Окружающий мир 3 класс "Невидимые нити в живой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кадрян Светлана Равильевна

Тип урока: ОНЗ

Урок построен в русле критического мышления. На уроке используется прослушивание, составление кластера, составление плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_moy_urok_.docx59.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир.

3 класс

Учитель: Кадрян Светлана Равильевна

Тема: Невидимые нити в живой природе.

Тип урока: ОНЗ

Целевые установки урока:

Предметные:

  • Иметь представление о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных;
  • Знать основные группы животных по способу питания;
  • Приводить примеры животных этих групп;
  • Находить в атласе- определителе примеры животных разных групп по способу питания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов;
  • понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов;
  • классифицировать животных по особенностям питания;
  • прослеживать по схемам цепи питания;
  • моделировать цепи питания с помощью схем- аппликаций;
  • выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

  • учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому материалу;
  • понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Средства обучения:

А.А .Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир: Учебник для 3 класса Ч-1-Москва «Просвещение» 2013год, рабочая тетрадь ч-1 (УМК Перспектива)

Компьютерная презентация.

Технологическая карта урока:

Содержание учебного

материала                  

Деятельность

                    учителя

Деятельность

учащихся

УУД

  1. Мотивационный

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Какой у нас сейчас урок?

Я знаю, что этот предмет любят многие из вас. А почему?

Для чего мы изучаем окружающий мир?

Где пригодятся полученные знания?

Сегодня мы побываем в гостях. А вот куда мы отправимся, расскажут вам мои помощники.

Куда мы сегодня отправимся?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Урок окружающего мира.

На окружающем мире идет связь с жизнью.

Чтобы знать, что нас окружает.

1уч. Заглянем с вами в лес. На первый взгляд он кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”). Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.–

2 уч. У гусеницы место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него острыми челюстями. Если прислушаться, даже хруст слышно. На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала, спелый ли, и потащила в норку про запас. А в стволе дерева, под корой, проедает – пропиливает свой ход личинка жука-короеда. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.

3 уч. Масса всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору дерева, а уж о семенах, орехах да ягодах и говорить нечего. И, кажется, если дать им волю – они весь лес съедят! Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывают. Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу – цап! – и понесла в гнездо птенцов кормить.. Но и за синицами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Соколам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, а гусеницам – без листьев, всем вместе без леса. Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом.


В лес

Предположения детей

Личностные (планировать организацию учебной деятельности)

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Составление кластера на доске:

 Питание животных

          растения        

                животные

                     насекомые

Один из выдающихся врачей древности как-то сказал: Мы состоим из того, что едим». Что он имел в виду?

 

Все живое питается, чтобы жить. Если животное несколько дней не будет есть, то оно погибнет.

-Чем питается растение?

А чем питаются животные?

Предположения детей

Из воды с растворенными в ней солями и углекислого газа она «готовит» сахар и крахмал.

-ответы детей

У разных животных пища бывает разная.

Познавательные УУД

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД

Ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

Личностные УУД

Учебно- познавательный интерес к новому материалу.

Совместное открытие знаний.

Тема урока: Невидимые нити в живой природе.

Составление плана:

          План:

 1.Кто чем питается.

 2.Невидимые нити.

 3.Добывание пищи

 4. Защита от врагов.

  Животные

Растительноядные

 Корова

Коза      Насекомоядные

трясогузка

                 ласточка                      Хищные

лев

тигр        Всеядные

                    Ежик

                    Собака

                   барсук

Составление схемы:

1цепь    ----       2 цепь

Растения       растит. Живот.

        3 цепь

  Насекомоядные или хищные животные                  

Раз мы заговорили о пище животных,

 Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

1.Кто чем питается.

Прочитайте тему урока на стр. 94

( учитель вывешивает тему урока)

Что мы называем невидимыми нитями?

2 в нашем плане:

2.  Невидимые нити.

 А как пища попадает к животным?

3. поговорим о том, как животные добывают пищу.

Что должно уметь каждое животное?

4. Защита от врагов.

Всех животных перечислить и сказать чем они питаются невозможно. Ученые разделили их на группы в зависимости от того, чем они питаются.

  А на какие группы вы узнаете, прочитав материал на стр.94

На какие группы делятся животные?

Приведите примеры растительноядных животных? Насекомоядных? Хищных? Всеядных? Докажите.

Рассмотрите таблицу стр.94. Скажите, к каким группам по особенностям питания можно отнести этих животных.

1.трясогузка. Чем она питается?

В какую группу ее можно отнести?

Почему?

Мы ответили на первый вопрос плана?+

Давайте оценим себя с помощью листа самооценки, используя знаки !,+,-

!- если все понятно. Нет никаких вопросов.

+- остались вопросы, не могу самостоятельно определить в какую группу отнести животное.

- мне трудно разобраться, я практически ничего не понял

Переходим к следующему пункту плана

Предположите, о каких невидимых нитях идет речь.

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы научимся видеть и составлять цепи питания.

Стр. 95 прочитайте про себя

С чего начинается любая цепь питания?

А как вы думаете почему?

Какое это будет звено?

Кто будет вторым в цепи питания?

Почему?

Какие животные будут третьим звеном в цепи питания?

Почему?

О питании животных

Кто чем питается

Невидимые нити в живой природе.

Что на первый взгляд увидеть нельзя.

Они ее добывают

Защищаться от врагов.

Чтение учащимися материала на стр. 94

Составление кластера

Растительноядные

Насекомоядные

Хищные

Всеядные

Учащиеся приводят примеры и заполняют схему.

Ответы учащихся

насекомыми

насекомоядным

она питается насекомыми

Ответы учащихся

Учащиеся оценивают себя

Невидимые нити

Предположения детей

Самостоятельное чтение учащимися

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено, так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.

