Тесты по окружающему миру 4 класс.
тест по окружающему миру (4 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Тесты по окружающему миру 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx132.71 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                              АРКТИКА

1. Почему у глобуса «белая шапка»? Почему в Арктике лёд никогда не тает?

2. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение лета Арктикой, значительно больше, чем получаемое такой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно?

3. Каким образом Арктика влияет на погоду всей нашей страны?

4*. Почему многие тысячи таких морских птиц, как чистики, кайры, тупики, чайки, бургомистры и другие виды, собираются в колонии, устраивая «птичьи базары»?

5*. Почему говорят, что у кайры гнездо «ходячее»?

6*. Почему поморника прозвали «Фомкой-разбойником», «ястребом», «соколом», «стервятником морей»?

7. Белая чайка – это единственный вид среди арктических птиц, который круглый год остаётся в пределах Северного Ледовитого океана. Места обычных гнездовий белых чаек – ледяные просторы островов Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Беннета, где они устраивают свои гнёзда в прибрежных скалах. Почему в последние годы резко уменьшилась численность белых чаек?

8*. Что способствует выживанию тюленят в холодной Арктике?

9. Как маленькие тюленята защищаются от врагов? Почему тюленят называют «бельками»?

10*. Почему белый медведь, подкрадываясь к тюленям, прикрывает свой нос лапой?

11*. Белые медведи много плавают в море. Однако их привлекают и полыньи. Как вы думаете, почему?

12. В зоопарках, в вольерах, где содержат белых медведей, всегда есть большой водоём. Какое это имеет значение для этих зверей, ведь пищу они получают от человека?

13*. Зачем и как строят песцы «холодильные камеры» ?

14*. Зимняя Арктика сплошь покрыта толстым слоем льда. Как нарвалы и другие морские звери спасаются от кислородного голодания?

15*. Почему кита белуху прозвали «морской канарейкой»?

16. Кожа моржей толщиной 3-5 см покрыта лишь редкими жёсткими волосами. Почему же эти животные не замерзают в ледяной воде?

17*. Зачем моржу бивни?

18. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Почему они во время сна не тонут в воде?

19*. О каком животном пишет Н. Сладков: «Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у его маленькие, задние ноги коротки, и любит заяц не свежую травку, а … свежую рыбку…»?

 

                        ЗОНА ТУНДРЫ

1.Укажите главную причину, обуславливающую полярную ночь, короткое холодное лето, вечную мерзлоту, заболоченность, характерные для зоны тундры.

2. Почему в тундре много озёр, хотя осадков выпадает мало?

3. Почему говорят, что в тундре, например на полуострове Таймыр, лето длится всего один день, однако день этот растянулся на два месяца?

4. Где можно увидеть деревья высотой по колено и толщиной с карандаш?

5*. В каком «лесу» грибы поднимаются выше вершин деревьев?

6. Часто натуралисты сравнивают летнюю тундру с альпийскими горными лугами. Объясните, почему?

7. В какой природной зоне некоторые растения без вреда могут замерзать и оттаивать в цветущем состоянии, несозревшие плоды зимовать под снегом и вызревать на следующее лето?

8. Почему с наступлением весны в тундру тянутся бесчисленные караваны уток, диких гусей,  куликов, лебедей?

9.  Розовые чайки гнездятся среди тундровых озёр Якутии. Здесь они выводят птенцов. Почему эти птицы на зиму улетают не на юг, как многие другие птицы, а на север, в район Северного Ледовитого океана?

10*. Каким образом мышевидные грызуны лемминги регулируют  численность таких обитателей тундры, как белые совы, канюки, поморники, чайки, лисицы, песцы?

11. Белые совы – хищники – охотятся на леммингов, молодых песцов, куропаток, промышляют около «птичьих базаров». Их  появление около гнездовий  приводит к «птичьей буре». Чайки, канюки, сапсаны, поморники отгоняют их подальше. Почему же возле гнёзд белых сов нередко располагаются колонии гусей, гаг?

12*. Почему у полярной совы птенцы в гнезде всегда разного возраста?

