Урок окружающего мира по теме «Дорожные знаки»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okr.miru_.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме «Дорожные знаки»

Ход урока:

  1. Вхождение в деятельность.

1.- Вот  прозвенел звонок,        

Пора нам начинать урок!

Урок о мире, что царит

В пространстве улиц и дорог!

- Ребята, о каком мире на улицах и дорогах говорится в четверостишии?

(о правилах дорожного движения; о том, как соблюдают правила дорожного движения; о том, как ведут себя участники дорожного движения).

- Верно! Ребята, сегодня на уроке гости у нас не только учителя нашей школы. К нам сегодня пришел… (появляется мальчик в костюме Зебренка)

-Кто же это? (ученики хором – ЗЕБРЕНОК)

2. Зебренок: Я знаю, что вы, ребята, маленькие ЮИДовцы. Вот я и пришел узнать, как вы соблюдаете правила дорожного движения, не нарушаете ли вы мира на улицах и дорогах?

А в начале хочу рассказать вам об этом мире.  (слайд №1)

(Сообщение по теме «Мир на улицах и дорогах»:

По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.

Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.

Растут наши города, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.

Одно из основных условий безопасности движения: это выполнение правил дорожного движения – закона улиц и дорог.)

- Спасибо, Зебренок, за сообщение. Проходи, садись, будешь помогать ребятам осваивать свой дорожный мир!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, так кого мы можем назвать участниками дорожного движения?        (пешеходов, пассажиров, водителей)                 (слайд №2)

Посмотрите на три важных слова   (слайд №3 - Автомобиль. Дорога. Пешеход)

- Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим на уроке, ведь дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог нашей

безопасности.

Вспомните, пожалуйста, правила для пешеходов.       (ответы учащихся,

 слайд №4:

  1. Ходить по тротуару и никогда по проезжей части не ходить.
  2. Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и на перебегать) в неположенном месте.
  3. Переходить улицу только на зелёный свет.)

- А какие торжественные обещания пешеходов вы составили?

(учащиеся рассказывают сочиненные ими торжественные обещания пешеходов, которые они дают родителям)

Зебренок: А можно я задам ребятам вопрос?     (слайд №5:

У любого перекрёстка
    Нас встречает светофор.
И заводит очень просто

С пешеходом разговор.)

- О чём с нами разговаривает светофор?

(Ответы учащихся: Как правильно перейти дорогу)

- Молодцы, ребята! Правильно ответили Зебренку! А знаете ли вы какие бывают светофоры?

-На дорогах установлены транспортные светофоры.        (слайд №6)

Прочитайте правила, которые мы знаем с детства.

А также -  пешеходные светофоры.      (слайд7)

А знаете ли вы, как выглядел первый светофор раньше, 100 лет назад? Давайте посмотрим. Это первый светофор, который появился в Лондоне.                                                          (слайд №8)

- Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга,  поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.        (слайд №9)

-Скажите, а кто такой регулировщик?

(Ответы учащихся). 

- Сегодня чаще их называют инспекторами  дорожно - патрульной службы.

                                                                                                   (слайд №10)

- Но, согласитесь,  на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика. Значит, нам нужны какие-то еще помощники на дорогах.

III. Введение в тему.

  1. -Отгадайте загадку:

Днём и ночью, в дождь и стужу
На дороге несем службу.
Знают нас на всей планете
Взрослые и даже дети.
Если нас не соблюдать,
Можно сильно пострадать!

- Кто же они, эти неутомимые помощники?                              (слайд №11)

(Ответы учащихся – Дорожные знаки).                                   

- Верно! И как вы догадались, это и будет тема нашего урока.

(слайд № 12 – Тема урока: ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ).

2. Лексическая работа.

- А давайте определим значение слов «знак» и «дорожные знаки».

-Где мы сможем узнать значение этих слов?

-Работа с Толковым словарем. (Статью читает Антонова Софья –

стр. 231) 

3.Историческая справка.

-Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.

-Посмотрите на знаки разных стран.     (слайд 13 - Знаки разных стран)

- А знаете ли вы, что в 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака.                         (слайд 14)

- Посмотрите, это старинные знаки, которые написаны по правилам правописания,  принятым в то далёкое время.

- Попробуйте прочитать название этих знаков.

(Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)

IV. Работа по теме урока.

- Дорожные знаки делятся на несколько групп. (слайд №15 - Классификация)

1. Работа в группах.

- У вас на партах лежат карточки. Посовещайтесь и попробуйте определить, к какой группе знаков относится то или иное объяснение их значения. Соедините стрелками группы знаков и объяснение их значения.

Карточка.

Предупреждающие знаки

Не позволить 

Запрещающие знаки

Заранее известить, уведомить 

Предписывающие знаки

Сообщить, осведомить. Показать, назвать для сведения

Информационно-указательные знаки 

Предложить соблюдать что-нибудь. 

- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран. Все ли у вас так?

(Проверка по слайду -  (слайд №16)

Предупреждающие знаки

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационно-указательные знаки

Заранее извещают, уведомляют.

Не позволяют.

Предлагают соблюдать что-нибудь.

Сообщают, осведомляют. Показывают, называют для сведения.

-Ребята, давайте  хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки.

-А теперь посмотрим, что же это за знаки.

2. Работа с учебником.

-Откройте учебник -  с.14.

-Итак, предупреждающие знаки.

Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)                (слайд №17)

- Так о чём нас предупреждают эти знаки?

-Само название этих знаков говорит нам: «Будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути».

- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?

- Назовите предупреждающие знаки.

- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?

(Ответ учащихся - Знак “Дети”)

-Следующая группа запрещающие знаки.                (слайд №18) 

- Назовите запрещающие знаки.

- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике -  с 15.

- Что скажите о запрещающих знаках?

(Ответы учащихся: эти знаки нам запрещают делать обгон, въезд и т. д. Они как будто говорят нам слово «нельзя».))

-Сформулируйте назначения знаков, используя слово «нельзя».

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

- Ребята, посмотрите внимательно на экран.                 (слайд №19)

-Какие знаки вы видите?

- Инспектор дорожно – патрульной службы просит вас определить, что общего у предупреждающих и запрещающих знаков?

(Ответы учащихся - Они с красной каймой)

- Значит,  эти знаки очень важные. Они, как красный свет светофора, говорят: «Стой!»

- Какие знаки более строгие? Почему?

(Ответы учащихся  - Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)

Зебренок:  Молодцы! Но что-то я устал. Очень хочется сделать привал в нашем длительном путешествии в мир улиц и дорог.

3.Физкультминутка.

- Конечно! Давайте отдохнем! А на привале принято петь походные песни. А у нас, у ЮИДовцев, есть своя песня, свой гимн ЮИДовцев. Споем его, ребята?!!

4. Продолжение знакомства со знаками.

-Продолжим разговор о дорожных знаках. Рассмотрим следующую группу знаков.                                                                                 (слайд №20)

- Это какие знаки?

Предписывающие знаки - они говорят: «Следуй строго предписанию».

-Назовите эти знаки.    

- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?

- Самостоятельно прочитайте о них в учебнике - с. 15 

- Найдите ответ в учебнике на вопрос: «Что означают знаки стрелок внутри синего круга»?

(Ответы учащихся - В какую сторону нужно двигаться)

- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная?                 (слайд №21)

- Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.

(Ответы учащихся - Информационно-указательные знаки) 

 (Учитель берёт книгу “Правила дорожного движения”)

- В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения, и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их.        (слайд №21- замена названия)

- Назови знаки сервиса?                             (слайд №22)

- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?

- Какого они цвета и формы?

(Ответы учащихся )

Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.

5.Словарная работа - что значит слово «кемпинг»?.

