исследовательская работа
творческая работа учащихся (3 класс)
исследовать свойства крахмала и узнать продукты, в которых он содержится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krahmal_v_produktah_pitaniya.docx | 246.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема исследования:
«Крахмал в продуктах питания»
Выполнила ученица: 3класса Шаисламова Алина Дюсеновна
Оглавление
Введение. 3
Теоретическая часть. 4
Экспериментальная часть. 5
2.1. Изучение свойств крахмала. 5
2.2. Определение крахмала в продуктах питания. 6
2.3. Определение крахмала в молочных продуктах питания. 7
Заключение. 9
Литература. 10
Введение
Мы на уроке окружающего мира проходили тему «Крахмал в продуктах питания». Мы делали опыты с хлебом и картофелем. Мы взяли кусочек хлеба и капнули йодный раствор ,хлеб окрасился в фиолетовый цвет. Почистили картошку, заметили, что руки покрылись каким-то белым налётом. «Что это?», - спросили мы у учительницы. Она сказала, что это крахмал. Картофель тоже окрасилась в фиолетовый цвет. И мне стало интересно узнать в каких еще продуктах содержится крахмал. Я еще проделала опыты самостоятельно.
Поэтому тема нашей исследовательской работы «Крахмал в продуктах питания»?
Гипотеза исследования: мы предполагаем что, если продукты (картофель, хлеб, яблоко, рис, майонез, сыр) окрашиваются настойкой йода в фиолетовый цвет, то в них содержится крахмал.
Цель исследования: исследовать свойства крахмала и узнать продукты, в которых он содержится.
Задачи исследования:
1) изучить свойства крахмала;
2) выявить наличие или отсутствие крахмала в различных продуктах питания опытным путём с помощью спиртового раствора йода;
3)Сделать выводы.
Объект исследования: продукты питания.
Предмет исследования: крахмал.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опыты.
План работы:
1) изучение литературы по теме исследования;
2) изучение свойств крахмала опытным путём (опыт 1);
3) определение крахмала в продуктах питания с помощью настойки йода (опыты 2-6);
4) презентация и публикация работы в различных научно-практических конференциях и на уроках в школе.
Наша работа относится к прикладным исследованиям. Её можно использовать на внеурочных занятиях по проектно-исследовательской деятельности. Изучив литературу, я узнала, как можно приготовить крахмал в домашних условиях. Из толкового словаря узнала свойства крахмала, а потом проверила на практике. С помощью настойки йода проверила наличие крахмала в продуктах питания.
Теоретическая часть
1.1. Толкование понятия «крахмал».
«Словарь русского языка» помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света. Продукт из таких зёрнышек различных растений употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья». [2]
В «Свободной энциклопедии «Википедия» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде.
Зачем нужен крахмал для организма?
С пищей мы получаем энергию для жизни и материал для построения клеток организма. Изучая материалы по теме, я прочитала, что «крахмал является наиболее распространённым углеводом в рационе человека и содержится во многих продуктах питания». Главным источником крахмала в мире являются зерновые культуры.
Прежде всего, он нужен для идеальной работы желудка, как взрослого человека, так и ребенка. Многие люди, поддерживающие диеты, обязательно стараются принимать продукты с содержанием крахмала, для того, чтобы не возникало проблем в организме, и процесс переваривания продуктов контролировался.
Экспериментальная часть
2.1. Изучение свойств крахмала.
2.1.1. Получение крахмала
Крахмал чаще всего получают из картофеля, поэтому мы его так и попробовали получить.
Результаты: мы получили крахмал, ничем не отличающийся по своим свойствам от покупного. Приложение 1
2.1.2.Растворимость крахмала
Мы решили проверить растворимость крахмала в воде
Растворимость в холодной воде | |
Растворимость в горячей в воде |
Выводы: Крахмал - белый порошок, скрипит при сжатии, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.
2.1.3. Проверили реакцию йода с крахмалом.
Взяли две ёмкости: в одной чистую воду смешали с крахмалом, в другой – чистую воду.
Добавляли йод в каждую ёмкость, наблюдаю изменение цвета жидкости.
НЕТ КРАХМАЛА | ||
ЕСТЬ КРАХМАЛ |
Вывод: в результате взаимодействия йода с крахмалом, вода, содержащая крахмал, окрасилась в синий цвет. Следовательно, с помощью этого опыта можно проверить содержание крахмала в продуктах питания.
2.2. Определение крахмала в продуктах питания.
