технологическая карта урока "Правила вежливости"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Материал соответствует требованиям ФГОС. Урок провится во 2 классе, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pravila_vezhlivosti.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правила вежливости.

Тип урока:  комбинированный

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи: 1.Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.

2. Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу.        

Планируемые результаты:

 - учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;

- обсуждать вопросы о культуре поведения.

Формирование УУД:

Личностные:

Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;

- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

- коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.

Предметные: 

Получить знания о группах  «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Оборудование: презентация (Power Point, ), мультфильм «О вежливости и доброте»,

конверты с заданиями для групп,  учебник, рабочее место учителя с ПК

Ход урока

этапы

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 

Беседа

Слайд 2

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Давайте, друзья улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда - за работу.

Удачи желаю всем нам!

Актуализация знаний.

Беседа

Слайды 3-7

Тест, стр.

Напомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Давайте вспомним их.

1. Как нужно вести себя на уроке?

2. Как нужно вести себя, когда хочешь ответить?

3.Как нужно вести себя на перемене?

4. Как нужно вести себя с младшими?

5. Как нужно общаться с товарищами?

-Откройте ваши рабочие тетради, запишите число.

Выполним тестовые задания, проверите сами себя.

- А теперь возьмите в руки ручки с зеленой пастой и давайте выясним, где у вас ошибки.

-оцените ваши ответы

Тетради можно отложить в сторону.

Правила поведения в школе

(На уроке нужно внимательно слушать учителя,  не перебивать)

(Если ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку.)

(Выходить на перемену можно только после разрешения учителя. В коридоре нельзя бегать, кричать, драться)

Отвечают на вопросы

Проверяют и исправляют сами.

Рисуют смайлики.

Самоопределение к деятельности

Просмотр м/ф

Беседа

У. стр. 52

Учитель включает начало мультфильма «О вежливости и доброте»

(до слов: «Садись, двойка!»)

За что получил двойку Мишуня?

-Можно ли назвать его вежливым?

-А что значит «быть вежливым»?

-Как вы себе представляете такого человека?

(Это человек, который правильно себя ведет и использует «волшебные слова»)

-Какая же тема нашего урока? (Вежливость)

– Чему мы должны научиться сегодня? (Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

-Откройте У. стр.52. прочитайте, что мы узнаем и чему научимся


– А известно ли вам, ребята, что обозначает 
слово «вежливость»? 

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Вежливость — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Смотрят м/ф

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока

Ставят цель урока

Читают цели Муравья

Изучение нового материала

Беседа, презентация

У. стр. 52

Энциклопедия путешествий стр.

-какие вежливые слова вы знаете?

-Для чего они нужны?

Рассмотрите картинки в учебнике. Задание 1. Работаете в парах

Знакомство с вежливыми словами разных стран.

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. А что может произойти в таком случае, мы сейчас узнаем. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника- попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи 

- Нравится ли вам такой разговор? Как вы считаете, как нужно разговаривать по телефону?

-А теперь с помощью этой схемы давайте попробуем составить правильный, культурный диалог по телефону.

- Я думаю, что у нас получились неплохие варианты разговора. Но хотелось бы добавить, что разговор должен быть лаконичен, понятен, приятен и «оставлять после себя» хорошее настроение.

 

Просматривают слайды, отвечают на вопросы

Работа в парах, создание диалога

Слушают, повторяют.

(дети читают по ролям диалог из учебника на с. 53).

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.)

Составляют диалоги

физминутка

Игра "Будь внимателен"

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Выполняют согласно условиям

Первичное осмысление и закрепление изученного материала

У. стр. 55 картинки

Видеоролик «Ежели вы вежливы»

Анализ

Слайд

видеоролик

Итак, задачи не на сложение,

Задачи на правила уважения!

- рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать о поведении мальчиков и девочек?

На уроках литературного чтения мы часто читаем и анализируем произведения разных авторов. Послушайте еще одно и подумайте, почему именно его мы слушаем сегодня?

Какие еще правила вежливости вы увидели в нем?

Поведение всех героев можно назвать вежливым, культурным?

Поясните, что такое культура поведения?

Когда мы говорим о вежливости, мы подразумеваем, что человек еще и добрый. Эти понятия связаны между собой.  

Я приготовила еще один видеоролик. Посмотрите его и определите, где же там вежливый человек?

Обсуждение, высказывание мнений детьми

Слушание. Ответ на вопрос

Итог урока. рефлексия

Беседа по вопросам

Энциклопедия путешествий – вежливые слова.

Оценивание.

Домашнее задание  У. стр. 54 текст, вопросы

Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»

«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них не возможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить

Пусть вежливые слова, как лучики солнца, радуют и согревают вас.