13. По словам натуралиста А.Н. Формозова, в окраске самца обыкновенной гаги отразились «Белизна снегов тундры, густая чернота прибрежных скал, зеленоватый цвет льда, розовато-жёлтый отблеск зари». У самки же скромное коричневато-бурое оперение. Какое значение в жизни этой птицы имеет такая окраска оперении?

14*. Почему зимой белая и тундровая куропатки слетаются к местам кормёжки северных оленей?

15*. Почему северные олени летом откочёвывают к морю, ещё дальше на север, а осенью возвращаются в лесотундру?

16*. Тундровые волки на зиму перемещаются из тундры в тайгу, а весной двигаются обратно к северу. Объясните причины кочёвок этих хищников.

17*. В тундре есть огромные месторождения разнообразных полезных ископаемых. Прокладывая газопроводы в этой природной зоне, люди делают «переходы» в виде буквы «П». Почему?

ЗОНА ЛЕСОВ

1. Почему в тундре растут карликовые деревья, а в тайге – гигантские: сосна, кедр, сибирская  ель, берёза?

2. Почему дальше на юг тайга сменяется смешанными лесами?

3*. Почему белые медведи не живут в тайге?

4*. Создавая лесозащитные полосы, учёные столкнулись с тем, что многие саженцы не приживались на новых местах, пока в почву не были искусственно внесены грибы. Объясните это явление.

5*. Перед тем как выращивать сосны на бедных почвах и быстро восстанавливать хвойные леса, учёные высаживают вместе с деревьями специальные грибы. Какое это имеет значение?

6*. Ребята решили озеленить территорию школы и посадить там аллеи из елей. Пошли в лесхоз, и лесничий разрешил им взять ели в лесу, но посоветовал брать молодые ёлочки с просеки. Ребята не послушались совета и выкопали ели в лесу. Посадили правильно. Но вскоре хвоя елей покраснела, начала осыпаться (ели погибли). Какую ошибку допустили ребята?

7. Почему многие травянистые растения лесов (ландыш, майник, кислица, грушанка) имеют белые, бледно окрашенные цветки, размножаются при помощи корневищ и усов?

8. Почему ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?

9. Кедровый стланик как бы обрамляет леса в горах, очерчивает их границу. Какие особенности растения позволяют ему переносить суровые климатические условия, зимние морозы?

10*. В книге С. Ивченко «Загадки Цинхоны» приводится курьёзный случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал мало сведущий в лесном деле, но очень самоуверенный столичный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы». Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?

11. Почему в разное время года смешанные леса меняют свой внешний вид?

12. Почему в смешанных лесах  не водятся песцы?

13*. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: из-под камушка тянется росток молодого кедра. Как он сюда мог попасть?

14*. Почему бурый медведь в гору бежит быстрее, чем по ровному месту?

15*. Лесные исполины – лоси – предпочитают болотистую тайгу, где питаются сочными болотными растениями, побегами и молодыми веточками деревьев. Каким образом эти великаны (длина самца до трёх метров, масса тела более пятисот килограммов) пробираются через зыбкую поверхность лесных болот?

16*. Каких животных  называют лесными инженерами? Что вам известно об их повадках?

17. Почему бобры иногда оставляют свои домики и селятся в других местах?

18*. Какого лесного жителя Альфред Брэм назвал «северной обезьянкой»?

19*. У белок в природе есть много конкурентов, которые питаются семенами хвойных деревьев. Это бурундуки, соболи, полёвки, дятлы, клесты, кедровки. Но некоторые из этих животных приносят белкам большую пользу. Объясните, какую.

20. Объясните, каким образом благополучие таких ценных пушных зверей, как соболь, горностай, лисица, куница, зависит от «урожая» мышевидных грызунов.

21*. Справедлива ли поговорка «труслив как заяц» ? Может ли заяц «постоять за себя»?

22*. Почему весной зайцы-беляки «катаются» по траве?

