Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класса разработана на основе ФГОС "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                        /Бадмаев Ю.Р./

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         по____ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,   2 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

68

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

                                                                     2018 г               

                                            1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе:

- Федерального Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ );

-  Федерального  образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

 - примерной образовательной программы начального общего образования и авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир»;

- учебного плана Филиала МБОУ «Оёрская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Федерального перечня учебников;

- Положения о рабочей программе ОУ.

Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
  • имеет ярко выраженный интегративный характер;
  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

     Описание места учебного предмета в учебном плане

На  изучение  курса «Окружающий мир» во  2  классе  отводится  68 часов  в  год по 2 часа в неделю.

                                    Национально-региональный компонент

         В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.    

                    2. Планируемые результаты изучения курса.

      Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10.  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы;
  • распознавать животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • правилам поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторые других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём.

5

2

Природа.

21

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

8

5

Общение.

7

6

Путешествия.

17

ИТОГО:

68 часов

                                                 3. Содержание курса.

Где мы живём? (5 ч)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

   Жизнь города и села (10ч)  Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (8 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (17 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Резерв – 3 часа

4.Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

1

ГДЕ МЫ ЖИВЁМ? (4 Ч)

Наш  адрес в мире.

1

03.09

2.

Родная страна.

1

04.09

3.

Природа и рукотворный мир

1

10.09

4.

Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Где мы живём».

1

11.09

5.

                   ПРИРОДА (20 Ч)

Неживая и живая природа.

1

17.09

6.

Явления природы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

1

18.09

7.

Что такое погода.

1

24.09

8.

В гости к осени. (Экскурсия).

1

25.09

9.

В гости к осени.

1

01.10

10.

Звёздное небо.

1

02.10

11.

Заглянем в кладовые Земли.

1

08.10

12.

Про воздух…

1

09.10

13.

…И про воду. НРК  Вода. Растения и животные озера Байкал.

1

15.10

14.

Какие бывают растения.

НРК  Разнообразие животного и растительного мира Бурятии.

1

16.10

15.

Какие бывают животные.

НРК   Растения и животные нашего села.

1

22.10

16.

Невидимые нити.

1

23.10

17.

Дикорастущие и культурные растения.

1

29.10

18.

Дикие и домашние животные.

1

30.10

19.

Комнатные растения. Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями.

1

12.11

20.

Животные живого уголка. Правила ухода за животными живого уголка.

1

13.11

21.

Про кошек и собак.

1

19.11

22.

Красная книга.

1

20.11

23.

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1

26.11

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». НРК  ВИКТОРИНА " БАЙКАЛ"   Растения и животные водоема.

1

27.11

25.

ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (10 Ч)

Что такое экономика.

1

03.12

26.

Из чего что сделано.

1

04.12

27.

Как построить дом.

1

10.12

28.

Какой бывает транспорт.

1

11.12

29.

Культура и образование.

1

17.12

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

18.12

31.

В гости к зиме. (Экскурсия).

1

24.12

32.

В гости к зиме.

1

25.12

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». НРК  Влияние деятельности человека на окружающую среду.

1

14.01

34.

Презентация проектов.«Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

15.01

35.

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9 Ч)

Строение тела человека

1

21.01

36.

Если хочешь быть здоров.

1

22.01

37.

Берегись автомобиля!

1

29.01

38.

Школа пешехода.. Правила безопасности на дороге.

1

30.01

39.

Домашние опасности.

1

05.02

40.

Пожар.

1

06.02

41.

На воде и в лесу.

1

12.02

42.

Опасные незнакомцы

1

13.02

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

19.02

44.

ОБЩЕНИЕ (7 Ч)

Наша дружная семья.

1

20.02

45.

Проект «Родословная».

1

26.02

46.

В школе.

1

27.02

47.

Правила вежливости.

1

05.03

48.

Ты и твои друзья.

1

06.03

49.

Мы – зрители и пассажиры.

1

12.03

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1

13.03

51.

ПУТЕШЕСТВИЯ (18 Ч)

Посмотри вокруг.

1

19.03

52.

Ориентирование на местности.

1

20.03

53.

Ориентирование на местности.

Практическая работа. Определение сторон горизонта по компасу.

1

02.04

54.

Формы земной поверхности.

НРК Полезные ископаемые нашего края..

1

03.04

55.

Водные богатства.

1

02.04

56.

В гости к весне.(Экскурсия).

1

10.04

57.

В гости к весне.(Урок).

1

11.04

58.

Россия на карте.

1

17.04

59.

Проект «Города России».

1

18.04

60.

Путешествие по Москве.

1

24.04

61.

Московский Кремль.

1

25.04

62.

Город на Неве.

1

03.05

63.

Путешествие по планете.

1

04.05

64.

Путешествие по материкам.

1

10.05

65.

Страны мира. Проект «Страны мира».

1

11.05

66.

Впереди лето.

1

17.05

67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

18.05

68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

24.05

Приложение

Окружающий мир.  

1. Разнообразие животного и растительного мира

1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона

2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.

2. Луг. Растения и животные луга.

1. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.

2. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.

3. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.

З. Вода. Растения и животные водоема.

1. Подобрать материал об озере Байкал.

2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.

4. Вода под землей. Минеральные источники. Гейзеры.

1. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.

5. Полезные ископаемые и их свойства.

Их образование и использование человеком.

1. Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.

2. Экскурсия в геологический музей.

6. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

1. Из "Красной книги Бурятии" подобрать материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.  

7. ВИКТОРИНА " БАЙКАЛ"  к теме "Вода. Растения и животные водоема"

1. Сколько лет Байкалу?

2. Какова его глубина, ширина и длина?

3. Почему Байкал называют морем?

4. Что означает слово "Байкал"?

5. Сколько рек и речек впадает в Байкал?

6. Какая река вытекает из Байкала? Знаешь ли легенду об этом?

7. Какой остров расположен на Байкале?

8. Найди по карте озера эвенкийские названия озер, рек, заливов, мысов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...