Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме: «Свойство воды в жидком состоянии»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Помыткина Надежда Владимировна

    Цель урока: дать представления о свойствах воды при выполнении практической работы.

    Данный урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе, работа строится в форме урока- практикума с элементами исследования. Особое внимание уделяется практической направленности знаний, полученных на уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx42.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока окружающего мира

    УМК  «Планета знаний»

    Предмет:      окружающий мир

    Класс:  3

    Тема и номер урока:  урок  № 1, тема: «Свойство воды в жидком состоянии» в разделе  «Вода, воздух, горные породы и почва»

    Базовый учебник: учебник и рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», 3 класс, I часть,  Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.

                                                                                                Ход урока:

     Этап урока

     Деятельность учителя

     Деятельность детей

    УУД

    I.Самоопределение к деятельности.

    (1 мин)

    Цель этапа: организация класса на работу, мотивация к получению новых знаний

    Звучит заставка из м/ф «Фиксики»

    Здравствуйте, мои юные исследователи! Добро пожаловать в научную лабораторию.

    Настоящий учёный должен быть внимательным, собранным. Готовы к новым открытиям?

    Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на работу.

    Личностные:

    • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    II.Актуализация знаний.

    (4 мин)

    Цель этапа:

    мотивация к открытию новых знаний.

    Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется проблема урока.

    Что же станет объектом нашего исследования? Давайте попробуем определить это, отгадав загадки.

    Бывает он косой, грибной,
    Бывает сильный, проливной,
    Гулять он ходит с тучкой,
    Держа её под ручку.      (дождь)

    Пушистая вата
    Плывёт куда-то.
    Чем вата ниже,
    Тем дождик ближе.  (облако)

    Ледяной, плаксивый нос
    К крыше горестно прирос.
    Слёзно огорчается,
    Что зима кончается.            (сосулька)

    Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали,
    А пошли искать их днем, -
    Ищем, ищем, не найдем!       (роса)

    Он белёсый и сырой,
    Опустился над землёй.
    Словно облако упало,
    И домов не видно стало.
    Над рекою он плывёт,
    А с рассветом пропадёт.  (туман)

    Белой глыбой ледяной.

    В океане встал стеной.

    Знает каждый капитан,

    Как опасен великан.    (айсберг)

    Что объединяет все эти природные явления? Совершенно верно, объектом нашего исследования сегодня на уроке станет ВОДА.

    На какие три группы можно поделить эти природные явления?

    По какому принципу вы распределили эти явления на группы?

    Какой вывод можем сделать?

    При каком условии вода меняет своё состояние?

    Включаются в диалог.

    Отгадывают загадки.

    Обобщают понятия.

    Состоят из воды.

    Группируют по общим признакам.

    1) дождь, роса

    2) сосулька, айсберг

    3) облако, туман

    Делают вывод: вода в природе встречается в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

    При температуре 0 градусов – твёрдое состояние;

    При температуре 100 градусов – кипит, переходя в газообразное состояние.

    Коммуникативные:

    • умение вступать и вести диалог.

    Личностные:

    • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    III. Формулировка темы и цели урока.

    (4 мин )

    40 секунд

    Цель этапа: создание проблемной ситуации, оказание помощи для выхода из неё.

    Французский писатель, лётчик Антуан де Сент – Экзюпери сказал о воде:

    «Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь».

    - Как вы понимаете его слова?

    - Вы очень много сейчас рассказали о воде. И это неудивительно, ведь с водой мы сталкиваемся каждый день. Кажется, мы всё о ней знаем…  или не всё?

    - Есть ли у воды свойства, о которых мы ещё не знаем? Ведь недаром учёные называют воду самым «драгоценным ископаемым на земле»?

    - Попробуйте сформулировать тему урока.

    - А с какой целью люди изучают свойства воды?

    Включение учащихся в диалог с учителем.

    Свободные высказывания детей. Делают вывод о роли воды в жизни человека, растений, животных…

     

    Формулируют тему и цель урока.        

     - Как можно в жизни использовать изученные свойства воды.

    Регулятивные:

    • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.

    Познавательные:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.

    IV.  Физминутка

    (2 мин)

    Цель этапа:

    активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление.

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы и нам отдохнуть.

    Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов. Настроиться на активную работу нам поможет физминутка «Помогатор».

    Выполнение движений под музыку со словами. Показывает один из учеников.

    V.  Получение новых знаний.

    Практическая работа (15 мин)

    Цель этапа:

    организация практической деятельности обучающихся.

