Конспект открытого урока по окружающему миру "Образ жизни наших предков" УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ульвачева Светлана Сергеевна

Конспект урока  "Образ жизни наших предков". Автор учебника: Поглазова О.Т. Учебник: «Окружающий мир. 3 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

3 класс (УМК Гармония)

«Образ жизни наших предков»

Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков.

Задачи урока: формировать представление о том, какой была жизнь наших далёких предков, какими были жилища, как их отапливали, украшали, какими были традиции; развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение проводить сравнительный анализ, развивать воображение и творческие способности; воспитывать уважение к старине, желание следовать нравственным принципам наших предков.

Универсальные учебные действия:

1. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали.

2. Характеризовать старинные жилища народов нашей страны.

3.Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Оборудование: мультимедийный проектор, предметами быта русской семьи (лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), план-схема,  посуда.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 II. Постановка цели и задач. Самоопределение к деятельности.

 Педагог:  Добрый день, ребята  и  уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок. А тему урока вы попробуете узнать из стихотворения.

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.

Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.

Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.

 Педагог: Ребята, о чём эти  строки?

Дети: О доме, о внутреннем убранстве дома, о крестьянском быте.

Педагог: Правильно, ребята. Это  и есть тема нашего урока – Образ жизни наших предков. (Слайд)

Педагог: Как вы думаете, почему мы будем изучать эту тему? (Ответы детей).

Вспомните, как назывался раздел учебника? (Ответы детей).

III. Изучение нового материала

В давние – давние времена человек  чувствовал себя  зависимым от сил природы. Ведь в природе были и добрые, и злые духи. Стараясь защититься от всего опасного, человек создал себе  убежище – дом.

Педагог:  Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дети: Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья. Дом – это родной уголок.

Педагог:  Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас жилье.

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

IV. Работа с учебником.

Педагог:  - Откройте учебники на с.124-125. Прочитайте текст о том, как строили избы.

(Дети читают и пересказывают)

В богатой лесами Руси  все постройки были деревянные. В селе жилище называлось изба. Избы в старину строили из ели или сосны. Без единого гвоздя складывали стены избы – сруб. Между стенами клали болотный мох. Он сохранял тепло и защищал от бактерий. Крышу крыли связанной в пучки соломой или щепой из осиновых поленьев. Самой дорогой была крыша из досок. Чтобы прикрыть стыки между ними, их укрывали в два слоя. Наверху крыши обязательно мастерили конёк – оберег избы. Вырезали из дерева голову коня, петуха или солнечный знак. Окна украшали наличниками с узорной резьбой по дереву. Прибивали к двери конскую подкову - на счастье. Лицом избы считали сторону, которая была с окнами – глазами.

V. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Педагог:  - Простая русская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Давайте заглянем в русскую избу  и познакомимся с её убранством.

Педагог:  - Что же мы видим в избе? (Ответы детей)
Перед вами план- схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашего урока  карточки размещать на план - схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать.

Педагог:  - Что в старину было самым главным в доме? (Ответы детей)

-Что занимало большую часть избы? (Ответы детей)

Вспомните русские народные сказки. (Ответы детей)

Педагог:  Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему.
Педагог:  - Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (Ответы детей)
Покажите карточку с изображением красного угла.
Красный угол был самым почётным местом в доме. Красный от слова «красивый» – располагался в переднем углу. В нем божница с иконами и лампадка, украшенные вышитыми полотенцами. Найдите  и положите карточку  на схему.
Педагог:  - Пространство у печи – женская половина, «бабий кут». 
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
1. Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень. 
2. У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
3. Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
4. Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
5. Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
Педагог:  - Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (Пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре, 
Шляпок одна, 
Нужен, коль станет 
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему. 
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме. 
- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (Ответы детей) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.
- Какая карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. 

VI. Первичная проверка понимания.
Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
1. Летом спит 
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
3. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
4. Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

VII.Первичное закрепление
- Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (Ответы) 
Сейчас я предлагаю вам побывать героями крестьянской семьи и сделать небольшую инсценировку семейного ужина.

(Распределяю обязанности. Дети читают текст. Выходят на инсценировку.)

VIII. Итог урока. Рефлексия. (На слайде)

- Я узнал(а)…
- Мне было интересно…
- Я понял(а), что…
- Меня удивило…
- Особенно мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

Открытый урок по окружающему миру "Пять наших помощников"

Урок по системе "Школа 2100", направленный на введение понятий органов чувств на основе развития критического мышления....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Здоровый образ жизни"(3 класс).

Цели урока:познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.Планируемые результаты:учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.Тип урока: изучение новых знаний....

Конспект открытого урока по окружающему миру.4 класс,"Жизнь леса".

Предлагаемый урок разработан с применением Сингапурских обучающих структур.Будет полезен учителям начальных классов, активно внедряющих современные образовательные технологии.Данный урок демонстрирова...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...