Растительноядные животные.

Насекомоядные или  хищные животные.

Познавательные УУД

Сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов.

- классифицировать животных по особенностям питания.

 Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД

Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире.

Аналитический этап

Работа по учебнику стр.95

Работа в рабочей тетради в парах (стр.66 №3)

Рассмотрите цепи питания. Объясните их. ( Работа проводится в парах.)

Какая пара готова отвечать?

1 в цепи питания осина, т.к. это растение,

2 – заяц, он питается корой, веточками осины; 3 – волк т.к.он питается зайцами

Давайте проверим себя выполнив работу в рабочей тетради.

Назовите звенья первой цепи.

В каком порядке расставили? Почему?

Назовите звенья второй цепи. В каком порядке расставили. Почему?

( проверка проводится по слайдам)

А что дальше? Можем мы перейти к следующему пункту плана? Может нам необходимо закрепить полученные знания?

Давайте подумаем, как можно организовать эту работу?

- поработаем в группах. Чем удобна работа в группах?

Давайте повторим правила работы в группе.

Рассматривают цепи питания. Обсуждают.

Ответы уч-ся.1 в цепи питания осина, т.к. это растение,

2 – заяц, он питается корой, веточками осины; 3 – волк т.к.он питается зайцами

Взаимопроверка (оценивание с помощью знаков !, +, _)

Выставление в лист самооценки

Ответы уч-ся.

В группах

1 голова хорошо, а две или 5 лучше

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.

5.Если не понял переспроси.

Познавательные УУД

Понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов;

Моделировать цепи питания с помощью схем – аппликаций;

- выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи  и защите от врагов.

Физкультминутка

Запретные движения

Аналитический этап

Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается карточка с текстом и картинки для составления схем. Работа в группе по карточкам.

1 карточка

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

2 карточка

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

3 карточка

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

4 карточка

В Китайской провинции расправились с воробьями. В результате развелось много гусениц и они быстро объели листву на деревьях.

Работа по учебнику стр.96

Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей . Обратите внимание на направление стрелок.

Не забывайте о правилах работы в группе.

Когда закончите работу, вы можете занять свои места.

Оказывает помощь, если она не обходима.

Как вы думаете можно вмешиваться в цепи питания, которые создала природа?

Почему?

Оцените себя с помощью знаков.

Что у нас дальше по плану?

На вопросы поможет ответить статья на тему « Кто как приспособился» на стр.96

Как приспособились хищники к добыванию пищи?

Как приспособились животные защищаться от хищников?

А что дальше?

Работа в группе

Презентация проделанной работы.

Дубы          шелкопряд

Птицы Презентация проделанной работы.

молодые деревья                      козы

                         волки.

Деревца---- мыши----ежи

                           Барсуки

Деревья-----гусеницы---------------воробьи.

Ответы уч-ся.

Уч-ся работают с листком самооценки

Добывание пищи

Защита от врагов.

Чтение статьи

Лиса - тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы.

Сова бесшумный полет благодаря мягкому оперению, огромные глаза, острые когти и т.д.

Заяц – быстрые ноги, цвет шерсти.

Еж – иголки и т.д.

Надо поработать самостоятельно.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Рефлексия.

Выполнение заданий в рабочей тетради №5 стр.67

Проверка проводится по слайдам.

Самостоятельная работа. Проверка.

Оцените себя с помощью знаков (!,+,-)

Проверим себя?

 Рублика «Проверим себя» стр. 97.

Вам  помогла схема, которую мы составили? Давайте попробуем сделать вывод используя схему и сравнить его с выводом в учебнике.

Чтение вывода на стр.97 учебника.

Где еще можно использовать схему?

Ответили на все вопросы плана? Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей?

Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

Итак, с чего начинается цепь питания?

Чем она заканчивается?

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Подведем итоги.

Самостоятельная работа уч-ся

Ответы на вопросы

Животные делятся на несколько групп: растительноядные, насекомоядные, хищные  и всеядные. Невидимые нити в живой природе – цепи питания

При составлении цепей питания, при подготовке домашнего задания.

Ответы учащихся

С растений

Грибами и бактериями.

Ответы детей.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Подведение итогов урока

Чтение стихотворения ученицей.

Оценка деятельности.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?  

Оцените свою работу с помощью листа самооценки.

Покажите, на какой ступени вы находитесь.

Если у вас в листе самооценки все восклицательные знаки или есть несколько плюсов. То вы находитесь на самой высокой ступени. Если у вас плюсы и есть один минус, то вы на второй ступени. А если больше минусов. То вы на первой ступени.

 Закончим урок замечательным стихотворением, которое прочитает моя помощница.

Оценивание.

Все – все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

 Без чудищ нелепых

 И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете,

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

 Укошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем – то

Не очень дружны –

Мы все – таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто –  нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Стр. 94-97 читать текст, пересказать используя схему.

Р.т. стр.66 №1,2,4

Найдите информацию об одном растительноядном или хищном животном. Сделайте сообщение классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"

Цели:Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;составление цепей питания и установление взаимосвязей;обоснование необходимости поддержания человеком природных цепе...

Тест по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в живой природе"

Тест по теме "Невидимые нити в ждивой природе" 3 класс...

Презентация. Невидимые нити в живой природе. Окружающий мир. А.А. Плешаков 3 кл

Тест для проверки знаний по теме Невилимые нити. Окружающий мир. А.А. Плешаков. ...

УМК "Перспектива". Окружающий мир, 3 класс. Урок "Невидимые нити в живой природе".

Окружающий мир.Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 классУМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. НовицкаяЦель: формировать умение классифицировать животных по типу питания; с...

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс

Урок  "открытия нового знания" по окружающему миру по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс по УМК Перспектива с использованием технологии пролемного обучения...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...