Урок окружающего мира по теме"Свойства воды". 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Костинец Галина Алексеевна

В методической разработке урока окружающего мира по теме "Свойства воды" . 3 класс. УМК "Школа России" представлена технологическая карта урока, ЦОР с использованием  средств ПО Notebook11 для интерактивной доски SmartBoard. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №46»

муниципального образования города Братска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

окружающего мира

по теме «Свойства воды»

3 класс

УМК «Школа России»

Разработала:

                                                                                                                               Костинец Галина Алексеевна

 учитель  начальных классов

 высшей  квалификационной  категории

 МБОУ «СОШ № 46» МО г. Братска

 

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир,  УМК «Школа России» (Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 3 класс. – М.: Просвещение, 2021. )

Класс: 3.                                                                                                                                                                                                                                                      Тема урока: «Вода и её свойства».                                                                                                                                                                     Тип урока: урок-исследование.                                                                                                                                                                                                                   Место и роль урока в изучаемой теме: пятый  урок по теме  «Эта удивительная природа» в курсе «Окружающий мир» 3 класса.                                                                                                                                                                                                                Цель: формирование    образовательных    компетенций  (информационных,    коммуникативных, креативных,          рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области  окружающий мир  по теме «Вода».

Учебные задачи:                                      

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать  и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости  бережного отношения к ней.                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: математика, литературное чтение                                                                                                                                      

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Базовые технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология использования современного учебно-лабораторного оборудования                                                                                                                                                

Оборудование:

  • интерактивная доска SMART Board (ПО  Notebook 11)
  • Документ-камера
  • Цифровой микроскоп
  • Лабораторное оборудование (демонстрационный набор оборудования, 6 наборов для групповой  работы)
  • Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии. 

Ресурсы и информационные материалы:                                                                                                                                                                                                                  

  • Ресурс для ИД (авторская презентация «Свойства воды»)
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 3 класс. – М.: Просвещение, 2021.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2021.

Использованные интерактивные средства

ПО Notebook11 для интерактивной доски SmartBoard 

Работа с инструментами

Текст, линии, фигуры

Работа с объектом 

Выделение, копирование, перемещение, клонирование, группировка, закрепление, порядок, заливка, вложения, вставка картинок; изменение порядка при наложении, появление при помощи анимационного эффекта, ссылки

Использование дополнительных интерактивных  инструментов

Лупа,  «Подсветка», «Волшебное перо» ,

затенение экрана «Шторка»

Возможность создания интерактивных заданий без использования программ Flash

Работа со слоями. Анимация объекта. Перетаскивание объекта

Звуковое сопровождение

Возможность использования одного и того же объекта бесконечное число раз

Утилита множественного клонирования

Использование коллекций ПО Notebook11

LAT 2  Основной коллекции Галереи изображений

Использование готовых видеороликов любых форматов

Возможность вставить копию файла во вложения и сделать на него ссылку

Звуковое сопровождение.

Вставка звука

Использование навигации по ресурсу

Гиперссылки на страницы ресурса

Технологическая карта урока

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использование учебно-лабораторного оборудования

1

Самоопределение к деятельности

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.

Прозвенел для нас звонок!

Начинается урок!

К нам без опоздания приходи старание,

Помоги нам потрудиться –

Мы пришли сюда учиться!

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Хором говорят стихотворение – настрой.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 2

2

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

В) Составить план работы на уроке.

1.

-Для определения темы урока отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

- Сформулируйте тему урока.

2.

- Поможет поставить учебную задачи зашифрованное слово.

(свойства)

- Сформулируйте учебную задачу.

-Какими свойствами обладает вода?

Где в жизни может пригодиться знания свойств воды?

3.

 - Составим план работы на уроке.

      План работы

1. Что мы знаем о воде?

2. Исследование свойств воды. (Работа экспериментальной лаборатории)

3. Какими свойствами обладает вода. Выводы.

4. Где в жизни может пригодиться знания свойств воды?