23*. Обычно для гнездования сороки предпочитают опушки леса, заросли кустарника. Их гнёзда хорошо скрыты от посторонних взоров. Но часто сороку выдаёт громкое стрекотание. Объясните, зачем стрекочет сорока.

24*. Известно, что обыкновенные ужи любят греться на солнце, плавать в лесных водоёмах. Объясните особенности поведения этих змей.

25*. Основной  способ охоты рыси, как и всех кошек, состоит в подкарауливании и подкрадывании к жертве. Какое значение в жизни этого хищника тайги имеет пятнистость шерсти?

26. Объясните закономерность, обнаруженную натуралистами-биологами: чем меньше вытоптаны, выкошены или съедены домашним скотом лесные травы, тем менее оказываются повреждёнными деревья и кустарники леса.

27. Почему возникла необходимость восстанавливать леса?

ЗОНА СТЕПЕЙ

1. Писатель О.Гончар так описывает чёрную бурю: «Жгло травы, заносило родники, с корнем вырывало из-под ног людей посевы.. вмиг наметало сугробы – пыльные барханы. Тяжело было двигаться…» Подумайте, в какой природной зоне могло произойти такое явление природы.

2. Почему лес не растёт в степи?

3*. О каких «бегающих кустах» рассказывает Н. Сладков: «Зверь бежит, птица летит, лягушка прыгает – никто не удивляется. А если куст побежит – что тогда?

Бежал, скакал и летел по степи … куст! Представьте: дерево бы захотело – и пошагало! Цветок вздумал – и полетел. Травинка развеселилась – и запрыгала! Невероятно! Но куст и в самом деле прыгал, бежал и скакал – да так, что и не догонишь!»

4. Почему самого большого из всех тушканчиков называют земляным зайцем?

5*. Почему тушканчика часто называют «птицезверем»?

6*. Зачем тушканчику такой длинный подвижный хвост с кисточкой на конце, вдвое длиннее тела?

7*. Почему поздняя осень, ранняя весна, плодородие ковыльных степей таят в себе особую опасность для дрофы?

ЗОНА ПУСТЫНЬ

1. Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно?

2*. Почему верблюжью колючку называют «растением-насосом»? Почему этому растению не страшен зной?

3*. Почему чёрный саксаул называют «деревом без тени», «железным деревом»? Каково его значение для человека?

4*. Почему в знойный день в саксауловом «лесу» ещё жарче, чем на открытой местности?

5. Кустикам чия не страшны ни жгучее солнце, ни горячие пески. Геологи считают эти растения своими добрыми помощниками. Объясните, почему.

6*. Такие растения, как крокусы, тюльпаны, маки, совсем не переносят засуху. Как они приспособились к жизни в пустыне?

7*. Как жители пустыни – жёлтый суслик и черепаха – переживают жаркое и засушливое время года?

8*. Почему ящерица-круглоголовка за одну секунду, задрожав и трясясь, «тонет» в песке?

9*. Как тонкопалый суслик в особо засушливое время находит пищу в пустыне?

10. Почему после долгих переходов по пустыне у верблюда «худеют» горбы?

11*. Раньше думали, что запасённая влага хранится у верблюда в желудке. Где и в каком виде находится «водяной склад» у верблюда?

12*. Почему сцинковый геккон, живущий в пустыне, съедает свою старую «кожу», сбрасываемую во время линьки?

13*. Как такие жители пустыни, как песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки, змеи, ящерицы, птицы, защищаются от яркого солнца?

14. Почему говорят, что у природы пустынь два хозяина: солнце и ветер?

15*. В связи с чем сегодня очень остро встала проблема сохранения Аральского моря?

16. Почему неумеренное орошение полей в пустынях приводит к снижению урожая культурных растений?

17. Почему сегодня в пустынях стало больше подвижных песков, засыпающих поля, дороги, жилища?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

АРКТИКА

1*.Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Поэтому «макушка» глобуса – белая. Лёд никогда не тает, так как коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его лучи скользят и отражаются ото льда и снега. Растопить лёд нежаркие лучи солнца не могут.

2. Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом.