    1 опыт

    • Определение состояния объекта исследования.

    2 опыт

    • Исследование текучести воды

    3 опыт

    • Определение цвета воды

    4 опыт

    • Исследование прозрачности воды

    5 опыт

    • Определение запаха воды

    6 опыт

    • Исследование теплопроводности воды.

    Результаты нашего исследования мы будем фиксировать в таблицу

    (рабочая тетрадь с. 12)

    Итак, мои юные учёные, объект нашего исследования – ВОДА.

    Но, как мы знаем, вода в природе бывает в трёх состояниях.

    В каком же состоянии будет вода, которую мы сегодня исследуем.

    - Перед вами предметы.

    - Какие общие свойства имеют эти предметы?

    - Какое свойство для этих предметов является существенным?

    - Что нужно сделать, чтобы изменить форму этих тел?

    - А вот объект нашего исследования (показываю стакан с водой).

    - Какую форму имеет вода?

    Переливаю воду из стакана в колбу

    - Сохранила вода свою форму?

    - Какой вывод можем сделать?

    - Запишите в таблицу, какое состояние имеет вода, которую мы будем исследовать сегодня?

    Что может быть в прозрачной капельке воды?
    На первый взгляд, конечно, ничего.
    Но капни на стекло, оставь следы
    И рассмотри внимательно его.

    - Именно это мы с вами сейчас и сделаем.

    1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на предметное стекло несколько раз.

    2.Что вы наблюдаете?     3.Вывод.

    - Где человек использует свойство текучести воды?

    Перед вами лежит набор цветных полосок. Сравните цвет воды с цветом полосок.

    - Какой вывод можем сделать?

    - У вас на парте два стакана: один с водой, второй с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком.

    Что мы обнаружили?

    Итак, вода бесцветна и прозрачна. Где мы можем использовать эти свойства?

    Для определения следующего свойства воды мне нужен доброволец. (завязываю глаза)

    В этих ёмкостях жидкость. Нужно с закрытыми глазами определить, в какой находится вода. (даю понюхать пузырёк с духами и стакан с водой)

    Напомните, при какой температуре кипит вода?

    А вы, когда – нибудь прикасались к кипящей воде?

    Что вы чувствовали при этом?

    - Как вы думаете, смогу ли я, удерживая пробирку голыми руками, довести воду в ней до кипения?

    Пробирку с водой под наклоном начинаю нагревать пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко. Вскоре вода в пробирке закипает. Но только в том месте где её нагрели, а в нижней части пробирки она останется холодной.

    Этот опыт помог нам исследовать ещё одно очень важное свойство воды теплопроводность.

     Сделайте вывод: плохо или хорошо вода проводит тепло. Запишите свой ответ в задании под № 22.

    - Проводят исследования по плану, решают проблему.

    - Делают вывод в результате парной и фронтальной работы.

    - Фиксируют полученные результаты.

    Обучающиеся сравнивают конус, куб и шар. Выделяют общие признаки: цвет, вещество.

    Выделяют существенное свойство: форму. Чтобы изменить форму этих тел, нужно применить силу.

    Делают вывод: Твёрдые тела сохраняют свою форму.

    - Вода в стакане имеет форму стакана.

    - Вода приобрела форму колбы.

    Вывод: Жидкости не сохраняют свою форму, а принимают форму того сосуда, в котором находятся.

    Дети фиксируют вывод в таблицу.

    Вывод: вода растекается. Это говорит о свойстве – текучесть.

    Дети заносят результат в таблицу.

    Использование: водопровод, фонтан, гидроэлектростанция.

    Вода не имеет цвета.

    Вывод: вода прозрачна.

    Дети заносят результат в таблицу.

    Использование: аквариум, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна.

    Вывод: вода не имеет запаха

    Дети заносят результат в таблицу.

    Использование: личная гигиена.

    Свободные высказывания детей.

    Дети выдвигают свои предположения.

    Записывают вывод: вода плохо проводит тепло.

    Познавательные:

    • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

    Регулятивные:

    • умение выдвигать гипотезу;
    • действовать по плану;
    • систематизировать знания, полученные в ходе исследования.

    Коммуникативные:

    • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
    • умение вступать и вести диалог;
    • умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.

    Минутка релаксации

    (2 мин)

    Совершать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы и нам отдохнуть.

    Глубоко вздохните через нос – и медленно через рот выдохните.

