конспект открытого урока "Грибы - чудо природы"
план-конспект урока по окружающему миру

Татьяна Михайловна Халитова

урок по теме "Грибы - чудо природы" проводится для учащихся 8 класса для детей с умеренной умственной отсталостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_halitova_t.m._mbouskosh_no57.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор разработки урока - Халитова Татьяна Михайловна, учитель МБОУС(К)ОШ №57 г. Челябинска, Металлургического района

Предмет – Живой мир, 8 класс

Тема: «Грибы - чудо природы»

Продолжительность урока – 40 минут

Учебно-методическое обеспечение: набор фотографий с грибами

Оборудование: лист А4, простой карандаш для обводки шаблонов, ластик, мультимедийный проектор, компьютер для демонстрации презентации, муляжи грибов (сделанные руками учащихся)

Программы: Н.Б. Матвеевой Живой мир/Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под редакцией: И.М. Бгажноковой

Авторский медиа продукт: презентация «Грибы - чудо природы»

Методы и приемы: диалогический, игровой

Деятельность учащихся: групповая, индивидуальная

Технологии: здоровьесберегающая

Урок по теме: «Грибы - чудо природы» является 5 уроком во второй четверти и проводится после изучения видов лесных ягод: съедобных и несъедобных. Данный урок проводится с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Использование  ИКТ является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Также происходит развитие наглядно – образного мышления за сет повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий. Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующей цели и задач:

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием грибов; прививать навыки умения отличать съедобные и несъедобные грибы

Задачи:

Развивать речь учащихся через составление предложений и отгадывания загадок

Развивать элементы наблюдательности, через определение съедобных и несъедобных грибов; развивать мелкую моторику рук, через обводку шаблонов.

Воспитывать элементы бережного отношения к природе (к грибам)

Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Краткая характеристика класса

В классе 10 человек 14-17 лет. Класс сформирован из воспитанников ЧДДИ (Челябинский детский дом – интернат). Все учащиеся с интересом ходят в школу,  занимаются с учителем. Учащиеся хорошо усваивают программу  для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Большинство ребят общительные и активные на занятиях.

Урок разделен на 7 этапов:

На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. На втором этапе происходит озвучивание темы и задач урока. На этом этапе ученики самостоятельно подходят к постановке темы урока. На третьем этапе происходит беседа учеников с учителем по теме урока. Следующий этап рассматривает правила сбора грибов и просмотр слайда с презентации. Пятый этап включает в себя динамическую паузу, которая дает возможность детям не только отдохнуть и сменить вид деятельности, но и закрепить изучаемый материал. На следующем этапе происходит закрепление изученного материала, который включает в себя: отгадывание загадок, обводка грибов по шаблонам, игра «Съедобный – несъедобный гриб». В конце урока проводится последний этап – итог урока и рефлексия.

Домашнее задание у детей не предусмотрено.

Этап урока

Ход урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1.Организационный момент

Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот? СЛ.1.

- А что приносит с собой осень?

На ветру шумят осинки

И березки шелестят.

Мы с утра возьмем корзинки,

Позовем с собой ребят:

- Кто пойдет, ребята, с нами

Золотым осенним днем?

За грибами, за грибами,

За грибами мы идем!    (Е. Трутнева)

- О чем,  ребята, это стихотворение? СЛ.2.

-  Кто из вас собирал грибы?

Сесть правильно (спина прямая, ноги стоят на полу, руки лежат на парте).

(осень)

(разноцветные листья, листопад, дождь…)

(О грибах, о прогулке в лес за грибами…)

Ответы детей

Индивидуальная работа с учащимися. Помочь сесть ребятам за парту.

Формировать способность по развитию элементарного воображения.  Объяснить слова с переносным значение (леса позолотил)

Объяснить слова с переносным значение (шумят осинки, березки шелестят)

Формировать способность  по развитию элементарного мышления

Формирование  устной связанной речи

2.Сообщение темы и задач урока

- Мы сегодня совершим прогулку в лес. Давайте представим, что мы очутились в осеннем лесу. Ребята, мы пришли на лесную  поляну. Как вы думаете, кто нас здесь встречает?

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы СЛ.4

- Сегодня мы узнаем про то, какие бывают грибы, какую пользу они приносят  людям и научимся распознавать грибы.

Формировать способность по развитию элементарного воображения.  Помочь ребятам представить прогулку в лес

3.Беседа по теме урока:

- Лесные грибы – это живые организмы и относятся они к царству грибов. В этом царстве живет  много разных грибов. Люди с давних времен любили грибы. Они наблюдали за ними и сочинили много пословиц, поговорок, загадок про грибы.

-  давайте послушаем  пословицы и поговорки о грибах. СЛ.5

-  Отгадайте загадки… СЛ.6-8

- Ребята, какие это грибы?

- как мы употребляем съедобные грибы?

- Итог:  Съедобные грибы собирают, варят, солят, их можно употреблять в пищу…Действительно, ребята, в них много витаминов и полезных веществ.