3. Холодный воздух с Северного Ледовитого океана часто проникает далеко на юг. И тогда зимой бывают сильные морозы, а летом – похолодание, даже в южных частях России.

4*. В местах изобилия корма не всегда достаточно подходящих мест для гнездования. Поэтому на небольших участках гнёзда устраивают многие тысячи птиц. Собираясь в колонии, птицы лучше защищают себя от врагов.

5*. Яйцо лежит на широких перепончатых лапах птицы, сверху она прикрывает его животом.

6*. Поморник у любой птицы отнимет рыбу, даже на лету. Нападает он и на гнёзда других птиц, похищая птенцов и яйца. Жертвами поморника являются и лемминги.

7. В связи с потеплением Арктики сокращается площадь оледенений, что приводит к исчезновению пригодных для гнездовий участков. Белые чайки становятся редкими, нуждаются в охране.

8*. Они вырастают за месяц в два раза и увеличивают вес в пять раз. Этому способствует жирное молоко матери.

9. До определённого возраста их шкурка белая.

10*. На снегу белый медведь не заметен, виден лишь чёрный нос.

11*. Около полыньи белые медведи сторожат добычу – тюленей.

12. Водой белые медведи пользуются для терморегуляции.  Летом, погружаясь в воду, они охлаждаются. Зимой, наоборот, согреваются, спасаясь от резких порывов ветра, несущего изморозь.

13*. Песцы хранят в вечной мерзлоте свои запасы: рыбу, леммингов, птиц и яйца.

14*. Нарвал продалбливает своим бивнем крепкий лёд. За ним всё стадо по очереди дышит через пробоину. Киты часто проламывают лёд спиной.

15*. Эти киты умеют щебетать, пет по-птичьи.

16*. Их тело предохраняет от охлаждений толстый (5-10см) слой подкожного жира.

17*. Выкапывать со дна моллюсков, легко выбираться из воды на скользкий лёд.

18*. На поверхности их удерживает подкожный воздухоносный мешок, соединённый с глоткой.

19*. Речь идёт о тюлене – морском зайце. У него длинные усы и выпученные глаза.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ЗОНА ТУНДРЫ

1. Высота солнца над горизонтом.

2. Вечная мерзлота не пропускает влагу вглубь.

3. Полярный день.

4. В тундре.

5*. В тундре грибы растут выше карликовых ив и берёз.

6. Летом тундра «цветёт»: здесь и жёлтые полярные маки, и крупные синие цветки синюхи, голубые незабудки, белоснежные звёздочки ясколок, разноцветные камнеломки, розовые смолки, крупные ромашки.

7. В тундре, как в холодильнике, сохраняются под снегом брусника, голубика, клюква, морошка, листья, цветы и семена различных трав.

8. Весной в тундре много воды и корма.

9. В труднодоступных местах Арктики, среди полыней и разводьев, розовые чайки находят много корма – рыбу и рачков.

10*. Леммингами кормятся многие звери и птицы. Они составляют основное звено в цепи питания обитателей тундры. В годы, «урожайные» на леммингов, возрастают темпы размножения их потребителей.

11. Это соседство надёжно охраняет гусей, гаг от нападения песцов, которые обходят гнёзда сов стороной.

12*. Совы насиживают с первого яйца: как только самка отложит яйцо, сразу начинает насиживать. У полярной совы старшие птенцы появляются на свет в конце июня, а младшие – в июле. Кроме того, яйца, отложенные позднее, согревают старшие птенцы, когда мать улетает за добычей. А когда младшие выведутся, старшие защищают их, отпугивая врагов. Родителям трудно было бы прокормить всех птенцов сразу, если бы они вывелись в один день и начали просить есть.

13. Оперение самки делает её незаметной на гнезде, расположенном среди камней, покрытых лишайниками, водорослями. Самец не заметен среди льдин, снега. Во время плавания он не заметен снизу из воды (белый цвет) и сверху (окраска скал). Розовым пятном самец привлекает самку.

14*. В местах кормёжки оленей снег взрыт и корм более доступен: зелёные части растений, ягоды.

