Конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатстваТ"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_bogatstva.docx28.32 КБ
Файл kartochki_dlya_soobshcheniy.docx16.91 КБ
Файл proverochnaya_kartochka.docx25.91 КБ
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Горячева С. Л.

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Водные богатства»

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах нашей планеты.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
  • уметь анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме;

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • воспитывать чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, учебник Плешакова А. А., 2 класс 2 часть, стр.82-85, карточка.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Добрый день, ребята! Мы начинаем урок окружающего мира.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

Словесный метод

беседа

4 мин

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Дома вы должны были еще раз прочитать этот параграф и выучить все понятия. Сейчас мы это проверим и получим оценки за домашнее задание.

- Перед вами карточки, вам надо вписать название понятия и подписать части горы.

- На все задание у вас 3 минуты.

- Ваше время истекло, с последних парт на первые передайте листочки.

- Формы земной поверхности.

Проверка домашнего задания

Л.: применение полученных знаний на практике

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

3 мин

- Итак, мы продолжаем. Я хочу загадать вам загадки. Будьте очень внимательны.

1) Бежит, бежит, не выбежит,

Течёт, течёт, не вытечет. (Река)

2) Посреди  поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

Молодые берёзки

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём отражаются…

Как это зеркало называется? (озеро)

3) Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона. (море)

- Итак, вы отгадали все загадки. О чем они? Какая у них общая тема?

- Верно! Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Совершенно верно! Какие цели поставим на урок?

- Верно, так же поработаем с картой.

Отгадывают загадки

- Они все о воде.

- Водные богатства.

- Мы узнаем водных богатствах нашей страны, узнаем какие существуют водоемы.

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Практический метод

Работа с книгой,

Словесный метод

беседа

Динамическая пауза

15 мин

1 мин

- Откройте учебник на странице 82, сверху есть 2 вопроса. Кто нам прочитает первый.

- Итак, что вы знаете о реке?

- Хорошо. Что вы знаете о море?

- Верно. Теперь читаем второй вопрос.

- Как по-вашему?

- Верно. Тогда какие водные ресурсы относятся к естественным?

- А к искусственным?  

- Совершенно верно. А как вы думаете, для чего нужны искусственные водные ресурсы?

- Верно. Для нужд человека. Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и выполнить задание на странице 82 под красной точкой. Вам надо прочитать и подумать, что поставить вместо вопросов. На задание у вас 3 минуты.

- Время истекло. Проверяем! Читаем по цепочке. Каждый абзац один представитель от группы.

- Таким образом, мы можем сказать, что пруд, водохранилище или озеро, канал – все это сделано руками человека для обеспечения быта.

- Теперь вернемся к естественным водным ресурсам. А именно к рекам. Вы говорили, что река чаще всего начинается в горах и впадает в озеро или море. Давайте рассмотрим реку ближе и познакомимся с ее частями. Откройте страницу 83. Посмотрим на иллюстрацию.

- Что вы видите, расскажите по картинке.

- Хорошо. Вы уже сказали, что река течет из истока. Таким образом, что такое исток?

- Верно. А что тогда устье?

- Хорошо. У реки вы сказали, есть 2 притока. Что такое приток, как вы думаете?

- Хорошо. Чтобы понять, правильно ли вы все это назвали, прочитайте текст под картинкой до номера 2. На это 2 минуты.

- Время вышло. Правильно ли вы сказали, что такое устье и исток?

- Что еще вы узнали из текста?

- Замечательно! Теперь посмотрите на мою карту на слайде, кто сможет выйти и показать исток и устье реки?

- Хорошо. Теперь кто может показать притоки и русло реки?

- Замечательно. Теперь давайте посмотрим на карту России. Каким цветом обозначены водоемы?

- Верно. Чем глубже водоем, тем он темнее на карте. Кто знает, как правильно показывать реки на карте?

- Верно, но как?

- Чтобы показать реку, надо поставить указку на исток реки и вести до устья. Кто хочет попробовать показать реку?

- Молодцы!

Работа с учебником.

- Вспомни, что ты знаешь о реке и море.

- Реки берут начало в горах и впадают в озера или моря, могут соединяться с другими реками.

- Оно большое и очень соленое.

- Что означают слова естественный и искусственный?

- естественный – созданный природой, а искусственный – человеком.

- Море, озеро, океан, река.

- Каналы, пруды, водохранилища.

- Для человека.

