Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Природная зона - тундра" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Храмцова Анастасия Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе изучение природной зоны - тундра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra.docx46.66 КБ
Файл prirodnaya_zona_-_tundra.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Вершинина Анастасия Сергеевна

Предмет: Окружающий мир

Класс:  4 б                                              

Тема: Зона тундра

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать понятие о природной зоне тундра, ее особенностях

Планируемые результаты

Предметные

Знать географическое положение зоны

Уметь находить тундру на карте

Понимать в чем отличие от других природных зон

Анализ выявлять особенности природной зоны тундра

Синтез сравнивать с другими природными зонами

Оценка собственной деятельности на уроке

Метапредметные:

Регулятивные- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Познавательные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Управление поведением партнёра

Коммуникативные
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные
знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков;
желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Межпредметные связи:

Основные понятия:

Методы, технологии:

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Оформление доски:

На доске план изучения природной зоны:

1)Географическое положение.

2)Природные  условия.

3)Растительный и животный мир.

4)Занятие населения.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация  необходимых знаний

  •  Сегодня  мы проводим необычный урок -экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды.  
  • В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята- члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
  • Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами.
  • Проверка домашнего задания.
  • Природу какой зоны мы  исследовали на прошлом уроке?  ( Природную зону арктических пустынь.)
  • Покажите на карте Арктику? Как называется океан, который омывает север нашей страны?
  • 1)Первое задание командам.  Дописать предложения, используя знания об арктической зоне.


  •  Разбиваются на команды, выбирают капитана команды
  • Учащиеся высказывают свои предположения по поводу ребуса-рассказа.
  • Проверка д/з: учащиеся отвечают на задания, которые подготовил учитель
  • Тестовая   работа.

Допиши  предложения, используя знания об арктической зоне.

Арктика – это край… ( вечных льдов и снегов)

Почти… длится полярный день и… длится полярная ночь.

Лето прохладное, так как… ( солнце невысоко поднимается над горизонтом)

Слой горных пород, который не оттаивает десятки лет, называют…       ( многолетней мерзлотой)

Полярные растения:… ( мхи, лишайники, водоросли)

Самое крупное арктическое животное-…

Главная задача человека-...( сохранить арктическую природу).

2. Мотивация познавательной деятельности

  •   - Итак, к путешествию вы готовы.
  • Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы узнаете, разгадав  кроссворд. (На столах каждого экипажа лежит кроссворд, нарисованный на альбомном листе бумаге). Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.
  • Вопросы.
  • 1.Морской  зверь, достигает в длину 15-18 м.
  • 2.Птица, получившая название за свой клюв, которым в мерзлой земле выбивает подземные норы. В них она и живет, откладывает яйца.
  • 3.Ластоногое животное черного цвета , детенышей которого зовут бельками.
  • 4.Что за белый с черным носом
  • Возле лунки за торосом
  • Ждет тюленя на обед,
  • А его все нет и нет?
  • 5.Морское животное весом до полутора тонн. Самец имеет два огромных бивня. Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень проворен.
  • 6.Птица, откладывающая яйца в нишах скал. Ее теплый пух используется для утепления одежды.
  • Команды, заполнившие кроссворды, читают слово «тундра»
  • Путешествие мы совершим в удивительный край. Послушайте ребус- рассказ, который укажет нам цель путешествия.
  • « Юра над Вовой пошутил:
  • Посмотри, что ты нарисовал: мухомор больше сосны, а люди настоящие великаны!..
  • Напрасно ты над ним смеешься сказал вдруг папа,- однажды мне привелось видеть такие вещи в действительности: грибы возвышались над деревьями совсем так, как у Вовы на рисунке. Люди же на этом листе и не поместились бы вовсе. Там, наверное, правильней было бы называть грибы «надберёзовикии».
  • Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры по плану:

1.

2.

3.

  •  

К

И

Т

Т

У

П

И

К

Т

Ю

Л

Е

Н

Ь

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

М

О

Р

Ж

Г

А

Г

А

Р

А

  • Учащиеся отвечают на вопросы в кроссворде

3. Организация познавательной деятельности

  • Задание командам:

  • Географическое положение.
  •  (Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На  крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.)

Природные условия.

Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. В переводе с финского слово «тундра» означает « бесплодная», или «враждебная».