15*. На лето из лесов дальше на север оленей гонят гнус и оводы. В более холодной и ветреной тундре кровопийц меньше. Осенью олени возвращаются обратно, так как ветры в тундре так утрамбовывают снег, что докопаться до пищи невозможно.

16*. Волки постоянно держатся возле стад северных оленей и кочуют вместе с ними.

17*. Тундра – издревле место кочевки оленей. В этих местах делаются переходы, которые помогают оленям кочевать по тундре, не меняя своих маршрутов.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ЗОНА ЛЕСОВ

1. В тайге больше тепла и влаги, почва богата перегноем и летом оттаивает. Всё это способствует росту высоких и стройных хвойных деревьев.

2. Земля лучше освещается и нагревается на юге, поэтому лето в зоне смешанных лесов значительно теплее, а зима не такая суровая, как в тайге, вот почему в полосе смешанных лесов растут лиственные деревья.

3*. Их питание, жизнь связаны с северными морями.

4*. Некоторые древесные породы могут расти только в симбиозе с определёнными видами грибов.

5*. Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвлённой грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества.

6*. У взятых из леса елей хвоя приспособлена к условиям затенения, а после пересадки хвоинки не смогли быстро «перестроиться» на яркое освещение. Хвоя «сгорела».

7. Белые цветки хорошо заметны для насекомых в сумраке елового леса. В связи с тем, что вызревание семян часто затруднено, а молодым проросткам нелегко пробиться через густой моховой покров, большинство цветковых растений и трав елового леса размножается при помощи усов и корневищ.

8. У ели корневая система расположена в поверхностном слое почвы.

9. Кедровый стланик с прижатыми к земле стволиками – кустарник (реже деревца высотой 3-5 м) – стелется по склонам гор. Засыпанный снегом, он выдерживает суровые условия.

10*. Нет. Лесной массив состоял из лиственницы. Таким образом, лес не погиб. Хотя лиственница относится к хвойным деревьям, но в отличие от ели и сосны она ежегодно сбрасывает на зиму свой зелёный наряд.

11. В лесах умеренных широт с наступлением осени листья на деревьях буреют, желтеют, краснеют. Это связано с разрушением зелёного пигмента хлорофилла. В листьях остаются другие пигменты.

12. Песцы питаются в основном леммингами, которые живут в тундре. В лесах мышевидных грызунов мало.

13*. Бурундуки делают запасы иногда далеко от кедровника (под камнями). Их запасы часто «грабят» медведи, переворачивая камни. Съедая орехи, медведи обязательно несколько штук втопчут в землю – они-то и прорастут. Помогает и птица кедровка: делая запасы орехов, она закапывает их.

14*. Так как задние лапы у него длиннее передних.

15*. Острые копыта лося рассечены, могут расходиться в стороны. Кожистая перепонка между пальцами и боковые копытца не дают ногам проваливаться в топях. Пробираясь через болота, лоси вытягивают передние ноги горизонтально вперёд, а брюхом прикасаются к земле. Отталкиваясь задними ногами, лось скользит в таком положении по болоту, пока не выберется на более устойчивый грунт.

16*. Лесными инженерами называют бобров. На малых речках бобры строят плотины, создают запруды.

17. Это происходит из-за резкого понижения уровня воды в запрудах. Другая причина – недостаток пищи в округе из-за увеличения численности колонии бобров.

18*. Белка – житель леса. В основном живёт на деревьях (строит гнездо, находит пищу). Прыжки белки – это почти полёт, управляемый пушистым хвостом. Белка может спрыгнуть на землю прямо с верхушки дерева.

19*. Дятлы поставляют им дупла для жилья, клесты сбрасывают на землю шишки. Бурундуки, полёвки, кедровки делают запасы, которые находят белки зимой.

20. Мышевидные грызуны- это естественный корм многих диких животных.

21*. Зайцы не столь трусливы, сколько осторожны. В этом их спасение. Природное чутьё, способность быстро убегать большими прыжками, запутывание следов компенсируют их беззащитность. Заяц способен постоять за себя. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается ударами ног.

