Урок по окружающему миру .Тема "Африка"2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Андреева Наталья Петровна

Кейс-урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mirakeys_urok.docx87.43 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Урок окружающего мира.2 класс.

Тема «Африка»

Цель урока. Сформировать умение распознавать и понимать связи особенностей географических объектов с их расположением.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Оборудование: проектор, карты ,картинки и карточки с надписями с элементами мира Африки, индивидуальные таблицы, А.А.Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс,с. 62-64 , видео «Путешествие по Африке»(http://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc)

Ход урока:

I.Орг.момент

-И снова в путешествие нам надо отправляться,

А в этом путешествии на вас я буду полагаться

На вашу эрудицию я буду опираться

- Для чего люди отправляются в путешествие? Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного.

- А вы любите путешествовать? Сегодня мы продолжим вместе с вами увлекательное путешествие по нашей замечательной планете.

- С какой целью мы путешествуем на уроке окружающего мира? (Узнать что-то новое)

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (“Что я не знаю?”, “Сам найду способ”)

II.Постановка проблемы.

-У вас на столах лежат разрезные карточки .попробуйте сейчас вместе составить из них общую картинку.

-Что у вас получилось?

(банан, арбуз, ананас, финиковая пальма.)

-Что общего у этих предметов.

Что их объединяет?

-Как вы думаете, где  родина этих растений?

(Африка)

III.Актуализация знаний

-Что такое Африка?(материк, часть света)

-Что вы еще знаете про Африку(находится в жарком поясе освещенности, там есть пустыня…)

-Давайте поиграем в игру, посвященной Африке «Верите ли вы?

-Я предоставлю вашему вниманию несколько утверждений, а вы ответите ,верите ли вы  им, то есть истинно оно или ложно.

1.Верите ли вы, что Африка-самый жаркий материк.

2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья.?

3….что в Африке есть снег.

-Посмотрите, утверждения были для всех одинаковые ,а ответы разные?

-Почему?

(Мы мало знаем об Африке)

-А почему вы отвечали именно так, а не иначе?

-А где еще можно получить информацию об Африке?

-Итак, отправляясь в путешествие по материку Африка ,что бы вы хотели  еще исследовать ,кроме тех вопросов ,которые возникли у вас в ходе игры?

-Вы путешествовали по материкам ,что можно узнать о них?

1.Климат.

2.Животный  и растительный мир.

3.Географические объекты.

4 .Страны и народы.

(На доске прикрепляются карточки с соответствующими надписями)

-Теперь мы готовы к путешествию, пора собирать чемоданы

-Давайте встанем и покажем ,что мы на себя наденем?

(Физминутка)

IV.Организация работы с кейсами.

-Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Предлагаю проводить исследование  в группе, ведь нужную информацию добывать в одиночку сложно. У  вас на столах лежат карты Африки ,но они все разные.

Посмотрите, обсудите, о чем может рассказать ваша карта

1 группа.

(Политическая карта расскажет о странах и народах.)

-Значит. тема вашего исследования будет « Страны и народы Африки».

2 группа.

(Физическая карта расскажет нам о географических объектах)

-Значит ваше исследование будет посвящено этому вопросу

3 группа.

(Карта природных зон поможет нам рассказать о климате.)

4 группа.

(Карты с изображением природных зон и изображением животных расскажет о животных, обитающих в Африке в зависимости от природной зоны.)

 В помощь в вашем исследовании, кроме таких источников информации, как карта,  вам в помощь предоставлен текст из учебника ,информация из детской энциклопедии, художественных произведений,

 -Работу начнем с текста. Каждый из вас постарается вычитать из него ту информацию, которая соответствует вашей теме. Давайте еще раз повторим темы исследования каждой группы . После чтения  и обсуждении найденного вместе поработайте с картой .Итогом вашей работы будет  совместное заполнение таблицы. Затем вы озвучите свои выступления.Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Кейсы:

Кейс № 1.

Источник №1: Учебник  А.А. Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс, с. 62-64 .

Источник №2: Страны и народы Африки.