5. Итог урока. Оценивание работы. Рефлексия.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

Организует работу по составлению плана деятельности.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Выполняют задание «Составь слово» на ИД

Составляют план работы.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока, планировать свою деятельность.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 3

Использование  анимационного эффекта «Появление»

Вставка звука.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 4

Работа с ресурсом из LAT

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 5

Использование  анимационного эффекта «Появление»

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 6

Использование  инструмента «Шторка»

3.

Актуализация знаний.

Цель:

А)

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б)

Проверить знания по теме «Вода».

Проверка д/з.

- Вспомним, что мы знаем о воде?

1. Работа с картой.

-Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты.  Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

Работа с картой полушарий. Работа с контурной картой.

2.(Работа по учебнику с.51)

 - Где встречается вода в природе? В каких состояниях бывает вода?

Выполним задание: распределите природные тела в три группы: жидкое, твердое, газообразное состояние воды.

(Приложение 2)

Организует  проверку домашнего задания с помощью беседы,

работы с картой, контурной картой на ИД и в контурных картах учащихся.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует парную работу.

Организует работу пары у ИД.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Показывают на карте водные объекты природы.

Отмечают эти объекты на контурной карте. Выполняют самопроверку, сравнивая с эталоном. Оценивают свою работу.

Уточняют и расширяют свои знания о воде.

Работают по карточкам в паре, проверяют работу, оценивают.

Работа с ИД

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 7,8

Использование  инструмента «Лупа»

 «Перо»

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 9

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 10

Работа с ресурсом из LAT (Распределить слова в три столбика, проверить, нажав  Check)

4

Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды.

1.

-Многим кажется, что они хорошо знают воду.  Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.

Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

Но прежде чем  приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.

(Приложение 3)

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

2. Класс делится на 6 групп, каждая группа получает  инструкционные карты  для проведении опытов и фиксации результатов. (Приложение 4)

3. Проведение опытов в группах. Выполнение практической работы (учебник с.52-53)

Опыт 1.Текучесть.

Опыт 2.Прозрачность.

Опыт 3.Цвет.

Опыт 4.Запах.

 4. Проведение демонстрационных опытов.

Опыт 5. При кипении вода испаряется.

Опыт 6. При замерзании превращается в лед.

Опыт 7. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 8. При замерзании вода расширяется.

(Работа в тетради с.31)

5. Практическая направленность.

-Почему нельзя на морозе оставлять бутылку с водой?

-Почему вода, замерзшая на земле, ведет к образованию трещин на асфальте?

-Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

6.Выводы.

(Проверить вывод в учебнике с.54)

Организует

беседу, помогает сделать вывод.

Проводит инструктаж по проведению опытов.

Организует практическую  работу, обеспечивает контроль   над выполнением задания.

Организует коллективную проверку задания.

Организует демонстрацию опытов.

Организует

беседу, помогает сделать вывод.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует работу по формулированию выводов.

Организует коллективную проверку задания.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Вспоминают правила работы в группе.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.

Формулируют выводы наблюдений,

записывают  выводы в соответствующие строчки своих карт.

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью  презентации.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Формулируют выводы наблюдений

Осуществляют проверку  по эталону с использованием презентации.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 11

Использование  инструмента «Шторка»

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 12

Использование  инструмента «Шторка»

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 13

Использование  инструмента «Шторка», «Перо»

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 14-17

Использование  инструмента «Шторка», «Перо»

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 18

Работа с ресурсом из LAT

5

Первичная проверка знаний.

Цель:

А) Учить находить информацию в учебнике

Б) Проверить знания по теме «Вода»

1. Самостоятельная работа в тетрадях (с.30-31задание № 5,6)

2. Тест «Свойства воды»

 

Даёт задание, проводит инструктаж.

Организует проверку, используя оборудование документ –камера.

Организует коллективную проверку задания.

Находят в тексте учебника информацию по данному вопросу. Выполняют работу  в тетрадях.                                                                                                              

Осуществляют взаимопроверку в паре.

Отвечают на вопросы теста.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи. Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 19

Использование  инструмента «Перо»

Работа с Документ-камерой

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 20

Работа с ресурсом из LAT (Тест)

6

Закрепление

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

1.Рассматривание капли воды под микроскопом.

-Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах.

Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.

 2. Просмотр видеоклипа. «Удивительное свойство воды»

3. Беседа об охране воды.