22*. Во время весенней линьки зайцы катаются по траве, стремясь освободиться от белой шерсти, клочья которой можно видеть на ветвях кустарников, на стеблях трав.

23*. Стрекотанием птица выражает беспокойство при приближении врагов. Это также сигнал тревоги для других лесных обитателей.

24*. Ужи – холоднокровные животные. Поэтому, греясь на солнце, они таким образом повышают температуру своего тела. В жару, опускаясь в водоёмы, охлаждаются. Кроме того, в водоёмах они ловят лягушек, жаб.

25*. Пятнистость шерсти делает рысь незаметной днём среди падающих на землю солнечных  бликов от освещённых крон деревьев и скрывает в сумерках, облегчает нападение на добычу.

26. Нектаром и пыльцой трав, особенно зонтичных, питаются взрослые паразитические насекомые – наездники и мухи-тахины. Их личинки уничтожают листогрызущих насекомых, что влияет на благополучие деревьев и кустарников.

27. Леса - «лёгкие планеты» - выделяют кислород, необходимый для жизни на Земле. За последние десятилетия много лесов вырублено, погибло от пожаров.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ЗОНА СТЕПЕЙ

1. В степи.

2. Из-за недостатка влаги.

3*. Перекати-поле.

4. Уши, зубы, ноги, голова, тело похожи на заячьи. И прыгает тушканчик, как заяц. Живёт под землёй в норе. И только по ночам выходит из неё на поиски пищи.

5*. Они скачут со скоростью до 50 км/ч. Каждый прыжок – до трёх метров!

6*. Хвост у него – подпорка, «толкач», балансир. Он помогает сохранять равновесие. Белая кисточка на конце хвоста для друзей служит указателем: я тут, за мной! А для врагов – обманщиком: вильнёт на бегу белой кисточкой вправо, а сам прыгнет влево.

7*. У дрофы нет копчиковой железы, выделяющей смазку для перьев. Перья этих птиц быстро намокают, поэтому поздней осенью и ранней весной, когда после дождя наступают заморозки, намокшие птицы обледеневают и не могут взлететь. Местные жители пользуются этим, догоняют дроф на лошадях и забивают их.

Дрофа любит разнотравье, ковыльные степи, где много корма и хорошие укрытия для гнёзд. Но, к несчастью дрофы, эти степи более всего пригодны для земледелия. Распашка степей вытесняет дроф из мест их привычного обитания.

                 

                         ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ЗОНА ПУСТЫНЬ

1. Лучи солнца в пустынях падают прямо, дольше освещают поверхность и лучше её нагревают, чем в других природных зонах.

Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.

2*. Корни её проникают чрезвычайно глубоко в почву и достигают уровня грунтовых вод. Следовательно, водой эти растения всегда обеспечены в достаточном количестве. Именно поэтому им и не страшен никакой зной. Листья-колючки испаряют мало влаги.

3*. Вильчатое ветвление и членистые ломкие молодые побеги заменяют листья. Листья в виде чешуек.

Деревья высотой от 1,5 до 12 м стоят далеко друг от друга. Древесина саксаула очень твёрдая, тяжёлая. Это дерево используют для закрепления песков и озеленения городов в зоне пустынь и полупустынь. Зимой – корм для верблюдов и овец.

4*. Так как саксауловый лес защищает не от солнца, а от ветра.

5. Чий растёт там, где близко расположены подземные пресные воды. Длинный корень дотягивается до влаги. Такие растения помогают геологам находить среди песков воду.

6*. Это растения-эфемеры, эфемероиды. Они развиваются только весной, когда в пустыне достаточно влажно и ещё не жарко. Летний зной они переносят в форме луковиц, которыми и размножаются.

7*. До девяти месяцев в году жёлтый суслик может не пить и не есть, впадая в спячку. Все жизненные процессы его замедлены. Черепаха может проспать в году восемь месяцев.

8*. Так она мгновенно спасается от врагов.

9*. У суслика хорошо развито обоняние. Он может учуять сквозь песок даже маленькие луковички тюльпана, которыми питается.