1. Слова приветствия

2. Слова извинения

3. Слова прощания

4. Слова просьбы        

5.Слова благодарности

Каждая группа заранее получила задание – изучить вежливые слова. Давайте послушаем 1-ю группу.

1) – Встречу, новый разговор
      Мы со «Здравствуйте» начнем.
     Друг пришел вдруг на обед –
     Скажем мы ему «Привет».

«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.

– Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2)  Если ты сломал игрушку
    Друга или вдруг подружки,
   Ты скажи им «Извини»
   И свою им предложи.

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

– Какие  слова  исследовали ребята 2-й группы? (Слова извинения)

3)  Каждый скажет на прощанье,
     Уходя, всем «До свиданья».
     Другу уходить пора –
    Скажем мы ему «Пока».

– О каких словах  вы услышали? (Слова прощания)

4) Чтобы что-то попросить,
     Нужно вежливыми быть.
     Мы «пожалуйста» добавим –
     Будут все довольны нами.

– Какие слова изучали ребята?  (Слова просьбы)

5) «Приятного аппетита!» -
    Блюдо первое налито.
    Супчик скушали мы с вами,
    Скажем все «Спасибо» маме.

А это что за слова? (Слова благодарности)

  • Работа в группах

Возьмите в конверте задание.

– Найдите слова своей группы и наклейте их в виде солнышек.

Будьте внимательными, там есть лишнее слово.

  • Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
  • Группа 2 (Формы извинения): простите, жаль, сожалею, прошу прощения, я виноват.
  • Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте,
  • Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
  • Группа 5 (Формы благодарности) : спасибо, пожалуйста, благодарю.

 Капитаны показывают результаты  работы группы.

  • Беседа, работа по учебнику (работа в парах) (Слайд 10)

        Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. А что может произойти в таком случае, мы сейчас узнаем. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника- попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи (дети читают по ролям диалог из учебника на с. 53).

- Нравится ли вам такой разговор? Как вы считаете, как нужно разговаривать по телефону?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.)

-А теперь с помощью этой схемы давайте попробуем составить правильный, культурный диалог по телефону.

Примерная схема разговора (Слайд 11)

1. «Алло».

2. Приветствие.

3. Объяснение цели своего звонка — собственно разговор.

4. Благодарность.

5. Прощание.

Заслушиваются диалоги.

-Я думаю, что у нас получились неплохие варианты разговора. Но хотелось бы добавить, что разговор должен быть лаконичен, понятен, приятен и «оставлять после себя» хорошее настроение.

6. Закрепление изученного материала

Итак, задачи не на сложение,

Задачи на правила уважения!

Каждая группа получает ситуацию и обсуждает её.

(Работа в группах.) (Слайд 13) После 3 минутной подготовки заслушиваются ответы детей. Они анализируются учителем и детьми.

1 группа

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему?

(Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись за то, что вы его побеспокоили, и употребить «вежливые» слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2 группа

Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчик зовёт меня Танькой.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- А я ему просто кричу: «Эй ты!»

Скажите, права ли Таня?

3 группа

Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее. 
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.

Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?

4 группа

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене?

5 группа

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.

Кто из них должен уступить дорогу, если возраст одного мальчика 8 лет, а другому 11 лет.

  • Пословицы рассыпались (в группах) (Слайд 14 )

– Пословицы рассыпались, соберите их. Проверка по слайду.

1)  Доброе слово  что дождь в засуху. 
2)  На добрый привет – добрый ответ.
3)  Слово ранит и слово лечит.
4)  Ласковым словом и лед растопишь.

7. Рефлексия  (Слайд 15)

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

8. Подведение итогов урока.  (Слайд 16)

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вы узнали? Чему научились?

Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»

«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них не возможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить

Пусть вежливые слова, как лучики солнца, радуют и согревают вас. Давайте прикрепим солнышки, которые у нас получились на доску. Пусть они нас радуют и напоминают нам, о том, что мы должны быть вежливыми людьми.

– Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо! (Слайд 17)

Домашнее задание.

 С.54-55   (прочитать текст, объяснить «странное» поведение папы.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока + презентация Окружающий мир 2 класс ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Урок соответствует младшему школьному  возрасту детей. На уроке использованы разные виды работ....

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Вежливые слова"

Мы отправляемся на планету Вежливости, чтобы раскрыть ее секреты....

Технологическая карта урока «Вежливые слова». Предмет: русский язык

Данная технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Может быть использована на уроке русского языка и во внеурочной деятельности....

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Конспект внеурочной деятельностиПрезентацияВидеоЗадание для интерактивной доски...

Технологическая карта урока по теме: «Правила вежливости".

Цели деятельности учителя: учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону; позна...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Правила вежливости"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Правила вежливости"...