Методическая разработка "Такие разные праздники"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Семёнова Ольга Анатольевна

Методическая разработка "Такие разные праздники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_prazdniki.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока:  Такие разные праздники

Цель урока:

- сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;

- учить работать в группе, развивать творческую активность детей;

Задачи урока:

предметные: дать понятие о празднике, его видах;

развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ);

метапредметные:  развивать речь,  внимание;

умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;

анализировать и классифицировать по определенному признаку;

воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться;

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу,

умение оценивать свой результат;        

умение анализировать текст и классифицировать их по сходным признакам;

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;

выделение и осознание уже полученных знаний;

умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 слушать и понимать речь других;

договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с табличками.

Учебник: «Окружающий мир. 4 класс. 2 часть», Москва, «Просвещение», 2014г., автор: Плешаков А.А.

ФИО учителя: Шестак Ольга Анатольевна

                                                   

                                                   

                                                              Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель этапа: настрой учащихся на результативную работу на уроке.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока

2.Актуализация знаний

Цель этапа: организовать воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать части речи.

Мотивация.

Чтобы быть успешным на уроке, составьте из слов, записанных на доске, формулу успеха.

 На доске слова: старание,

подсказка, разговор, внимание,

знания.

 

Проверка домашнего задания. Отгадывание кроссворда.

1.Предмет княжеской власти, на котором впервые были изображены символы – Георгий Победоносец и двуглавый орёл.

2. Эмблема государства, города, рода.

3. Автор музыки государственного гимна России.

4. Символ страны, состоящей из древка и полотнища. Синоним флагу.

5. Как переводится слово «герб».

6. Документ (основной закон) нашей страны, фиксирующий символы герб, флаг, гимн как государственные.

7. Хвалебная песня прославляющая красоту родной страны.

8.Автор слов гимна России.

3. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: формирование понятия праздника.

О чём пойдёт речь на уроке? Определите тему урока.

Верно, сегодня мы поговорим о праздниках, отмечаемых в нашей стране. А как вы думаете, что такое праздник?

Какие цели мы поставим на уроке?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие праздники бывают, как празднуют праздники в семье, попытаемся выяснить, что такое календарь семейных праздников. Каким будет наш урок, зависит от нашего совместного творчества.

Сегодня вы узнаете другие праздники, которые отмечают в России, узнаете, как их отмечают, узнаете, на какие группы можно условно разделить все праздники.

Игра «Ассоциации» (работа в группе)

-Что вы себе представляете, когда слышите слово праздник? Поработайте в группе, подберите ассоциации к слову праздник.

Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?

Насчитывается более трехсот праздников (а если быть точнее – 314!), отмечаемых в России.

Сейчас мы узнаем на какие группы можно разделить все праздники. Для этого выньте из конверта №1 карточки и зачеркните в них все буквы, образующие слово «праздник»

ПНРАЗРДОНДИНКЫЕ

СПРАЕМЗЕДЙННИЫКЕ

ПГОРАСЗУДДАРСНТВИЕННЫЕК

ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ

В результате получаются слова «народные», «профессиональные», «семейные», «государственные», «семейные»

- Как вы думаете, что значит «всенародные» («профессиональные», «семейные», «государственные») праздники?

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: проверить степень понимания учащимися нового учебного материала.

Какие государственные праздники знаете?

Стоит особо отметить, что число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово, отмечаемое 7 января, является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника.

Кроме государственных праздников приняты так называемые профессиональные праздники, посвящённые труженикам определённой отрасли. Пожалуй, стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»  наиболее точно передает важность каждой отдельной профессии и всех вместе. Ведь привычный вокруг нас мир обеспечивают тысячи профессий, о которых мы даже порой и не догадываемся, но их значение нельзя недооценить.

Такие дни появляются на календаре не случайно и являются свидетельством признания государством профессиональных заслуг работников этой отрасли.

Народные праздники - отмечаются практически всеми жителями нашей страны, но не имеют статуса Государственных.

А есть ещё семейные праздники. Приведите примеры семейных праздников.

Образ семейного праздника можно представить как счастливый, радостный день торжества, связанного с каким-нибудь важным, замечательным событием, обычаем или верой.

Сегодня в нашей школе будет проходить праздничный концерт, посвящённый Дню Победы. А как в других странах отмечают этот день? Об этом вы узнаете из карточек на ваших столах. Изучите материал в группах, а потом расскажите его всем остальным.

5.Физкультминутка

6.Закрепление новых знаний.

Цель: закрепить знания учащихся по теме урока, в соответствии с поставленными целями и задачами;

Научить применять новые знания для решения учебных задач.

Игра «Угадай праздник»

На столе лежат предметы (березовый веник, ветка ели, солдатский ремень, поварешка, шприц, старая пилотка, крашеное яйцо, обручальное кольцо).

Викторина «Своя игра».

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места

Аргументируют свои ответы.

Отвечают на вопрос учителя:

Ответы детей:

Знания+старание+внимание

=успех

  1. Печать
  2. Герб
  3. Александров
  4. Знамя
  5. Наследство
  6. Конституция
  7. Гимн
  8. Михалков

Работа с толковыми словарями.

