Конспект урока Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Яншина Лариса Васильевна

Разработанный конспект урока предназначен для проведения урока "Окружающий мир"в первом классе. В нем использована  проблемная ситуация, которую в ходе урока решают дети. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zimuyut_ptitsy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Где зимуют перелётные птицы?»

УМК: «Школа России».

Класс: 1
Цель
: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А.,  часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса  №2, электронная презентация  «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Постановка темы и цели урока.

А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не видели зимы? Послушайте разговор ласточки и журавля. (инсценировка) Так о чем говорили эти птицы? Почему они не видели зимы?  (Улетают в теплые страны)

- Как называются такие птицы? (Перелетные)

- Давайте проведём исследование, в ходе которого выясним, где же зимуют эти птицы. Это и есть тема нашего урока.

- Сформулируйте тему урока в виде вопроса. (Где зимуют перелётные птицы?)

- Что бы вы хотели узнать о перелетных птицах? Поставьте вопросы, используя слова почему, куда, как  (Почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Куда улетают перелетные птицы? Как люди узнают, в каких странах зимуют перелетные птицы?)

4. Изучение нового материала

1) Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

Заспорили однажды птицы: кому лететь в тёплые края, а кому остаться.

Вы сейчас будете работать в парах, вам нужно разделить птиц  на две группы: те которые зимуют – вы их поселите в зимнем лесу, а перелётных поместите в стаю улетающих птиц.

2) Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Как же так, задание одно, а выполнили его по-разному. Почему? Может быть мы не знаем чего-то важного, нам не хватает знаний?

 3) Поиск решения проблемы.

- Я вам немного помогу. Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Обратите внимание, чем питаются птицы.

Какой корм нельзя добыть зимой? (Рассматриваем картинки, где видно, чем питаются птицы. Обсуждаем исчезает ли этот корм зимой.)

5. Первичное закрепление

- Давайте сделаем вывод, какова главная причина перелёта птиц? (голод) Какие птицы являются зимующими , какие перелетными. Оцените работу своей пары – если вы верно выполнили задание, положите сверху снежинку.

Физминутка.

6. Закрепление знаний

- Ребята, давайте вернемся к вопросу: почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Можете ли вы ответить на этот вопрос? (Им не хватает пищи).

- А можете ли вы сказать, куда именно улетают перелётные птицы? Выскажите предположение. Возникли разные мнения.

- Итак, попробуем выяснить, куда именно улетают птицы? Я думаю, ответить на этот вопрос поможет географическая карта. А у вас есть схемы.

- Рассмотрите карту. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето – найдите у себя на схемах. А жёлтым – места, где они проводят зиму – найдите у себя. Что обозначают синие стрелочки на карте? (Перелёт ласточек в теплые края) Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками у себя на схемах, куда летят ласточки на зиму. Кто знает, как называются эти районы?

- На зиму ласточки летят в Африку, Индию, Китай. (Показываю на карте).

- А куда они полетят на лето? (На лето ласточки возвращаются в те же места, откуда прилетели).

- Возьмите красный карандаш и покажите стрелочками. Проверим, поменяйтесь схемами и проверьте друг друга. Оцените работу товарища, если задание выполнено правильно, нарисуйте на схеме снежинку.

- Итак, на какие вопросы уже нашли ответы? Остался один вопрос. Как ученые узнали, где именно зимуют птицы? Узнать об этом сможем, поработав с текстом. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на поставленный вопрос. (Учёные узнали о том, куда летят птицы, надевая им на лапки кольца.)

- Для чего? (На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована; когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы).

А теперь мы оформим выставку, которая называется «Перелётные птицы». (Дети выбирают изображения перелетных птиц, прикрепляют их на доске)

7. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Чародейка Зима".

Анализ и сравнение стихотворений о зиме (Пушкин А.., Бальмонт К., Некрасов Н.)...

Конспект урока "Чародейка Зима"

Интегрированный урок по чтению и технологии в 3 классе по учебнику Ефросининой Л.А. Литературное чтение: учебник. 3класс.-М.Вентана-Граф,2008 (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой)...

Конспект урока "Волшебница-зима" 3 класс

Конспект урока окружающего мира, проведённого в 3 классе...

Конспект урока "Птицы зимой"

Разработка урока по предмету окружающий мир...

Конспект урока чтения "Зима" в коррекционной школе, 3 класс

Конспект урока  по чтению "Зима", 3 класс...

Конспект урока "Растения зимой" по курсу "Окружающий мир"

Конспект урока "Растения зимой" по УМК "Школа России"...

Конспект урока "Как зимой помочь птицам?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс, "Как зимой помочь птицам?" и Самоанализ этого урока....