия» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде.

Зачем нужен крахмал для организма?

С пищей мы получаем энергию для жизни и материал для построения клеток организма. Изучая материалы по  теме, я прочитала, что «крахмал является наиболее распространённым углеводом в рационе человека и содержится во многих продуктах питания». Главным источником крахмала в мире являются зерновые культуры.

Прежде всего, он нужен для идеальной работы желудка, как взрослого человека, так и ребенка. Многие люди, поддерживающие диеты, обязательно стараются принимать продукты с содержанием крахмала, для того, чтобы не возникало проблем в организме, и процесс переваривания продуктов контролировался.

Экспериментальная часть

2.1. Изучение свойств крахмала.

2.1.1. Получение крахмала

Крахмал чаще всего получают из картофеля, поэтому мы его так и попробовали получить.

Результаты: мы получили крахмал, ничем не отличающийся по своим свойствам от покупного. Приложение 1

2.1.2.Растворимость крахмала

Мы решили проверить растворимость крахмала в воде

Растворимость в холодной воде

https://pandia.ru/text/80/254/images/image001_179.jpg

Растворимость в горячей в воде

https://pandia.ru/text/80/254/images/image002_95.jpg

Выводы: Крахмал - белый порошок, скрипит при сжатии, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.

2.1.3. Проверили реакцию йода с крахмалом.

Взяли две ёмкости: в одной чистую воду смешали с крахмалом, в другой – чистую воду.

Добавляли йод в каждую ёмкость, наблюдаю изменение цвета жидкости.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image003_73.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image004_55.jpg

НЕТ КРАХМАЛА

https://pandia.ru/text/80/254/images/image005_54.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image006_40.jpg

ЕСТЬ КРАХМАЛ

Вывод: в результате взаимодействия йода с крахмалом, вода, содержащая крахмал, окрасилась в синий цвет. Следовательно, с помощью этого опыта можно проверить содержание крахмала в продуктах питания.

2.2. Определение крахмала в продуктах питания.

Крахмал содержится в картофеле, макаронах и рисе.

Проверили утверждение, проведя несколько опытов. Обнаружить крахмал нам помогла настойка йода.

Опыт 2. Капнули раствор йода на картофель.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image007_38.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image008_38.jpg

В картофеле содержится много крахмала

Бурый цвет йода превратился в тёмно-фиолетовый. Значит, в картофеле содержится много крахмала.

Опыт 3. Проверили наличие крахмала в хлебе.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image009_37.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image010_34.jpg

Крахмал содержится

В хлебе мы увидели сине-фиолетовое пятно, значит, в хлебе крахмал содержится.

Опыт 4. Интересно, а яблоки содержат крахмал?

https://pandia.ru/text/80/254/images/image011_31.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image012_27.jpg

Крахмал содержится в минимальном количестве

На срезе яблока заметно, что цвет немного изменился. Вывод: яблоки содержат минимальное количество крахмала.

Опыт 5. Исследуем рис. Присутствует ли крахмал в рисе?

https://pandia.ru/text/80/254/images/image013_22.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image014_24.jpg

В рисе крахмала много.

Рис окрасился в фиолетовый цвет, крахмал в рисе содержится.

Опыт 6. Проверили наличие крахмала в майонезе и в сыре фетакса.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image015_23.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image016_26.jpg

В майонезе и сыре фетакса крахмал не содержится

В их составе не указано наличие крахмала. Пятно осталось коричневым, значит, в майонезе и сыре фетакса этого производителя не содержится крахмал.

2.3. Определение крахмала в молочных продуктах питания.

Опираясь на полученные знания, решили проверить содержание крахмала в молочных продуктах разных торговых марок.

DSC05124.JPG

Снежок

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

DSC05134.JPG

DSC05117.JPG

Агуша

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

DSC05158.JPG

DSC05115.JPG

Данон

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

DSC05151.JPG

DSC05132.JPG

Активиа

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

DSC05145.JPG

https://pandia.ru/text/80/254/images/image026_14.jpg

Биойогурт

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

https://pandia.ru/text/80/254/images/image027_15.jpg

Кисломолочный продукт «Снежок», творог «Агуша», йогурт «Данон», биойогурт «Активиа» и питьевой биойогурт «Школьная карта» в своих составах крахмал не содержат.

Производитель йогурта «Растишка» предупреждает, что в составе продукта содержится кукурузный крахмал, и действительно, он во время опыта приобрёл фиолетовый оттенок, а вот производитель «Биобаланс»а умолчал о том, что в составе продукта есть крахмал. Неприятно…, но раствор йода это выявил.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image028_14.jpg

Растишка

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

https://pandia.ru/text/80/254/images/image029_13.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image030_13.jpg

Биобаланс

https://pandia.ru/text/80/254/images/image018_37.gif

https://pandia.ru/text/80/254/images/image031_12.jpg

Вывод: многие продукты: картофель, хлеб, яблоки, рис содержат крахмал, но в разных количествах. В сыре «Фетакса» и майонезе крахмал не обнаружен. В молочных продуктах крахмал не должен содержаться. Но может быть обнаружен в качестве загустителя. Некоторые производители, умышленно скрывают этот факт, используя крахмал для удешевления продукта. В нашем случае так получилось с йогуртом «Биобаланс».

Заключение

Нами была проделана работа в полном объеме в соответствии с поставленными целью и задачами. Поэтому мы можем сделать следующие выводы: 

1. Наша гипотеза верна. Крахмал можно обнаружить в продуктах питания с помощью настойки йода.

2. Не во всех продуктах содержится крахмал. Например, молоко, сыр «Фетакса», майонез не содержат крахмал. Но почти все фрукты, овощи, бобовые и злаки содержат в своем составе крахмал в том или ином количестве. Именно от этого и зависит их энергетическая ценность.

Польза и вред этого вещества до сих пор оспаривается разными учеными умами. К сожалению, в рамках одного исследования нельзя выяснить все свойства, пользу и вред данного продукта, поэтому я планирую продолжить изучение дальше. Для меня главным было то, что я научилась определить содержание крахмала в продуктах питания. А употребить тот или другой продукт в пищу, личное дело каждого.

Литература

1.  Свободная энциклопедия "ВикипидиЯ". Интернет-ресурс: https://ru. wikipedia. org.

2.  Толковый словарь живого великорусского языка. , т. 2. –М.: Изд-во типографа , 1881, стр. 189.

3.  Энциклопедический словарь юного химика. / сост. , . – М.; Педагогика, 1982.-368 с., ил., стр. 136.

4.  Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. . – М.; Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.

5.  Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ ред. коллегия: М. Аксёнова, И. Леон, С. Мартынова. - 2-е изд., перераб. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2008. – 656 с.: ил.

6.  Энциклопедия для детей. Том 2. Биология/ ред. коллегия: М. Аксёнова, Г. Вильчек, Е. Дубровская и др. - 27-е изд., испр. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 689 с.: ил.

Получение крахмала

1. Натерли картофель на терке и поместили в воду

https://pandia.ru/text/80/254/images/image032_10.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image033_10.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image034_10.jpg

2. Отжали натертые картофель и процедили через сито

https://pandia.ru/text/80/254/images/image035_10.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image036_11.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image037_11.jpg

3. Дали раствору отстояться и отдедили крахмал от воды (крахмал не растворимв воде) и высушили его.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image038_10.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image039_8.jpg

https://pandia.ru/text/80/254/images/image040_9.jpg

4. Получили белое кристаллическое вещество – крахмал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...