- Ребята, а у нас на полянке еще кто-то притаился, посмотрим? СЛ.9-11

- Что вы можете сказать об этих грибах?

Ребята, мы увидели, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и несъедобные. Получилась у нас одна часть грибного царства полезная, а другая плохая - ядовитая.

Итог: зачем нам нужна плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить?

Вывод: их ни в коем случае уничтожать нельзя. Эти грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом некоторым насекомым.

- ребята, кто из вас знает, что такое охота?

- А  кто из вас знает, что такое тихая охота?

Посмотрим, как выглядит «тихая охота»  просмотр клипа про сбор грибов

А теперь давайте, ребята, вспомним, что грибники берут с собой в лес, когда идут за грибами?

Объясните, для чего нужны все эти вещи?

Гриб нельзя просто взять и сорвать, так как грибница нарушится. Посмотрим, как устроен гриб   Сл. 12

Из чего он состоит?

- Верно, это то, что мы видим над землей, а в земле у гриба есть грибница. Грибница очень нежная и похожа на паутинку  

(Съедобные)

Ответы детей

 (ответы детей)

(Они несъедобные, ядовитые, их нельзя употреблять в пищу)

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей (сбор грибов)

Корзину, палку, нож

Ответы детей

(Из шляпки и ножки

Формирование  устной связанной речи

Объяснять смысл пословиц, поговорок и загадок

Дифференцировать загадки про грибы по сложности отгадывания. Корректировать ответы детей

Формирование  устной связанной речи

Формирование  устной связанной речи

Спросить у слабоуспевающих детей еще раз, почему эти грибы употреблять в пищу нельзя.

Формировать способность по развитию элементарного мышления

Формировать способность по развитию элементов долговременной памяти

Формировать способность по развитию видов элементарного рассуждения

Объяснить, что такое тихая охота и почему она называется «тихой»

Корректировать ответы детей

4.«Правила сбора грибов»

Просмотр и разбор с детьми «Правила сбора грибов» Сл. 13

Ответы учащихся. Размышление: почему так.

Корректировать ответы детей

5.Динамическая пауза:

Меж  еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап!  

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох

Где листок к листку прилип

,

Вырос гриб, гриб, гриб

Кто нашел его друзья?

Это я, я, я!!! Сл. 14

(сжимают и разжимают пальцы)

(стучат указательным пальцем по ладони)

(трут кулачок о кулачок)

(хватательные движения руками справа и слева)

(трут ладонью о ладонь)

(постепенно поднимают руки вверх)

(протягивают руки вперед)

(три раза ударяют себя в грудь ладонью)

Помочь детям с тяжелыми нарушениями сделать динамическую паузу

6. Закрепление материала

Игра: «Узнай гриб по описанию

1. Название этого гриба начинается с буквы Г. Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая.Его обычно солят. Сл. 15

2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку.Его называют – царем грибов. Сл. 16

3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят и Сл. 17

4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» Сл. 18

5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно желтого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. Сл. 19

Теперь ребята поиграем в одну: «Съедобное – несъедобное»

У вас на партах лежат карточки с зелеными кругами – они обозначают съедобные грибы, красные круги – несъедобные грибы. Я буду называть и показывать гриб, а вы должны поднять нужную карточку Сл. 20-21

Следующее задание: обвести гриб по шаблону

Ответы детей

(Груздь)

(Боровик)

(Подберезовик)

(Мухомор)

(Лисичка)

Учащиеся работают с карточками двух цветов и показывают соответствующую грибу карточку

Обводят грибы по шаблону

Формировать способность по развитию видов элементарного рассуждения

Формировать способность по развитию элементарного внимания

Корректировать работу с карточками

Подбор индивидуальных шаблонов для слабоуспевающих детей.

7. Итог урока

Вот и заканчивается наш урок. С какими видами грибов мы сегодня познакомились? С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Понравился ли он вам?

Показ грибов, обведенных по шаблону

Ответы детей

Формировать способность по развитию видов элементарного рассуждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудо природы -вулканы"

Презентация к уроку окружающего мира, может быть использована во время проведения классного часа....

Презентация "Эдельвейс - чудо природы".

Рассказ о высокогорном цветке эдельвейсе. Использованы отрывки из стихов, поэмы об эдельвейсе.Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира и во внеклассной работе....

Презентация и конспект открытого урока на тему "Чудо хохломы"; 2 класс

Презентация открытого урока по Изобразительному Искусству , посвященного народным промыслам .Цель комплексной системы уроков : научить учащихся вести поисковую работу и самостоятельно выполнять творче...

Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»

Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...

Конспект открытого занятия в объединении "Чудо-краски". Тема: "Рисование первоцветов"

Занятие проходило в предверии прекрасного весеннего праздника 8 марта. Занятие проходило  в обединении "Чудо-краски", с обучающимися начальной школы. Педагог познакомил детей  с ко...