Крахмал содержится в картофеле, макаронах и рисе.
Проверили утверждение, проведя несколько опытов. Обнаружить крахмал нам помогла настойка йода.
Опыт 2. Капнули раствор йода на картофель.
В картофеле содержится много крахмала |
Бурый цвет йода превратился в тёмно-фиолетовый. Значит, в картофеле содержится много крахмала.
Опыт 3. Проверили наличие крахмала в хлебе.
Крахмал содержится |
В хлебе мы увидели сине-фиолетовое пятно, значит, в хлебе крахмал содержится.
Опыт 4. Интересно, а яблоки содержат крахмал?
Крахмал содержится в минимальном количестве |
На срезе яблока заметно, что цвет немного изменился. Вывод: яблоки содержат минимальное количество крахмала.
Опыт 5. Исследуем рис. Присутствует ли крахмал в рисе?
В рисе крахмала много. |
Рис окрасился в фиолетовый цвет, крахмал в рисе содержится.
Опыт 6. Проверили наличие крахмала в майонезе и в сыре фетакса.
В майонезе и сыре фетакса крахмал не содержится |
В их составе не указано наличие крахмала. Пятно осталось коричневым, значит, в майонезе и сыре фетакса этого производителя не содержится крахмал.
2.3. Определение крахмала в молочных продуктах питания.
Опираясь на полученные знания, решили проверить содержание крахмала в молочных продуктах разных торговых марок.
Снежок | ||
Агуша | ||
Данон | ||
Активиа | ||
Биойогурт |
Кисломолочный продукт «Снежок», творог «Агуша», йогурт «Данон», биойогурт «Активиа» и питьевой биойогурт «Школьная карта» в своих составах крахмал не содержат.
Производитель йогурта «Растишка» предупреждает, что в составе продукта содержится кукурузный крахмал, и действительно, он во время опыта приобрёл фиолетовый оттенок, а вот производитель «Биобаланс»а умолчал о том, что в составе продукта есть крахмал. Неприятно…, но раствор йода это выявил.
Растишка | ||
Биобаланс |
Вывод: многие продукты: картофель, хлеб, яблоки, рис содержат крахмал, но в разных количествах. В сыре «Фетакса» и майонезе крахмал не обнаружен. В молочных продуктах крахмал не должен содержаться. Но может быть обнаружен в качестве загустителя. Некоторые производители, умышленно скрывают этот факт, используя крахмал для удешевления продукта. В нашем случае так получилось с йогуртом «Биобаланс».
Заключение
Нами была проделана работа в полном объеме в соответствии с поставленными целью и задачами. Поэтому мы можем сделать следующие выводы:
1. Наша гипотеза верна. Крахмал можно обнаружить в продуктах питания с помощью настойки йода.
2. Не во всех продуктах содержится крахмал. Например, молоко, сыр «Фетакса», майонез не содержат крахмал. Но почти все фрукты, овощи, бобовые и злаки содержат в своем составе крахмал в том или ином количестве. Именно от этого и зависит их энергетическая ценность.
Польза и вред этого вещества до сих пор оспаривается разными учеными умами. К сожалению, в рамках одного исследования нельзя выяснить все свойства, пользу и вред данного продукта, поэтому я планирую продолжить изучение дальше. Для меня главным было то, что я научилась определить содержание крахмала в продуктах питания. А употребить тот или другой продукт в пищу, личное дело каждого.
Литература
1. Свободная энциклопедия "ВикипидиЯ". Интернет-ресурс: https://ru. wikipedia. org.
2. Толковый словарь живого великорусского языка. , т. 2. –М.: Изд-во типографа , 1881, стр. 189.
3. Энциклопедический словарь юного химика. / сост. , . – М.; Педагогика, 1982.-368 с., ил., стр. 136.
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. . – М.; Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.
5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ ред. коллегия: М. Аксёнова, И. Леон, С. Мартынова. - 2-е изд., перераб. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2008. – 656 с.: ил.
6. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология/ ред. коллегия: М. Аксёнова, Г. Вильчек, Е. Дубровская и др. - 27-е изд., испр. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 689 с.: ил.
Получение крахмала
1. Натерли картофель на терке и поместили в воду | ||
2. Отжали натертые картофель и процедили через сито | ||
3. Дали раствору отстояться и отдедили крахмал от воды (крахмал не растворимв воде) и высушили его. | ||
4. Получили белое кристаллическое вещество – крахмал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...