Урок окружающего мира "Дорожные знаки"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Дубакова Наталья Александровна

Предметная область: окружающий мир,

 УМК: «Школа России»,

Тема: «Дорожные знаки».

Класс: 3

Тип урока: урок-проект.

Цель: познакомить с дорожными знаками и их классификацией.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков; учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы.

- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;

- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dorozhnye_znaki.docx30.29 КБ
Office presentation icon dorozhnye_znaki.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Тихонько садитесь.

-Добрый день, уважаемые ребята! Меня зовут Наталья Александровна, сегодняшний урок проведу у вас я. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что вы знаете и как умеете работать. 

II. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.

-Послушайте стихотворение.

Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву  сравнить с букварём.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

        - О какой азбуке идёт речь в стихотворении? (об азбуке дорожного движения)

        - Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов? (дорожные знаки)

        - Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Сформулируйте цели и задачи нашего урока.

1. Познакомиться с дорожными знаками

2. Научиться различать дорожные знаки

3. Узнать на какие группы делятся?

4. Выяснить, для кого предназначены дорожные знаки?  

         - Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? 

Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.

- Кто должен знать дорожные знаки, только водители? (и пешеходы тоже)

- Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие,  без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому и иностранному туристу)

-Прежде чем приступить к работе, а работать мы будем  в группах, вспомните правила, как нужно работать вместе.  Возьмитесь за руки. Смотрите друг другу в глазки и отвечайте мне «Да, да, да!» или «Нет, нет, нет!»

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу предложили.

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет!

Мы друг другу помогаем? Да, да, да!

- Молодцы, думаю, у нас всё получится.

-Мы сегодня с вами будем выступать в роли юных исследователей, итогом нашего урока станет создание книги  «Дорожные знаки»

III. Новый материал.

1) - А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова.

Cверху на столе у вас лежит лист зелёного цвета с тремя вариантами ответа. Прочитайте, выберите  номер того варианта, который  наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, поднимаем сигнальную карточку с № правильного ответа.

(Читают, выбирают) (поднимают сигнальную карточку с № 1,2 или 3)

- Итак, какое определение вы выбрали? Верно.

1. Дорожные знаки - представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.

2. Дорожный знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет .

3. Знаки дорожные - это элемент оборудования дороги в виде щитка определенной формы с условными обозначениями или надписями предназначенные для информации водителей и пешеходов. (читают вслух)

         - Прикрепим  на доску.

2) Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.

- Уже в далёкие времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали камни и ставили столбы.  При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».

Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает языка, как он сможет узнать об опасности?

Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант  для всех.

Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.

В 1909 году, т.е. ровно 110 лет назад, в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 первых дорожных знака.

В России дорожные знаки начали устанавливать в начале прошлого века.  Они  имеют большое значение для безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать, повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за собой штраф. Знаки устанавливают с правой стороны дороги, по ходу движения автомобилей.

3)  Работа по теме урока.

-Ребята, когда вы вырастете, тоже станете водить транспорт. Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.

- Все дорожные знаки делятся на несколько групп.

- На уроке мы познакомимся с 5 группами: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса. 

  - Ребята, откройте учебники на странице 14-16. Найдите материал. Возьмите на столе лист белого цвета, переверните его. На нём есть название той группы знаков, которую вам предстоит изучить и представить другим группам. Прочитайте текст, изучите (какие бывают дорожные знаки, что обозначает та или иная группа дорожных знаков и т.д.) и  впишите с обратной стороны листа недостающую информацию. Если вам будет нужна моя помощь – поднимите красную сигнальную карточку; группы, закончившие работу, поднимут  зелёную сигнальную карточку.

Самостоятельная  работа.

  Предписывающие знаки – это знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком. Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге.

Предупреждающие знаки – это знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Они, как следует из их названия, предупреждают водителя и пешехода о приближении к опасному участку дороги. Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог.

Запрещающие знаки – представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон.

Знаки особых предписаний. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.  Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Пешеходный переход»  и т.д.

Знаки сервиса – это прямоугольник синего цвета с рисунком. Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. (Заполняют карточку)

- Представьте результаты работы другим группам. Выберите ту форму знака, которая относится к вашей группе.

(вешают на магнитную доску, выбирают и прикрепляют форму знака)

IV. Динамическая пауза

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

   VI.Закрепление изученного материала.

 – А теперь мы закрепим полученные знания и начнём оформление  нашего проекта  «Дорожные знаки». В конверте № 1 возьмите и рассмотрите предложенные знаки, распределите их  по группам, подберите к названию нужный знак, вставьте его в конвертик на листе. Если сомневаетесь, можете воспользоваться учебником или дополнительной литературой, лежащей в том же конверте.  

- Результат будут представлять все члены группы. Расскажите остальным

группам.

VI. Проверка выполнения работы 

- Теперь все группы представят нам свою часть проекта. Остальные – внимательно слушают и проверяют. Если вы заметили ошибку -  поднимите красную сигнальную карточку.