(Толковый словарь: Кемпинг – место для отдыха).

- Давайте сделаем вывод: На какие же группы делятся дорожные знаки?

 (Ответы учащихся )                                                                 (слайд №23)

6.- Достаньте, пожалуйста, свои проекты – «Мой безопасный маршрут в школу» и вспомните, какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?

(Ответы учащихся).

7.Работа в тетрадях.

- Откроем тетрадь – с. 10, задание 2.

-Прочитайте. Возьмите цветные карандаши. Раскрасьте  знаки.

- Сравните свои ответы со слайдом.                                 (слайд 24)

-Сигнальте мне, кто всё сделал без ошибок (дети работают с сигнальной карточкой).

- Скажите, к какой группе относится каждый знак?

-Молодцы!

V. Домашнее задание.

- Дома вам останется только закрепить полученные знания, прочитав материал учебника еще раз. А затем выполнить в тетради задание № 1, 3, 4 на странице 8.  Запишите, пожалуйста, в дневник.                   (слайд 25)                 

VI. Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”.

- А мы продолжаем. Оказывается, наш Зебренок получил от инспектора дорожно – патрульной службы задание, но боится, что не справится с ним один. Поможем, ребята?                                                     (слайд 26–33)

(1. Подача звукового сигнала запрещена;

2. Въезд запрещен;

3. Велосипедная дорожка;

4. Пешеходный переход.)

- Ребята! Внимание! Инспектор дорожно – патрульной службы предупреждает. Посмотрите на экран!

(5. Отдых.  Кемпинг;

6. Обгон запрещен;

7. Скользкая дорога.)

-Для чего нужны дорожные знаки? Можно ли обойтись и без них?

- Давайте сделаем вывод.  Посмотрите на экран.                       (слайд №34)                  (Вывод: лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – строго соблюдать Правила дорожного движения!

VII. Творческое задание. Работа в группах.

Зебренок: Ребята, мне очень хочется, чтобы вы придумали и представили свой новый дорожный знак. Нарисуйте его и скажите, к какой группе он относится. А также объясните его значение.                              (слайд №35)                 

(Учащиеся выполняют по группам свое творческое задание. Затем каждая группа защищает свой проект.)

-Зебренок, ты доволен новыми знаками?

-Как ты думаешь, примут их на вооружение дорожно - патрульные службы?

Зебренок:  Конечно! Я с удовольствием отнесу их в ГИБДД. Возможно, скоро мы эти знаки увидим в новом сборнике «Правила дорожного движения».

VIII. Рефлексия. Тест.

-Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

- Всем ли было интересно?

-Узнали ли вы для себя что-то новое? Что именно?

-Все ли дорожные знаки усвоили?

-Вот сейчас мы это и проверим! Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Тест «Верно ли утверждение?»  Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.

Тест

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да; Нет.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да; Нет.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да; Нет.

-Молодцы! Я, Зебренок и наши гости, я думаю ,остались довольны вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Мы надеемся, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, и среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения.

                                                                           (слайд№36)                 

Предполагаемые результаты работы учащихся.

Примеры новых дорожных знаков:

  1. «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
  2. «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
  3. «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
  4. «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
  5. «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
  6. «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки"

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: карточки с дорожными знаками, с названиями групп дорожных знаков; геометрические фигуры с особенностями внешнего вида каждой группы дорожных знак...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".

Мною представлена презентация к  уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...

Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки" 3 класс

Урок проводится в 3 классе с использованием учебно лабораторного оборудования...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс)

В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс), УМК "Школа Росии"...

Урок окружающего мира. 3 класс. Дорожные знаки.

Конспект урока с презентацией....

Урок окружающего мира по теме "Дорожные знаки"

Здесь представлен конспект урока "Дорожные знаки"....

"Проверочная работа по окружающему миру по теме "Дорожные знаки" (3 класс)

Вопросы для проверочной работы по окружающему миру по теме "Дорожные знаки" (3 класс)....