Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Колмакова Елена Григорьевна

 Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,  исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_3.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                  Рабочая программа по курсу «  Окружающий мир» 3 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:

  •   Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009.
  • Федерального базисного   учебного   плана,       утвержденного приказом   Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  • Примерной программы по окружающему миру
  • Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
  •   Положения о рабочей программе общеобразовательного учреждения

 

Актуальность программы

        Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

         Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,  исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

 Цели :

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

       Задачи;

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в  котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного курса

         Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

 Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Краткая характеристика возраста детей

         Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется статус и увеличивается потребность в самовыражении.

        В школе ребенок  реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязанность которых  диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

        Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности и развитие теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов.. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (реализация внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.

        Количество часов на реализацию программы

Данную программу реализую в течение учебного года  - 68 часов ( 2 раза в неделю).

        УМК

  • Учебник   для 3 класс в 2 частях «Окружающий мир», Москва.: Просвещение, 2010
  • Рабочая тетрадь- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В   2 частях.- М.: Просвещение.2011
  • Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»

Учебный план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

 Практ.

Форма контроля

1.

 Как устроен мир

6

 3

  3

 Фронтальный опрос

2.

 Эта удивительная природа  

18

15

3

 Тест, контрольная работа

3.

 Мы и наше здоровье

10

4

6

         Фронтальный, индивидуальный опрос.  

4.

 Наша безопасность

7

6

1

  Фронтальный опрос          

5.

 Чему учит экономика        

12

9

3

Фронтальный,  , контрольная работа

6.

 Путешествие по городам и странам      

15

  10

5

Фронтальный, индивидуальный опрос.  

ИТОГО:

68

Содержание тем учебного курса

          Как устроен мир (6 ч)

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

          Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Требования к уровню подготовки учащихся

          Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:  

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;  
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
  •  целостный взгляд на мир через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;  
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;  
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;  
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;  
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по  отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;  
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;  
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  •  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики;  
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  •   представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
  •  эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка  этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе  представление об этических нормах через формулирование норм экологической взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;  
  •   потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;  
  • выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;  
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  •  сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  •  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);  
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  •   фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;  
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  •  соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;  
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

 Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;  
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;  
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  •   понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;  
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  •   сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему  виду);  
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  •   строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока устанавливать причинно-следственные связи между явлениями  в соответствии с возрастными нормами;  
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  •  моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

 Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  •   формулировать ответы на вопросы;
  •  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  •   высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  •  поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  •  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  •   употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;  
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;  
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);  
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  •   составлять небольшие рассказы на заданную тему.
  •   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:  

  • определять место человека в мире;
  •   распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
  •   объяснять круговорот воды в природе;
  •   определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  •  устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;
  •  устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;
  •   характеризовать системы органов человека;
  •   правилам гигиены, основам здорового образа жизни;
  •   правилам безопасного поведения в быту и на улице;
  •   распознавать основные дорожные знаки;
  •   правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
  •   называть потребности людей, товары и услуги;
  •   определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013

Рабочие тетради Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2012. Тесты Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс

Методические пособия Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс

. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас- определитель: Пособие для учащихся общеобра- зовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. 2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2010. 3. Плешаков А. А.,

Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010

Электронное приложение к учебнику.

  Мультимедийный проектор.

  Компьютер.

 

Литература для учащихся

 

Плешаков, А. А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

 

Литература для учителя

 

Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2009.

 

Использованная литература

 Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. В 2 частях. Москва «Просвещение» 2009

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 2008.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. Дрофа Москва 2011

 

 


  Тест за 1 четверть

 1 вариант

 1. Какой орган является главным в кровеносной системе?

А) сердце Б) легкие В) желудок

 2. Органом какого чувства является нос? А) зрение Б) слух В) обоняние

3. Выбери строчку, в которой перечислены только природные тела:

А) луна, вода, машина Б) лиса, камень, солнце В) стол, книга, мяч

 4. Выбери строчку, в которой перечислены объекты неживой природы:

 А) солнце, песок, воздух Б) облака, камень, дерево В) дерево, бабочка, медведь

5. Каким цветом на физической карте обозначены равнины?

 А) коричневым Б) голубым В) зелёным

 6. Что происходит с воздухом при нагревании?

 А) он расширяется Б) он сжимается В) с ним ничего не происходит

7. Продолжи определение: Перемещение воздуха над поверхностью земли называется…..

А) флюгер Б) ветер В) туман

8 . Выбери три состояния воды:

 А) река, море, океан Б) дождь, снег, град В) вода, пар, лёд

 9.Что формирует погоду?

А) давление, облачность, температура, ветер Б) деревья, травы, кустарники В) человек и прогноз погоды

10. Как называется начало реки?

 А) устье Б) приток В) исток

 11. Что такое почва?

А) верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения Б) горные породы В) полезные ископаемые

12.Что является показателем хорошей почвы?

А) чернозём Б) солончак39 В) в ней есть вода

2 вариант:

 1. Какой орган является органом дыхания?

А) сердце Б) легкие В) желудок

 2. Органом какого чувства являются уши?