Климат

  Вопросы задаются по очереди экипажам, но все члены экипажей должны быть готовы к ответу. За дополнение команды получают дополнительно жетоны

Растительный мир тундры .                                                                    Почвы

Какие условия  благоприятны для роста и развития растений.  

( Тепло, солнечный свет, воздух, вода).

Все ли необходимые условия есть в тундре?

Растительный мир тундры

Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.

Рассмотрите внимательно картину. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.

Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.

В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия- не жарко, влажно.  Один из лишайников- ягель- основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника.

  А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре.  Морошка -травянистое растение. Зрелые плоды  оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся  местными жителями, которые собирают их в тундре  в большом количестве.

Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.

  • Физкультминутка.

Ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

  • ( Ребята имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова « тише, тише»- приседают, на «выше, выше» - выпрямляются).
  • . Животный мир тундры.
  • А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к суровым условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы  послушайте сказку о  том, как животные приспособились к условиям  тундры.
  • Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры                                    ( экологическая сказка).
  •    Летели два  мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная  ночь.
  •    Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит  пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь.
  •  С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его , вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал  белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец.
  •  Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. « Да это же белая куропатка!»- узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. « Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться».
  •  Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. « Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед.  - Хорошо эти звери  приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет».

  •  ( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.
  • Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.
  • Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).

  • А теперь давайте поговорим об отдельных обитателях этой зоны. Я буду задавать вам вопросы по командам об определенном животном, все внимательно слушаем, члены экипажа могут дополнять ответ отвечающего
    Показ иллюстраций из книг.
  • Занятие населения тундры.
  • Чем занято население тундры?
  • Как человек влияет на природу тундры?
  • Почему её нужно охранять?
  • Какие  правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?
  • Работа в группах
  •  Учащиеся, пользуясь учебником, отвечают на вопросы по командам.
    Показывают на карте, дополняют ответы друг друга
  • Работа с картой:

По карте природных зон России найдите зону тундры.

Как она расположена?

  • Определите воды какого океана омывают ее с севера.
  • По берегам каких морей тянется территория тундры?
  • (  по 1 члену от каждой команды выходят к  доске и показывают по карте)

Беседа

Что влияет на климат в этой природной зоне?  ( Положение Солнца над горизонтом).

Работа по картине(иллюстрации) Опишите зиму в тундре.

Работа по картине(иллюстрации) Опишите лето.

Работа…с(по….

Почему тундру называют краем болот и озер? (Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот).

Какие почвы в тундре? ( малоплодородные)

Какие полезные ископаемые найдены  в тундре? ( газ, нефть, каменный уголь)

Работа по картине (рассказ учащихся)

Работа по учебнику (чтение текста учебника , ответы на вопросы.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, почему деревья, которые растут у нас, не  могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни  растениям; и наконец, сильные ветры)

Прослушивание текста  сказки, беседа по тексту

  •                       Работа по картине, ответы на вопросы

Беседа  по тексту сказки

Работа с иллюстрацией учебника

Какие животных обитают в тундре ?

Как животные приспособились к суровым условиям обитания?                                        ( шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела).

Ответы на вопросы

  • Чтение и обсуждение  текста « Тундра и человек».

4. Подведение итогов

-        Подошла к концу наша экспедиция и пришло время подвести итоги

-        Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – усложненный вариант

Зеленые – средней сложности

Желтые – лёгкие
вы должны сами выбрать какая вам по силам и проверить сами себя, если не успеете, можете взять карточку домой и сделать ее дома.
Все молодцы! Спасибо каждому экипажу за отличную работу

Домашнее задание

Какие растения встречаются в тундре?

Как животные тундры  приспособились к суровым условиям обитания?

  • Запиши слова в таком порядке:

а) травы; б) кустарники; в) лишайники.

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

Чтобы выжить в условиях тундры, животным необходимы?

  •  

Назови растения тундры:

Из перечисленных  животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка

 Дополнительный материал:

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 Работа с разными видами деятельности, с разным материалом, научилась придумывать интересные задания

 Подборка материала, неизвестно как дети справятся с заданиями, будет ли им интересно, качество работы

 Думаю, изучение нового материала в подобной форме очень интересно детям и лучше запоминается, так как напоминает игру и просто откладывается в голове+ они сами узнают материал, анализируют его, это важно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИРОДНАЯ ЗОНА – ТУНДРА Цель: Изучение природной зоны «Тундра» Прочитайте учебный материал и выполните задание в тетради.

