Раьочая программа по окружающему миру 3кл школа 21века
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Лазарева Елена Викторовна
Рабочая программа по окружающему миру 3кл школа 21века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта; Примерной программы основного общего образования ;Образовательной программы МБОУ «Зарубинская ООШ»; Устава МБОУ «Зарубинская ООШ»; Учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019 учебный год; Федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки России от 20 июня 2017г. №585);Положения о рабочей программе МБОУ «Зарубинская ООШ».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса)   Н.Ф.Виноградовой.  Окружающий мир   Класс:3   /.М: Вентана-Граф, 2014.

           Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
  • обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.


  Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Общая характекристика учебного предмета

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира  в 3 классе отводится 68  часов в год, 2 часа в неделю.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной  программы ООО.

Личностные результаты  представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ гражданской идентичности;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
  • формирование понимания особой роли России в современном мире;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
  • понимание особой роли России в мировой истории;
  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране;
  • воспитание уважительного отношения к истории страны;
  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание любви к своей семье;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе;
  • принятие норм нравственного поведения в природе;
  • принятие норм нравственного поведения в обществе;
  • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры;
  • понимание ценности любой жизни;
  • освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
  • регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
  • коммуникативные как способности в  связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

Планируемые результаты освоения предмета:

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  • планеты Солнечной системы (2-3);
  • свойства воздуха, воды;
  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признаки  классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Раздел 3. Содержание учебного предмета

Распределение учебных часов по разделам программы:

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1ч.

2

Земля — наш общий дом

6ч.

3

Человек изучает землю

2ч.

4

Растительный мир Земли

13ч.

5

Бактерий. Грибы

2ч.

6

Животный мир Земли

14ч.

7

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

14ч.

8

Наша родина: от Руси до Руси

7ч.

9

Как жили наши предки

9 ч.

Итого:

68ч.

Содержание программы

  • Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

  • Земля — наш общий дом (6 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

  • Растительный мир Земли (13 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

  • Бактерий. Грибы (2 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (14 ч)

  • Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

  • Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Раздел 4. Календарно-тематический план

N п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Введение

1.

Как работать с учебником. Условные обозначения.

1

Земля – наш общий дом.

2.

Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории.

1

3.

Солнечная система. Какие бывают природные тела. Искусственные тела.

1

4.

Солнечная система. Солнце – огненный шар. Земля – шар.

1

5.

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

1

6.

Условия жизни на Земле. Значение воды для жизни на Земле.

1

7.

Условия жизни на Земле. Воздушная оболочка Земли.

1

Человек изучает Землю

2ч.

8.

Человек познаёт мир. Как изображают Землю. О меридианах и параллелях

1

9.

Зачем нужны карта и план? Географическая карта

1

Бактерии и грибы

10.

Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

1

11.

Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы.

1

Растительный мир Земли

13ч.

12.

Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные.

1

13.

Если бы на Земле не было бы растений. (Защита проектов.)

1

14.

Растения прекрасные, но опасные.

1

15.

Разнообразие растений на Земле. Водоросли, мхи, папоротники.

1

16.

Разнообразие растений на Земле. Хвойные растения. Цветковые растения.

1

17-18.

Растения – живые тела (организмы). Как живёт растение. Корень, его значение.

2

19.

Побег – сложный надземный орган растения. Лист – орган питания. Стебель – часть побега.

1

20.

Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды.

1

21.

Размножение растений. Как плоды и семена попадают на новые территории.

1

22.

Как долго живут растения.

1

23.

Человек и растения. Культурные растения в жизни человека.

1

24.

«Красная книга» России.

1

Животный мир Земли

14ч

25.

Какова роль животных в природе.

1

26.

Разнообразие животных. Животные – живые существа (организмы)

1

27.

Как животные ориентируются. Как животные питаются.

1

28.

Как животные передвигаются. Как животные дышат.

1

29.

Кровеносная система. Органы выделения.

1

30.

Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Поведение животных.

1

31.

Беспозвоночные животные.

1

32.

Позвоночные животные.

1

33.

Земноводные. Пресмыкающиеся.

1

34.

Птицы.

1

35.

Млекопитающие (звери)

1

36.

Что такое природное сообщество?

1

37.

Человек и животные.

1

38.

Срез знаний.

1

Наша Родина: от Руси до России.

39.

Древняя Русь.

1

40.

Древнерусское государство.

1

41.

Московская Русь.

1

42.

Российская империя. Пётр I Великий.

1

43.

Российская империя. Екатерина II Великая.

1

44.

Российская империя. Последний российский император Николай II.

1

45.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

1

Как жили наши предки

46.

Имя, отчество, фамилия. Защита проектов «Моя родословная»

1

47.

Какими людьми были наши предки. Как выглядели. Как работали.

1

48.

Какими людьми были наши предки? Как защищали Родину. Как помогали друг другу.

1

49.

Какими людьми были наши предки? Как принимали гостей. Как отдыхали.

1

50.

Какие предметы окружали русских людей. «Скажи, какой у тебя дом»

1

51.

По одёжке встречают.

1

52.

Русская трапеза

1

53.

Боги древни славян.

1

54.

Принятие христианства на Руси.

1

Как трудились наши предки

14ч.

55.

Что создавалось трудом крестьянина.

1

56.

Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло.

1

57.

О гончарном круге, керамике и фарфоре.

1

58.

О веретене, прялке и ткацком станке.

1

59.

Русские оружейники

1

60.

Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, завода и фабриках России.

1

61.

Наличие полезны ископаемых – условие работы промышленных предприятий. О первых железных дорогах.

1

62.

Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (пароход)

1

63.

Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (автомобиль)

1

64.

Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (самолёт)

1

65-66.

Время космических полётов

2

67-68.

Уроки обобщения. Россия XIX-XX веков

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...