В Африке насчитывается около 55 государств (больше только в Евразии), это Египет, Эфиопия и другие.  Египет – пустынная страна. Знаменит Египет  пирамидами.  Самый  крупный  город  Африки — Каир. Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек.  Население состоит в основном из представителей двух рас:  негроидной  и европеоидной.  Чернокожие африканцы разных национальностей: пигмеи - низкорослые охотники джунглей, масаи – высокие, длинноногие (спортсмены). Основное занятие населения: разводят скот, верблюдов.

http://www.worldofnature.ru/

Источник № 3:


Т. Александрова

В Кении,в саванном крае,
Где зимы и снега нет,
Племена живут масаев,
Также,как и сотни лет.
Тростником дома покрыты,
Все из глины,в них темно.
Лавки шкурами накрыты,
Дырка в крыше - их окно!
В домике очаг не гаснет,
На котором варят суп,
Только из воды и мяса,
Без картошки и без круп.
В заповеднике законы-
Убивать зверей нельзя!
Буйвол,носорог,слоненок -
Для людей они друзья!

Каждый из масаев - воин,
И пастух,и следопыт.
И копье носить достоин,
А в ушах - серьга висит!
Для гостей масаи рады
Песню спеть или сплясать.
Но важней коровье стадо
Львам на мясо не отдать!
Мы в гостинице не спали,
Слушая рычанье львов.
Все масаев вспоминали:
Защитили ли коров?

 http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-afriku.htm

Источник №4:

Политическая карта Африки.

Кейс№ 2.

Источник №1: Учебник  А.А. Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс,

 с. 62-64 .

Источник № 2:

Географические объекты Африки

В Африке расположена самая длинная река в мире — Нил. Вблизи  истоков Нила находится  самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро. Это единственное место, где можно увидеть снег. Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира. Огромный водопад Виктория. На материке Африка много пустынь.  На севере расположена крупнейшая на Земле пустыня Сахара, на юге — пустыня Калахари.  Днем в пустыне Сахара поверхность земли нагревается так, что можно на камнях жарить яичницу. Дождей в пустыне не бывает. В пустынях Азии и Африки кочевники ездят и перевозят свои вещи на верблюдах. Верблюды могут легко прожить несколько дней без воды и еды. Еду в виде жира они запасают в горбах. Поэтому верблюдов часто называют «Корабли пустыни».

http://www.world-globe.ru/regions/africa/geography/

Источник № 3:

Физическая карта Африки

Источник № 4.

http://povtoriashki.ru/webroot/delivery/images/fakti/ru/lev2.png

 - Африка является вторым по размерам  континентом, который следует после Евразии.

 - название Африка, как полагают некоторые ученые, происходит  от имени племени, которое раньше жило на севере материка, и называлась афригами.

 - в Африке находится самая длинная река в мире – Нил,  ее протяженность составляет 6 671 километр.

http://povtoriashki.ru/webroot/delivery/images/fakti/ru/lev_lev.pngАфрика очень известна своими богатыми месторождениями золота и алмазов.  Половина добываемого золота  и алмазов в мире приходится именно на этот континент.

 

 - в Африке есть озеро Малави, в котором водиться больше всего видов рыб.

 дней.

 - в Африке практически пропало озеро Чад, которое было 4 по величине. За последние 38 лет оно стало на 95% меньше.

http://povtoriashki.ru/dlya_detey/inerestnie_fakti/strani/afrika/

Кейс № 3.

Источник №1: : Учебник  А.А. Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс, с. 62-64 .

       Источник № 2:    Географическое положение материка и климат

Материк  Африка   второй  по величине в мире (после Евразии).  Отделяется от Евразии  Суэцким каналом. На западе Африка омывается Атлантическим океаном, на севере -Средиземным морем, на востоке - Индийским океаном и Красным морем.  Лежит Африка в северном и южном полушарии, так как пересекается экватором в центре.  Африка — самый жаркий материк планеты.  Вся территория Африки находится в жарких климатических поясах.  Именно в Африке находится самое жаркое место на Земле, и была зафиксирована самая высокая температура на Земле (+58,4 °C).  Смены времен года не бывает, там всегда жарко, даже зимой.

http://znanija.com/task/1689756

Источник № 3:Карта природных зон Африки.

Источник № 4: Африка самый крупный после Евразии континент, через который проходят жаркие климатические пояса, а также континент пересекает линия экватора. Поэтому климат в Африке жаркий и засушливый, что ведет к образованию пустынь.