Работа в группах

Чтение по цепочке

- Мы видим реку, которая начинается в истоке и впадает в озеро. У реки есть 2 притока.

- Это место, откуда начинается река.

- Место, где река впадает в озеро.

- Это маленькая речка, которая соединяется с большой.

- Да.

- Что у реки есть углубление, по которой она течет и это называется русло, еще чтобы определить какой это берег, надо посмотреть по течению. С правой стороны будет правый берег и с левой - левый.

Работа с картой.

- Синим или голубым.

- Вести по реке.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: смысловое чтение

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: смысловое чтение

Р.: саморегуляция

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Л.: применение полученных знаний на практике

Л.: применение полученных знаний на практике

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений

10 мин

- Сейчас, я предлагаю вам составить мини-сообщения о водных богатствах нашей страны. Вам придется снова поделиться на группы по 4 человека. И представитель от группы подходит ко мне и вытягивает карточку с информацией.

- Сейчас у каждого есть лист с информацией о каком-либо водоеме. Вам надо рассказать о нем. Распределить информацию между собой так, чтобы каждый участник группы мог что-то рассказать.

- На погдготовку я вам даю 4 минут. Сообщение вы защищаете в течение 1-1.5 минут.

Работа в группах.

Слушают инструктаж учителя.

Прослушивание сообщений.  

Л.: анализ объекта с целью выделения существенных признаков

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

К.: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

3 мин

- Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. Вам надо выбрать правильный вариант ответа. У вас есть на это задание 2 минуты.

- Время истекло. Поменяйтесь карточкой с соседом по плечу. Исправьте ошибки карандашом, сверяясь с доской.

Работа с раздаточным материалом.

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

Р.: взаимопроверка

7. Включение в систему знаний

2 мин

- Открываем страницу 84. Я хочу прочитать вам рассказ Константина Дмитриевича Ушинского о море. А вы тихонечко посидите и посмотрите на прекрасные фотографии моря на странице 84-85.

- 82 – 85 читать, отвечать на вопросы в конце текста и знать все понятия.

Слушают учителя, рассматривают фотографии.

Записывают домашнее задание.

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их?

- Прекрасно. Большое спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Вы большие молодцы!

- Урок окончен.

- Водные богатства.

- Достигли. Мы узнали, о водных богатствах, какие они бывают, о водоемах нашей страны и узнали части реки.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

Ладожское озеро

Ладожское озеро находится на северо-западе Центральной части России. По площади составляет почти 18 квадратных километров. У его берегов зарождалось русское государство.

Наибольшая глубина озера составляет 230 метров. Ладожское озеро напрямую зависит от болот и рек, впадающих в него.

На этом крупном озере располагается 660 островов. В озеро впадают 40 рек и ручьев, а вытекает одна река Нева, на которой расположен Санкт-Петербург, северная столица России. В озере живут 53 вида рыб, среди которых два вида редких.

Байкал

Озеро Байкал представляет собой уникальное природное образование. Оно считается самым глубоководным в мире. 

Максимальная глубина официально составляет 1642 метра. Формой водоём напоминает полумесяц, а площадь водного зеркала равна 31500 кв. км.

Среди крупнейших озёр – это шестое место в мире. Возраст великого сибирского водоёма оценивается в 25 млн. лет. 

На озере насчитывается 27 островов. В озеро Байкал впадает огромное число рек и ручьёв. Вытекает из озера только одна река Ангара. 

Онежское озеро

Площадь Онежского озера с островами – 9720 квадратных километров. Максимальная глубина – 127 метров, длина – 248 километров.

Впадает более 1150 рек, а вытекает одна река – Свирь. Островов более полутора тысяч, самым известным является остров Кижи.

Онежское озеро связывает Балтийское, Каспийское и северные моря. Здесь водятся почти 50 разновидностей рыб. 

Река Лена

Великая сибирская река Лена является одной из самых длинных рек планеты. Её водный путь начинается возле Байкала, а затем устремляется на север и впадает в Море Лаптевых.

Длина могучей реки равна 4400 км. Это 11 место в мире.

На правом берегу реки находится национальный парк Ленские столбы.

На сегодняшний день в бассейне реки обитает 37 видов рыб. Наиболее ценным представителем является речной сибирский осетр. 

Река Енисей

Река Енисей берет начало в месте слияния рек Малый Енисей и Большой Енисей. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Енисей — самая полноводная река России.