-Вода – это одно из главных богатств на Земле. А надо ли охранять воду?

Организует

наблюдение капли воды при помощи цифрового микроскопа.

Организует просмотр видеоклипа при помощи ИД.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Рассматривают изображение капли воды с микроскопа на экране ИД.

Уточняют и расширяют свои знания о воде.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности. Оформлять мысли в устной форме. Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 21

Работа с цифровым микроскопом

Работа с ИД

Страница 22

(вложение видео)

Просмотр видеоролика

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 23

7

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А)

Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности

В) Согласовать домашнее

задание.

- Наш урок подходит к концу.

1.Домашнее задание:

На выбор (учебник с.54, тетрадь с.32, №6)

1.Прочитать в учебнике о свойствах воды.

2.Провести опыты.

3.Сделать сообщение о воде.

2. Итог урока

3.Оценка работы.

Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке.  

(Приложение 5)

4. Рефлексия.

Моё настроение в конце урока.

 

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на

уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности при помощи ИД.

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Подводят итог урока.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Выходят к доске, выбирают смайлик, характеризующий настроение.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах.

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 24

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 25

Работа с ИД

Приложение 1

Страница 26

Утилитой множественного клонирования дети выбирают смайлик, определяющий их настроение.

   Приложение 2

Карточка  № 1

Задание 1.

Найди и обозначь самый большой океан, самое глубокое озеро, самую крупную реку Европы.

E:\Рисунки\карты\948955814.jpg

Задание 2.

Подпишите  цифрой состояние воды:

1 –жидкое состояние,   2 – твёрдое,   3 - газообразное

дождь         лёд           пар         родник      снег         иней                            

 айсберг      град        озеро        роса         океан       река

                                                                                 

           Приложение 3

Правила поведения

при проведении опытов

  1. Перед началом работы необходимо распределить обязанности в группе: руководитель группы, лаборант, докладчик, секретарь, научный консультант.
  2. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы.
  3. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
  4. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать.
  5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  6. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  7. Подходить к столу и проводить замену лабораторного обо Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  8. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению руководителя группы.
  9. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  10. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Приложение 4

Инструкционно-оценочная карта

работы  экспериментально-исследовательской  группы № ___

Критерии оценки

     Выполнен   отлично, без недочетов  смайлики.jpg

     Выполнено хорошо, с небольшими недочетами  Копия (2) смайлики.jpg

Выполнено плохо Копия смайлики.jpg

Вид  работы

Инструкция

Вывод

Оценка

Опыт № 1

Перелейте воду в разные сосуды.

Опыт № 2

Положите в воду разноцветные полоски.

Опыт № 3

Определите цвет воды.

Опыт № 4

Понюхайте воду.

Опыт № 5

Пронаблюдайте, что происходит с водой при кипении.

Опыт № 6

Пронаблюдайте, что происходит с водой при замерзании.

Опыт № 7

Пронаблюдайте, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.

Опыт № 8

Пронаблюдайте, что происходит с водой при замерзании.

Лист самооценки

Фамилия  Имя,  класс

Предмет

Тема урока

                                     Критерии оценки

Отличная работа

   

Хорошо, небольшие недочеты  

   

С работой не справился

     

  1. Определение темы и цели урока.

  1. Распределение обязанностей в группе.

  1. Выполнение обязанностей в группе.

  1. Выполнение самостоятельной работы.

  1. Все ли было понятно?

  1. Твоя активность на уроке.

  1. Понравился ли урок.

  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме Свойства воды в жидком состоянии

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием групповой работы....

открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"

Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс...

Урок окружающего мира по теме "Свойства воды". 3 класс. Программа "Гармония"

Тип урока: урок-исследование объекта.Цели урока:Обучающие:формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;формировать знания об основных свойствах воды в...

Конспект предметного урока с опытом по окружающему миру yа тему: «Свойство воды»

Цель: получение обучающимися знаний в ходе проведения опыта...

Урок окружающего мира по теме: «Свойство воды в жидком состоянии»

Цель урока: дать представления о свойствах воды при выполнении практической работы.Данный урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе, работа строится в форме...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...