- Молодцы, мои юные исследователи!  Все справились очень хорошо! И мы с вами заканчиваем оформление нашего проекта «Дорожные знаки». Здорово получилось?!

VII. Проверка усвоения материала.
             А теперь ещё раз закрепим полученные знания, с помощью теста, где нужно будет догадаться, о каком дорожном знаке идёт речь.  Обсудив ответ в группе, поднимите карточку с номером правильного ответа (1,2 или 3) и назовите группу, к которой относится данный знак.  

VIII. Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

- А сейчас я хотела бы проверить, действительно ли вас теперь можно назвать знатоками дорожного движения. Ответьте на вопросы, записывая в группах на белых листочках фломастером букву правильного ответа в клеточках.

1. Дорожные знаки во всех странах

С) разные

З) одинаковые

2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он

Н) пассажир

М) водитель

3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это

О) предписывающие знаки

А) знаки сервиса

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д) красный треугольник с изображением человека

5. Предписывающие знаки имеют форму

А) треугольника

О) круга

6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?

Г) с 10 лет

К) с 14 лет

- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое? «ЗНАТОК» Поднимите свои карточки для проверки.

- Я вами довольна. Вы все знатоки.

        IX. Итог урока. Рефлексия.

- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, знаки особых предписаний)

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков.

Х. Домашнее задание и цветограмма усвоения материала.

Цель - оценивание учащимися степени усвоения нового материала на уроке.

-У вас в конверте №2  лежат листы  желтого, красного, зеленого цвета. Оцените то, как вы  усвоили  новый  материал  на уроке и возьмите  соответствующее домашнее задание.

Зеленый - Если тебе на уроке все было понятно, ты хорошо запомнил новую тему, выбери д/з на зелёном листочке.  (учебник стр. 14-17. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать 1-2 таких знака).

Желтый –  Если у тебя остались вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить, выбери задание на жёлтом листке.  (учебник стр. 14-17. Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их и зарисуй 1-2 знака).

Красный – материал показался сложным, на уроке тебе было трудно, выбери задание на красном листке. (учебник стр.14-17, РТ № 1, №2 стр.11)

- Покажите мне ваши листочки.

- Я рада, что сегодняшний урок прошёл с пользой для вас. Мне было очень приятно с вами работать, и я хочу подарить вам игру «Дорожные знаки», с помощью которой вы ещё раз сможете закрепить полученные знания.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Германия Швеция Финляндия Россия Украина

Слайд 5

Предписывающие знаки Предупреждающие знаки Запрещающие знаки Знаки особых предписаний Знаки сервиса

Слайд 7

Велосипедная дорожка (предписывающий знак) Можно ехать мне и Феде Тут лишь на велосипеде… Хорошо, что не купили Мамы нам автомобили! 3 2 1

Слайд 8

Пешеходный переход (знак особых предписаний) Этот знак такого рода: Он на страже пешехода! Переходим с куклой вместе Мы дорогу в этом месте! 1 2 3

Слайд 9

Внимание! Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди будет пешеходный переход. Там, где установлен этот знак, переходить улицу нельзя! А этот знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить улицу .

Слайд 10

Обгон запрещён (запрещающий знак) Знак любителей обгона Объявляет вне закона. В этом месте, сразу ясно, Обгонять других опасно! 1 2 3

Слайд 11

Скользкая дорога! (предупреждающий знак) Не поверил знаку Дима: он промчался гордо мимо. Вдруг пошла машина юзом – дело кончилось конфузом. 1 2 3

Слайд 12

Утомились мы в дороге, вот и вечер на пороге.. Шепчет знак: «Не унывайте! Кемпинг близок. Отдыхайте!» Отдых (знак сервиса) 1 2 3

Слайд 13

1. Дорожные знаки во всех странах С) разные З) одинаковые 3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это О) предписывающие знаки А) знаки сервиса 2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он: Н) пассажир М) водитель 4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так: Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека Д) красный треугольник с изображением человека 5. Предписывающие знаки имеют форму А) треугольника О) круга 6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде? Г) с 10 лет К) с 14 лет

Слайд 14

ЗНАТОК

Слайд 15

Учебник стр.14-17, РТ № 1, №2 стр.11 Учебник стр. 14-17. Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их и зарисуй 1-2 знака Учебник стр. 14-17. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать 1-2 таких знака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".

Мною представлена презентация к  уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Дорожные знаки"

Тема урока: Дорожные знакиКласс: 3Цель урока:       Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД....

Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс

Данный конспект урока предназначен для уроков окружающего мира в 3 классе при изучении раздела "Наша безопасность"....

Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс

Данный конспект урока предназначен для изучения раздела окружающего мира "Наша безопасность"...

Дидактический материал "Экологические знаки" для использования на уроках окружающего мира

Данные экологические знаки были разработаны мною в программе Adobe Illustrator, и могут применяться на уроках окружающего мира при изучении правил поведения на природе и сохранения природных богатств....