Именно Африка по большей своей части является самым жарким континентом на планете, где в Эфиопии, поселение Даллол была зарегистрирована самая высокая температура воздуха +58,4 °C. В Африке есть крупные пустыни: Сахара в Северной части и Калахари в Южной.

http://сезоны-года.рф/Африка.html

Кейс№ 4:

      Источник №1: Учебник  А.А. Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс,

 с. 62-64 .

Источник № 2: Животный мир Африки

Мир животных  разнообразен. Африку населяют разнообразные млекопитающие: антилопы, карликовый бегемот,  мартышки,  лемуры, шимпанзе, гориллы.  Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в  Африке. Слоны, бегемоты, львы, жирафы, леопарды, гепарды, антилопы, зебры, африканский страус живут в Африке.  Только в Африке (и нигде в мире!)  встречается  Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь у животных и человека.

Растительный мир тоже разнообразен.  Растут разные пальмы, есть полынь, оливковые и фруктовые деревья. В  тропической Африке вдоль берегов рек и озер растет папирус.  Наибольшую известность папирусу принесла, придуманная древними египтянами, технология изготовления из него своеобразной бумаги. Тропическая Африка

является родиной кофе.  Кофе – невысокое деревце, очень привлекательное, у него крупные блестящие кожистые темно-зеленые листья, цветы очень ароматные,  белые или кремовые. Созревшие плоды темно-бордового цвета величиной с вишню. Внутри них находятся семена, называемые «кофейными зернами». В странах, где возделывается кофе, дети с большим удовольствием едят эти ягоды. В пустынях растений мало, можно встретить верблюжью колючку.

http://fb.ru/article/31798/jivotnyie-i-rasteniya-afriki

Источник № 3:Карта природных зон Африки с изображением животных.

Учебник  А.А. Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс, с.106

Источник №4:

 Мне вчера купила мама
Очень вкусных два банана
И сказала, что они
К нам из Африки пришли.
Африка - далёкий край, -
Объяснил мне попугай, -
Где кокосы и бананы,
И шалуньи-обезьяны,
Те, что в Африке живут,
Их без разрешения рвут.
Там в лесах - гориллы,
В реках - крокодилы.
Леопард, гиппопотам
Обитают тоже там.
В африканских странах
Водятся в саваннах
Зебры, антилопы гну,
Птицы: страус, марабу.
В Африке пустыни - знай,
Где пески из края в край.
И верблюды, если нужно,
По пескам шагают  дружно
Солнце светит ярко.
В Африке так жарко!
Там живут мои друзья.
Жаль, что встретиться нельзя.
Жалко стало мне немножко
Попугая, птицу Гошку.

http://www.aforizmov.net/stihi/tags/afrika/

V.Работа в группах

Учитель выполняет  роль консультанта.

VI. Проверка самостоятельной работы. Презентация выступлений.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Какая тема исследования была у вас?

(Работы учащихся, выполненные в таблице выставляются на доске в соответствии с названием тем)

-Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы .Проведем небольшую пресс-конференцию. Вы будете сотрудниками туристической фирмы, которая занимается рекламой путевок в таинственную и многоликую Африку.   Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли журналистов , которые мало знают об Африке. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы представителям фирмы.

-Какой вывод можно сделать о материке Африка ?

Для ответа воспользуйтесь информацией ,представленной на доске.

 -Узнали ли мы о том, что хотели?

Я предлагаю сравнить выводы, сделанные на уроке с выводом ученых.

Просмотр видео.

(http://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc)

VIII.Итог урока. Рефлексия.

-А сейчас давайте вернемся к нашей игре.  «Верите или нет» .Как теперь будут звучать ваши ответы ?

1.Верите ли вы, что Африка- самый жаркий материк.

2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?

3….что в Африке есть снег.

-Посмотрите, теперь ответы у вас совпали. Что помогло вам в исследовании (Информация  из учебника ,энциклопедии , карт, художественных произведений  и сети интернет)

-А сейчас я прошу найти картинки-раскраски с пальмочками  и раскрасить листья в зеленый цвет тем, кто доволен работой на уроке ,

в желтый , у кого не все сегодня получилось,

в красный , кто ничего не понял совсем.

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся у вас на пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....