Обобщение по теме: "Мой родной край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Миронова Алла Семёновна

Последний урок  обобщения знаний по теме: "Мой родной край" по окружающему миру в 4 классе. ученики делают остановки на станциях Топографическая, Геологическая, Полезные ископаемые, Продуктовая, Водная и выполняют задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область

Константиновский район

МОУ «Новопетровская» СОШ

Обобщение по теме: «Родной край»

(урок окружающего мира  в 4 классе)

                                                          Урок разработала:

                                                                    Миронова Алла Семёновна,

                                                                учитель биологии-химии

                                                                     

с. Новопетровка

2017 г.

-  1 -

Развитие компетенций учащихся:

- повторить и систематизировать полученные знания по теме «Наш край»;      - приучать детей бережно относиться к окружающей природе;                             - развивать творческие способности, эстетический вкус;

- формировать навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельной работы с литературой, чувство ответственности за порученное дело;                                                                                                        - развивать речь, логику;                                                                                          - воспитывать активную жизненную позицию - умение  выражать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование: карта Амурской области, атласы, наборы горных пород, раздаточный материал,  на переносной  магнитной доске вывешены творческие работы учащихся.

Ход урока

Здравствуйте  ребята, уважаемые гости!    Наш урок хотелось бы начать со следующих  слов:

«Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,                                                                    Я бы выпил ручьи до глотка,                                                                                          Я тропинку бы выходил каждую,                                                                             - Да моя сторона велика.

Как посмотришь – не хватит и месяца                                                               Обойти и объехать её.                                                                                     Только в песне  да в сказке уместится                                                           Приамурье моё!..                                                                                                               П. Комаров

     Учитель.   Как вы думаете, ребята, почему этим стихотворением  я решила начать урок?  (Ответы  учеников).   Верно, потому что оно посвящено нашей Амурской области, нашей малой родине. Мы живём здесь  и сегодня,  каждый из вас может принести пользу своему краю, ваши знания сделают его ещё лучше,  ещё краше! С этой  целью я  просила вас приготовить жетоны  (на столах  по количеству учащихся лежат вырезанные из цветной бумаги фигурки:  грибов, тучек, бабочек, птиц, деревьев с различной  кроной,   ягод, зайчиков, рыбок, цветов, моллюсков.  На одежде учащихся в виде  эмблемы  также приколоты данные  фигурки).  

     Обратите внимание на пейзаж (на доске мелом изображен участок леса).    Думаю,  вы  согласитесь, что выглядит он как-то бледненько.  Это  можно  исправить, если   за  каждое правильно выполненное задание  вы  будете

- 2 -

прикреплять  жетоны.   Согласны?    И  я предлагаю  сделать  первую остановку,  назовём её  Топографическая.    На столах у вас лежат карточки с  печатным текстом, вы должны  будете  вставить пропущенные словосочетания, используя атласы.  

     В это время  выступят  Денис и  Мальвина, которые подготовили сообщения для гостей  о нашем крае.  Свои работы прошу сдать эксперту-наблюдателю Мещеряковой Наталье Григорьевне, учителю географии.                                                                                        

Задание

Наш край – это Амурская область. Город ___________________ - областной центр. На востоке наша область граничит с _________________________________________(смотри  атлас: страница 3),        на западе с ____________________________________ .  Константиновский район расположен на _______________________________________________

равнине (смотри атлас: страница 5).  Север нашей области представляет собой  ________________________поверхность.  Самой великой рекой нашего края является ____________ .  (Приложение1).

(Эксперт-наблюдатель  объявляет результаты  и ученики,  справившиеся с заданием без ошибок,   прикрепляют свои жетоны на доску).                     Учитель.    Спасибо всем!   А  впереди  следующая    остановка

 Геологическая. 

      Ребята, я предлагаю вам прямо сейчас и прямо здесь создать свою книгу  рекордов Гиннеса,  а авторами этого издания будете вы,  ученики 4 класса МОАУ  Новопетровская СОШ.  Посмотрите  готов  титульный  лист  данного издания. Ваша задача -  оформить раздел Полезные ископаемые.

      Прошу подойти   к столу  и выбрать любую горную породу или минерал, который добывают в нашей области.  Вам необходимо  назвать наиболее важное свойство данного экземпляра и в связи с этим указать его применение.  На  столах лежат клеящие листочки, не забудьте подписать  свою фамилию и имя. (После выполнения дети озвучивают  свои  умозаключения и клеят листочки на правую половинку доски).  

     Прикрепите   жетоны.   (Предложенные образцы:  глина,  железная руда, торф,  каменный уголь, известняк,  песок,  гранит,  медная руда,  этикетка со словом золото, бутылка с минеральной водой).