    День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). Толковый словарь Ефремовой.   (слитное написание)

=

ПодаркиРадостьАзартныйЗадорныйДобротаНеожиданныйИнтересныйКлассный

НАРОДНЫЕ

СЕМЕЙНЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Праздник весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, Новый год, День защитника Отечества и Международный женский день

Страницы в учебнике

12 июня - День России.  Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года. Когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Сейчас День России – праздник свободы. Гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

День народного единства 4 ноября.

Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Профессиональные праздники в России отмечают многие профессии: работники прокуратуры, работники печати, стоматологи, дипломаты, геодезисты, подводники, работники культуры и многие другие. День шахтёра, день рыбака, день медицинского работника, день учителя, день геолога – эти праздники не объявляются выходными, но отмечаются многими людьми.

День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля

день рождения, именины, день свадьбы и  годовщина свадьбы, новоселье, рождение ребёнка, день проводов в армию  - это повод для встречи родственников.

Исследование в малых группах

Приложение 1

Работа с политической картой.

Ребята по очереди подходят к столу, берут любой предмет, стараются объяснить, к какому празднику он относится, и называют сам праздник

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – - выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, умение полно и ясно формулировать свое мнение

Регулятивные – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные - умение преобразовывать информации под лингвистическое понятие.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – освоение одного из способов выделения правила

Регулятивные – умение структурировать информацию и на её основе составлять речевое высказывание.

Познавательные –  уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные – развитие монологической речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, отработка навыков создания научной формулировки.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

Познавательные – умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

Личностные – осознание личной значимости темы урока.

Коммуникативные – развитие навыков индивидуальной работы.

Коммуникативные - распределять между собой порядок представления результатов групповой работы, донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные - делать отбор информации, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопрос, преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей, пересказывать небольшие тексты, перерабатывать полученную информацию, классифицировать.

Регулятивные - учатся работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий, определять степень успешности своей и чужой работы.

Познавательные - перерабатывать полученную информацию, обобщать, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные - слушать и понимать речь других, донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные - высказывать свое предположение, отличать верно выполненное задание от неверного.

                                           

7.  Подведение  итогов. Рефлексия. 

Цель этапа: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Что нового вы сегодня узнали о праздниках?

Какие бывают праздники?

- Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

8.     Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Выставление отметок.

Задают вопросы.

Познавательные – анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Регулятивные – оценка проделанной работы.

Личностные – осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Коммуникативные – развитие монологической речи и её реализация в устной форме.

В США память Победы над нацистской Германией чтут 8 мая и называют Днем Победы в Европе. Этот день считается памятной датой, но не государственным праздником, отмечается в США без размаха и массовых мероприятий.

В Германии празднование проходит скромно. Парадов не проводится. Однако при этом приезжают делегаты из других стран, где они возлагают венки. День Победы в Германии, хотя и считается праздником, не считается выходным днём.

При этом поздравляются все ветераны, независимо от того, за какую сторону они воевали.

В Великобритании День Победы отмечается широко, торжественные мероприятия начинаются еще в апреле. 2012 году, 5 мая открылась выставка оружия СССР, наград, раритетных писем и других документов.

9 мая в Лондоне в парке у Имперского военного музея проходит традиционное возложение венков к памятнику советским гражданам, погибшим в войну, а также встреча ветеранов на борту крейсера "Белфаст".

В Италии 25 апреля отмечают национальный праздник - День Освобождения. В этот день в 1945 г. партизанские части вошли в Турин и Милан. В числе обязательных церемоний - возложение президентом страны венков на Могилу неизвестного солдата в Риме, а также военные парады и демонстрации, которые проходят не только в городах, но и в маленьких населенных пунктах.

В Нидерландах и Дании 5 мая отмечают день освобождения этих стран от фашистских войск. В Нидерландах это официальный праздничный день, который отмечают по всей стране. Проводятся музыкальные фестивали, концерты, выставки. Вечером в Амстердаме на набережной реки Амстел устраивают концерт, на котором обязательно присутствуют монарх и премьер-министр.

8 мая во Франции объявлен государственным выходным, представители власти, военные и рядовые граждане по традиции приходят к известным историческим местам, чтобы почтить память тех, кто положил свои жизни на алтарь Великой Победы.

Ежегодно за несколько недель до этой даты комитет Вечного огня Франции до мелочей выверяет с Елисейским дворцом детали официальной программы церемонии празднования 70-й годовщины Победы 8 мая 1945 года.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Конспект внеклассного занятия, посвященного праздникам...

Презентация "Такие разные праздники"

Знакомим детей с разными праздниками...

Такие разные праздники. День Земли (22 апреля).

Урок - праздник. Электронная презентация прилагается.Цели: создать условия для формирования у младших школьников представления о личной сопричастности окружающему миру, для расширения кругозора и стан...

Такие разные праздники

Образовательная: закрепить знания детей о праздниках, познакомить  с новогодними обычаями у разных народов.Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, любознательность.Развивающая: развить вни...

Урок " Такие разные праздники."

Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России". Тема урока "Такие разные праздники"...

Внеклассное мероприятие - игра по станциям "Такие разные праздники" Учителя: Сахарова И. В., Прокофьева М. Д.

Мы все любим праздники! Их много, и они разные - профессиональные, государственные, религиозные и т. д. Мы решили, используя игру по станциям, рассказать учащимся начальной школы какие бывают пра...

Тема. Такие разные праздники.

Цели.1. Сформировать представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.2. Развивать воображение.3. Воспитывать патриотизм....