10. В горбах верблюда содержится  около ста килограммов жира, который служит ему в пути едой и питьём.

11*. «Водяные склады» верблюда – это его жировые отложения. Из 100 г жира можно получить более 100 г воды. Верблюд имеет в среднем 110 кг жира. Он у него в горбах.

Когда животное остаётся без воды и пищи, оно начинает расходовать свои жировые запасы, одновременно обеспечивая себя водой.

12*. В пустыне мало пищи, поэтому сцинковый геккон использует питательные вещества, которые остались в старой коже.

13*. Песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки прячутся в норы. Удавчики, сцинковые гекконы зарываются в глубь песка, во влажный слой. Мелкие птицы прячутся в норы, колодцы, тень камней. Орлы парят в тени облаков.

14. Солнце в зените – нещадно греет. Открытые пространства подвластны ветрам.

15*. Обмеление  рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Арала связано с тем, что бесконтрольно человек забирал много воды из этих водоёмов для орошения полей.

16. В почвах накапливается много соли, что вредно для культурных растений.

17. Скот подолгу пасут на одних и тех же пастбищах, и животные полностью съедают растения, закрепляющие пески. Возникают песчаные бури. Кроме того, люди вырубили много саксаула на дрова.

С природой нашей Родины учащиеся 4 классов знакомятся на основе сравнения с природой своего края, рассмотрения влияния факторов неживой природы на живую природу. Это подготавливает их к пониманию закона зональности.

Чтобы помочь ученикам лучше усвоить материал этого раздела, а также развивать наблюдательность, внимание и мышление, необходимо больше внимания уделять заданиям, требующим проведения аналогий, сравнений между погодными явлениями, растительным и животным миром той или другой природной зоны и родного края, учить раскрывать зависимость, взаимосвязь между предметами и явлениями, находить признаки приспособленности растений и животных к жизни в определённой среде, подводить к пониманию того, что человек своей деятельностью изменяет природу, причиняя ей при этом немалый ущерб.

Природа каждой зоны изучается как единое целое, но единство всегда проявляется в разнообразии, которое наблюдается не только в различиях природы отдельных мест данной природной полосы, но и в составе элементов природы.

Предлагаемые задания направлены на развитие мышления, закрепление и углубление полученных знаний, расширение кругозора. Разностороннее, соответствующее познавательным потребностям школьников ознакомление с удивительным и разнообразным миром природы развивает детей духовно, создаёт положительное отношение к учению, пробуждает потребность узнать неизвестное.

Познавательные задачи, решаемые учащимися по ходу изучения материала, помогают переосмысливать знания, объединять их в более широкие системы, находить новые связи.

Размышление над этими заданиями помогает детям уточнять представления, полученные в процессе наблюдений в природе, заострять внимание на экологических вопросах, закреплять правила поведения в природе.

Творческие задания направлены на самостоятельное раскрытие причинно-следственных связей, когда необходимо что-то объяснить и доказать, ответить на вопросы: зачем? как? почему?

Данные познавательные задания сгруппированы по зональному принципу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)

Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....

Тест по математике (2 класс), тест по окружающему миру (2 класс)

Данные  тесты   можно использовать как промежуточную контрольную работу....

Итоговый контрольный тест по окружающему миру за 3 класс. Результаты оценивания теста в баллах.

УМК "Школа России" Итоговый контрольный тест по предмету "Окружающий мир" за курс третьего класса.. Данный тест охватывает все основные темы курса "Окружающий мир" для 3-го класса. Задания 1-10 позвол...

Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Человек в окружающей среде"

Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний...

Тест по окружающему миру "Растения и грибы". Окружающий мир 2 класс.

• Окружающий мир: 2 класс Виноградова Н.Ф. "Начальная школа XXI век", 2 класс • проверка знаний , тест  Тест по окружающему миру на тему: Что такое лес? (растения и грибы) в...

Тест по окружающему миру 2 класс "Мы -союз народов мира"

Данный тест  составлен  по учебнику окружающий  мир для 2 класса  А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой  УМК "Перспектива"....