    Закройте глаза… Расслабьтесь …

    Представьте, что вы находитесь возле лесного ручейка. Журчание воды успокаивает вас. Прохлада лесного ручья освежает ваше лицо.

    Вы чувствуете себя спокойным и отдохнувшим. Глубоко вздохнули – выдохнули. Открываем глаза.

    Ну, что с новыми силами к новым открытиям!

    V. Связывание информации. Применение новых знаний. (5 мин)

    Цель этапа: создание условий для закрепления полученных знаний.

    7 опыт

    • исследование способности воды растворять другие вещества.

    Рассмотрите заполненную вами таблицу.

    Какие свойства воды мы установили?

    Итак, вы утверждаете, что вода не имеет цвета.

    (добавляю в стакан с водой марганец)

    - Какие изменения вы заметили?

    - Как мне удалось изменить одно из свойств воды?

    - Пропустим окрашенную воду через фильтр. Что мы видим?

    Где в быту мы можем использовать способность воды растворять вещества?

    - А все ли вещества способна растворить вода?

    Засыпаем в воду песок, размешиваем и пропускаем через фильтр. 

    Что вы заметили?

    Когда мы пропускаем воду через фильтр, мы её очищаем. Этот процесс называется фильтрацией.

    - Теперь пробуем растворить в воде глину. Ваши предположения…

    Можно пропустить воду с глиной через фильтр. Хотя, видно и так, что в воде остались частицы глины.

    Выводы записываем в тетрадь № 23.

    Вода в жидком состоянии текуча, не имеет цвета и запаха, прозрачна, плохо проводит тепло.

    Наблюдают изменение цвета.

    Делают вывод: кристаллики марганца растворились в воде. Следовательно, вода – растворитель.

    - Дети видят, что вода прошла через фильтр, не изменив цвета. Значит, мы получили раствор марганцовки.

    Использование: стирка одежды, личная гигиена, мытьё посуды, приготовление пищи.

    - Песок остался на фильтре. Он не растворился в воде.

    Результаты своих наблюдений обучающиеся фиксируют в рабочей тетради.

    Регулятивные:

    • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
    • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    • Прогнозировать

    предстоящую работу (составлять план.)

    • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные:

    • умение вступать и вести диалог;
    • умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.

    VI.Самостоятельное применение знаний.

     (3 мин ).

     Пользуясь результатами наших исследований в таблице, заполните пропуски в тексте.

    Вода в _______ состоянии _______ и принимает форму ________.  Не имеет ______ и ____. Вода ______ проводит тепло. В воде ________ многие вещества. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью _________.

    Вода в жидком состоянии текуча и принимает форму сосуда.  Не имеет цвета и запаха. Вода плохо проводит тепло. В воде растворяются многие вещества. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра.

    Регулятивные:

    • удерживать учебную задачу в ходе урока.
    • Систематизировать и обобщать знания, полученные в ходе исследования.

    VI.Рефлексия.

     (3 мин ).

    Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
    В мир ты приходишь рекой, океанами,
    В доме встречаешь открытыми кранами,
    Каплей росы, что укрыла трава,
    Слезным дождем, что нам шлют небеса.
    Жизнь без тебя на Земле невозможна,
    И будем действовать мы осторожно,
    Чтоб сохранилась твоя чистота –
    Незаменимая наша …
    вода.

    Сегодня на уроке вы были любознательными и внимательными, поэтому вода открыла вам некоторые из своих секретов. Но это знакомое всем нам вещество таит в себе ещё немало загадок. Надо лишь задать правильные вопросы, а ответит на них сама ВОДА.

    - Какие бы вопросы вы хотели задать воде?

    Учащиеся формулируют вопросы о воде, на которые хотели бы получить ответ.

    Регулятивные:

    •    развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру по теме "Свойства воды и воздуха"

    В работе представлены контрольно-измерительные материалы в форме теста по окружающему миру по теме "Свойства воды и воздуха"....

    Урок по окружающему миру по теме Свойства воды в жидком состоянии

    Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием групповой работы....

    открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"

    Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс...

    Урок окружающего мира по теме "Свойства воды". 3 класс. Программа "Гармония"

    Тип урока: урок-исследование объекта.Цели урока:Обучающие:формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;формировать знания об основных свойствах воды в...

    Конспект предметного урока с опытом по окружающему миру yа тему: «Свойство воды»

    Цель: получение обучающимися знаний в ходе проведения опыта...

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

    Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...