Среди Сибирских рек Енисей считался самой богатой рекой на рыбу. Здесь насчитывается приблизительно 42 вида рыб.

Вот несколько интересных фактов про Енисей:

  •  В низовьях реки проживают белые медведи, а в верховьях реки можно встретить верблюдов;
  •  Один раз в реку заплыл кит. Он проплыл 400км.

Река Урал

Длина Урала составляет 2428 км. Это третья по длине река в Европе после Волги и Дуная. Своё начало водный поток берёт на склоне хребта Уралтау на высоте, а заканчивает свой долгий извилистый путь в Каспийском море.

Исток представляет собой родник, бьющий из земли. В этом месте установлена памятная доска.

Урал богат рыбой, более 40 видов. Также здесь прорастают редкие виды растений и лишайников, занесенных в Красную книгу.

Река Урал уникальна тем, что один ее берег в Азии, а другой в Европе.  



Предварительный просмотр:

Проверочная работа

«Формы земной поверхности»

  1. ______________ - ровные или почти ровные участки земной поверхности.
  2. ____________ - возвышение на равнине.
  3. ____________ - углубление с крутыми склонами.
  4. ____________ - очень неровные участки земной поверхности.
  5. ________________- расположение гор рядами.

Высота холма:

Высота горы:

Проверочная работа

«Формы земной поверхности»

  1. ______________ - ровные или почти ровные участки земной поверхности.
  2. ____________ - возвышение на равнине.
  3. ____________ - углубление с крутыми склонами.
  4. ____________ - очень неровные участки земной поверхности.
  5. ________________- расположение гор рядами.

Высота холма:

Высота горы:

Проверочная работа

«Формы земной поверхности»

  1. ______________ - ровные или почти ровные участки земной поверхности.
  2. ____________ - возвышение на равнине.
  3. ____________ - углубление с крутыми склонами.
  4. ____________ - очень неровные участки земной поверхности.
  5. ________________- расположение гор рядами.

Высота холма:

Высота горы:

Проверочная работа

«Формы земной поверхности»

  1. ______________ - ровные или почти ровные участки земной поверхности.
  2. ____________ - возвышение на равнине.
  3. ____________ - углубление с крутыми склонами.
  4. ____________ - очень неровные участки земной поверхности.
  5. ________________- расположение гор рядами.

Высота холма:

Высота горы:



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

«Водные богатства»

  1.  Сколько видов происхождения водоемов существует?

А) 1

Б) 2

В) 3

2) Какой части реки не существует?

   А) русло

   Б) исток

   В) овраг

3) Русло это…

   А) углубление, по которому течет река

   Б) приток

   В) место, где река впадает в озеро

4) К естественным водным ресурсам не относят…

   А) пруд

   Б) озеро

   В) река

5) К искусственным водным ресурсам относят…

   А) океан

   Б) море

   В) водохранилище

Самостоятельная работа

«Водные богатства»

  1.  Сколько видов происхождения водоемов существует?

А) 1

Б) 2

В) 3

2) Какой части реки не существует?

   А) русло

   Б) исток

   В) овраг

3) Русло это…

   А) углубление, по которому течет река

   Б) приток

   В) место, где река впадает в озеро

4) К естественным водным ресурсам не относят…

   А) пруд

   Б) озеро

   В) река

5) К искусственным водным ресурсам относят…

   А) океан

   Б) море

   В) водохранилище 

Самостоятельная работа

«Водные богатства»

  1.  Сколько видов происхождения водоемов существует?

А) 1

Б) 2

В) 3

2) Какой части реки не существует?

   А) русло

   Б) исток

   В) овраг

3) Русло это…

   А) углубление, по которому течет река

   Б) приток

   В) место, где река впадает в озеро

4) К естественным водным ресурсам не относят…

   А) пруд

   Б) озеро

   В) река

5) К искусственным водным ресурсам относят…

   А) океан

   Б) море

   В) водохранилище     

Самостоятельная работа

«Водные богатства»

  1.  Сколько видов происхождения водоемов существует?

А) 1

Б) 2

В) 3

2) Какой части реки не существует?

   А) русло

   Б) исток

   В) овраг

3) Русло это…

   А) углубление, по которому течет река

   Б) приток

   В) место, где река впадает в озеро

4) К естественным водным ресурсам не относят…

   А) пруд

   Б) озеро

   В) река

5) К искусственным водным ресурсам относят…

   А) океан

   Б) море

   В) водохранилище     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...