А) зрение Б) слух В) обоняние

3. Выбери строчку, в которой перечислены только искусственные тела:

А) луна, вода, машина Б) лиса, камень, солнце В) стол, книга, мяч

4. Выбери строчку, в которой перечислены объекты живой природы

: А) солнце, песок, воздух Б) облака, камень, дерево40 В) дерево, бабочка, медведь

 5. Каким цветом на физической карте обозначены горы?

А) коричневым Б) голубым В) зелёным

 6. Что происходит с воздухом при охлаждении?

 А) он расширяется Б) он сжимается В) с ним ничего не происходит

 7. Продолжи определение: Прибор для определения направления ветра называется…..

А) флюгер Б) ветер В) туман

 8 . Выбери виды осадков:

 А) река, море, океан Б) дождь, снег, град В) вода, пар, лёд

 9. Для чего работники метеорологических станций наблюдают за состоянием погоды?

А) чтобы сделать хорошую погоду Б) чтобы составить прогноз погоды В) чтобы не скучать 10. Как называется мелкая река, впадающая в основной поток ?

А) устье Б) приток В) исток

11. Из-за чего почва приобретает тёмный цвет?

А) в ней есть перегной Б) в ней есть полезные ископаемые В) в ней есть горные породы

 12. Какое свойство почвы является основным?

 А) чернозём Б) плодородие В) в ней есть вода

   Контрольная работа по «Окружающему миру» за 2 четверть

 1. К неживой природе относятся:

 а. человек, животные, растения, грибы и микробы; б. Солнце, Земля, воздух, вода, человека и всё то, что сделано руками человека; в. Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

 2. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что…

 а. они передвигаются, растут, изменяют окружающую среду, умирают; б. они разговаривают, бегают, растут, умирают; в. они дышат, бегают, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

 3. Животные – это:

 а. птицы, звери, рыбы, черви, ящерицы, черепахи; б. птицы, звери, насекомые, человек, грибы, растения; в. звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы

. 4. Что такое воздух?

 а. воздух – это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа. б. воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислород, вода, пыль, тучи, углекислый газ.

 5. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

 а. голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный; б. бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

 6. При дыхании из воздуха мы поглощаем…

а. углекислый газ; б. кислород; в. азот.

7. Почва – это…

 а. верхний плодородный слой земли; б.верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; в. верхний слой земли, где есть песок и глина.

 8. Главная часть почвы – это…

а. перегной; б. песок; в. глина.

9. Тело – это… а. то, что сделано руками человека; б. любой предмет, любое живое существо;44 в. любое растение, насекомое или птица.

10. Что происходит с водой при нагревании?

 а. сжимается; б. расширяется; в. ничего не происходит.

 11. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

 а. кислоты; б. фильтры; в. пластиковые трубы.

12. Какая из цепей питания указана правильно?

а. Сосна → дятел → жук-короед; б. Слизни → капуста → жаба; в. Рожь → мышь → змеи → орлы.  

   Годовая контрольная работа по «Окружающему миру» за 3 класс  

1.Подчеркни явления природы. Платье, солнце, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы, листья, ураган, радуга.

2.В каких трёх состояниях бывает вода? __________________________________________________ ________________________________________________________________________________3. Что такое окружающая среда? _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 4. Чем заповедник отличается от национального парка? ______________________________________ _______________________________________________________________________________55. Назови свойства воздуха: ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 6. Назови свойства воды: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 7. Опиши круговорот воды в природе: _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 8. Наука о растениях называется _____________________________

9. Напиши группы, на которые делится царство растений: ____________________________________ ________________________________________________________________________________10.Напиши правила поведения в природе: __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

 11.Наука о животных называется _________________________________

12.Напиши группы, на которые делится царство животных: ___________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 13.Напиши цепь питания: __________________ -- _____________________ -- ____________________

14.Что такое Красная книга? ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________15.Напиши ядовитые грибы: ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________16. Из каких частей состоит гриб? _________________________________________________________

 17.Напиши внутренние органы человека: ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 18.Напиши внешнее строение человека: ____________________________________________________ _______________________________________________________________________________119.Напиши органы чувств: глаза - ___________________________ , уши - _______________________ нос - _____________________ , язык - ______________________ , кожа - ______________________

20.Как нужно заботиться о своём здоровье? _________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

21.Какие ты знаешь полезные ископаемые? _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 22.Для чего их добывают? _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 23.Какие культуры относятся к растениеводству? ____________________________________________ ________________________________________________________________________________24. Какой город является столицей России? __________________________________

25. Кого из животных можно назвать всеядным? А) рысь Б) белка В) медведь Г) лось 26. Птица, которую называют “доктором” леса: А) снегирь Б) сойка В) тетерев Г) дятел 27.Как люди помогают лесным жителям зимой? _____________________________________________ ________________________________________________________________________________ 28. Какая птица не вьёт гнезда? А) дятел Б) аист В) кукушка Г) ворона

29.Чем отличаются живые организмы от предметов неживой природы?   ________________________________________________________________________________ 30.Какие уроки окружающего мира тебе больше запомнились? _______________________________ ________________________________________________________________________________31.Что понравилось, а что нет? __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________32.О чем ты хочешь узнать в 4 классе? _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...