     Учитель. Ну что же, пора и подкрепиться -  неслучайно следующая  остановка названа  Продуктовая.  Возьмите в руки гербарии, поясните,   какие  продукты  получают из данных культурных растений.  (Предложенные  гербарии:  овес, соя, ячмень, пшеница, кукуруза, гречиха,

- 3 -

картофель, морковь, томат, лук).  Ребята, вы молодцы!  Не забывайте украшать на пейзаж.

Учитель.   Спешите, спешите, стоп – остановка  Водная.  Здесь  разрешается  расслабиться, поскольку  я   приглашаю  только желающих – это будет барон  Мюнхаузен  или  баронесса?  

     Интрига заключается в том, что барон  Мюнхаузен  должен  исказить  факты,  иными словами завираться, да так, чтобы  он или она убедили нас в правоте своего   рассказа.                  

     Тема: «Пресноводный  водоём»,   желательно, чтобы  в качестве примера вы использовали  озёра окрестностей  нашего села. (На доске вывешен листок с названиями озёр).  Для подготовки   отводится   2-3 минуты.  (Звучит музыка).  Затем выступают желающие,  используя  атрибуты.                              Учитель. Спасибо за ваше яркое выступление. Ребята, каково  ваше впечатление: удивили, рассмешили, вот и замечательно!                                    

     А мы приближаемся  к  последней станции  Экологическая.  Работать вы будете по группам, разделитесь на 4 группы по 2 человека, а Денис   у нас будет работать за двоих.  Эта тема очень актуальна для нашего села.  Я хочу привести вам слова   Д. Лихачёва.

«Птицы и звери, цветы и деревья взывают  к человеку:                             сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь,   -                                                     на  расстоянии взгляда и голоса,  хотя бы на расстоянии вытянутой   руки».

     Вам хорошо известны экологические проблемы,  от которых страдает  наша планета Земля,  и  которые необходимо  решать  в  будущем.  А успех  будет зависеть  от уровня экологической образованности каждого из вас.      Я  хочу,  чтобы сегодня мы вскрыли  экологические проблемы  нашего села.         Итак, один из группы  называет проблему, а другой предлагает пути её решения.  Обратите внимание,  на доске представлена шкала мнений из отметок 1, 2, 3. Если вы согласны полностью, что такая проблема  существует и её надо решать, вы  становитесь  возле отметки 1.   Если согласны  не полностью ,  то возле отметки 2, если  полностью  не согласны – то возле отметки 3. Условия понятны? Начинаем. (Прикрепите  свои  жетоны).  

Учитель.  Ребята, взгляните наш пейзаж,  изменился наш край? (Ответы детей).  Наш рисунок ожил,  и всё это удалось, благодаря  вашим  знаниям! Уважаемые гости! Вы можете отдать предпочтение  только одному из участников и прикрепить именно его жетон  со своими  пожеланиями.

Спасибо всем за урок!  (Выставление отметок)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание

Наш край – это Амурская область. Город ___________________ - областной центр. На востоке наша область граничит с _________________________________________(смотри  атлас: страница 3),        на западе с ____________________________________ .  Константиновский район расположен на _______________________________________________

равнине (смотри атлас: страница 5).  Север нашей области представляет собой  ________________________поверхность.  Самой великой рекой нашего  региона  является  ____________ .

Задание

Наш край – это Амурская область. Город ___________________ - областной центр.        На востоке наша область граничит с _________________________________________(смотри  атлас: страница 3),        на западе с ____________________________________ .  Константиновский район расположен на _______________________________________________

равнине (смотри атлас: страница 5). Север нашей области представляет собой  ________________________поверхность.

Самой великой рекой нашего региона  является  ____________ .

Задание

Наш край – это Амурская область. Город ___________________ - областной центр.        На востоке наша область граничит с _________________________________________(смотри  атлас: страница 3),        на западе с ____________________________________ .  Константиновский район расположен на _______________________________________________

равнине (смотри атлас: страница 5). Север нашей области представляет собой  ________________________поверхность.  Самой великой рекой нашего региона  является   ____________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "История родного края в символах и знаках"

Презентация сопровождает классный час, посвящённый символам Белгородской области....

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

Игра по окружающему миру «Всё, что знаем – угадаем!» (1-2 класс) по теме: «Природа родного края в загадках»

внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме "Природа родного края"...

Методическая разработка урока на тему «Красота родного края»

Методическая разработка урока кубановедения....

Разработка урока-игры по Окружающему миру. Тема "Мой родной край". 4 класс

В игровой форме,через разнообразные учебные задания, в группах и  индивидуально учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания по теме  "Россия-моя Родина"...

Проект на тему "Экономика родного края" по окружающему миру 3 класс (А.Плешаков)

   Данный проект составлен ученицей 3-го (коррекционного класса) 7 вида...