Слайд 2

Тундра-это холодная безлесная равнина. Географическое положение Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни в ширину тянется полоса тундры.

Слайд 3

Климат Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая ( мороз до - 50). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночью. Лето короткое ,прохладное . И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры, иногда свирепствует пурга .Сильные морозы замораживают природу. Мелкие реки промерзают до дна.

Слайд 4

Почва Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр. Почва в тундре бедна перегноем.

Слайд 5

Задание: Ответить на вопросы и записать в тетрадь свои ответы 1 . Что такое тундра? 2. Каково географическое положение тундры? 3. Каковы особенности климата? 4. Какова почва в зоне тундры?

Слайд 6

Растительность Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями ,многие растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой и помогает летом получить больше тепла для роста. К таким растениям относятся карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника. Заболоченные места занята мхами, лишайниками, среди которых самым распространённым является ягель.

Слайд 7

Ягель- лишайник. Медленно растет( по 1 мм в год). Служит основной пищей для северных оленей. Карликовая берёза. Низкорослое растение с мелкими листьями. Корни в верхнем слое почвы.

Слайд 8

Животный мир Условия жизни животных в тундре весьма суровые :холодный климат, мало кормов, недостаточно укрытий. Многие животные особенно птицы, на зиму покидают тундру. Остаются зимовать песцы, лемминги, белые совы, полярные волки. Северные олени перебираются в лесотундру. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов . Светлая окраска зимой делает и незаметными на снегу. Летом в тундре много насекомых .Птицы спешат за короткое время вывести и выкормить своих птенцов. На зиму остаются полярные совы, белые куропатки.

Слайд 9

Северный олень. Для тундры это самое большое животное. На зиму отрастает тёплый подшерсток. Живут стадами: так удобно добывать корм и защищаться от хищников и даже от ветра Полярная сова- хищная птица. Оперение у неё круглый год белое. На брюхе и лапах очень густые .Охотится на куропатках, на грызунов-леммингов Песцы. Хищник. Охотятся на леммингов. Меняет окраску. Мех очень ценный Лемминг- маленький грызун ,зимой не впадет в спячку. От них зависит жизнь хищников. Всю жизнь лемминг 12 часов ест и 12 часов спит. 1 2 3 4

Слайд 10

Задание: ответить на вопросы и записать ответы в тетрадь 1 . Каковы особенности растительности в тундре? 2. Что спасает животных и птиц от сильных мороз?

Слайд 11

Тундра и человек Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие северных народов- оленеводство. Оленеводы выводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению. Очень важно не допускать загрязнения тундры. Большой вред животному миру наносят незаконная охота-браконьерство. Необходимо защищать животный мир тундры, не допуская его обеднения. Как же идёт охрана природу тундры? Движение вездеходов и тракторов во многих местах запрещено. Для перемещения по тундре надо использовать транспорт на особых шинах. Они почти не оставляют следов. На нефтепромыслах внедряют новые технологии, безопасные для окружающей среды.

Слайд 12

После прочтение всего материала выполните тест на отдельном листочке. 1.Зона тундры расположена… А) севернее арктических пустынь, Б)южнее арктических пустынь 2.Тундра расположена… А)на равнинах, Б)на возвышенностях, В)в горах 3.В тундре… А)ярко выражены 4 времени года, Б)длинная суровая зима и жаркое лето, В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

Слайд 13

4.Растения тундры… А)высокие с мощными корнями и широкими листьями, Б)низкорослые со стелющими корнями и мелкими листьями 5.К тундровым растениям относятся А)верблюжья колючка, саксаул, кактус, Б)кедр, осина, пальма, В)карликовая берёза,ягель , 6.В тундре обитают… А)тюлени, моржи, киты, Б)песцы, лемминги, северные олени В)верблюды, лошади, коровы. 7.Главное занятие населения … А)рыболовство, Б)оленеводство, В)земледелие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Откуда берутся снег и лед"

Информационно-технологическая карта урока.Тема урока: ««Откуда берутся снег и лед?»Тип урока:  ОНЗФормы организации деятельности на уроке: фронтальная, в малых группах, в парах.Структура урока:1....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данный конспект и презентация поможет провести урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....