Тема: Лесные производители. Гостиничный комплекс «ЛЕСНОЙ» Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Соколова Марина Николаевна

Технологическая карта урока окружающего мира для 3 класса. На уроке организована работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.doc340 КБ
Файл urok_gruppy_chistovik.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Учитель Соколова М.Н.

Урок 16.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Лесные производители. Гостиничный комплекс «ЛЕСНОЙ»

Цель: Создать условия для  знакомства учащихся с деревьями и их особенностями.

Оборудование: иллюстрации различных деревьев, репродукции  картин и фотографии лесов,  гербарии с листьями, коллекция «Древесина», сосуд с подкрашенной водой и веточками в нём, прибор для опыта по испарению воды листьями, плакаты, микроскоп, лупа, наборы каточек с заданиями для каждой группы

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность гостей

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Учитель встречает гостей вместе с  администраторами.

- Сегодня у нас открытие ГК. Много гостей собралось.  А вот и ещё!

Встречайте!

- Чем различаются ваши мнения?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Уже совсем скоро состоится научная конференция и главный её вопрос: «Как устроен лес и кто является его главным производителем».

- Внимание, внимание! Уважаемые гости и учёные. Просим Вас подготовить свои выступления с учётом дополнительных вопросов! Время на подготовку 5 минут!

Учащиеся занимают места в кабинете и рассаживаются. «Администраторы» ГК встречают гостей:

- Здравствуйте!  

- Добро пожаловать в ГК «Лесной»!

 (раздают карточки с указанием мест в группах)

- Проходите!

Входят двое детей: мальчик и девочка с рюкзаками. Они начинают диалог:

- Как красиво в лесу!

- Обычный лес, просто много деревьев.

Администратор:

- Позвольте, лес – это не только деревья, это сложная экосистема!

- Лес -  это деревья! (Мальчик)

- Лес - это сложная экосистема! (Администратор 1)

- Что такое лес? (Девочка)

- Какие производители населяют лес? (Администратор 2)

- Проходите в конференц-зал.

Мальчик и девочка занимают места в кабинете.

Гости берут ключи и  рассаживаются в соответствии с карточками.

Гости слушают, включаются в диалог.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

А) Работа в группах.

Б) Конференция.

Звенит звонок.

-Открывает конференцию архитектурное бюро ГК «Лесной». Они расскажут об устройстве комплекса.

- Слово администраторам. На какие две группы они делят всех гостей?

- Сотрудники лесничества (т.е. лесники) обследовали территорию. Они разделили весь ГК на зоны.

- По просьбе администрации наблюдение провели юннаты. Они обратили внимание на хвойные растения. Им слово.

- Микробиологов заинтересовал вопрос испарения воды листьями и влажности воздуха. Что узнали?

- Биологи провели своё исследование. Они искали ответ на вопрос «для чего нужны корни и ствол».

- Фармацевты осмотрели все этажи и открыли «аптечные киоски».

Аналитики  познакомят с сетью магазинов нашего комплекса.

1 группа «Лес - это экосистема из нескольких этажей». Рассматривают рисунок в книге, работают с карточками-стрелками, делают выводы.

2 группа «Какие бывают деревья»?

Рассматривают  гербарии, отгадывают загадки, выполняют деление на группы, делают выводы.

3 группа «Какие бывают леса»?

Дополняют предложения, рассматривают таблицу и карту, сопоставляют картинки и слова, делают выводы.

4 группа «Признаки хвойных растений». Рассматривают, используя лупу, измеряют, заносят данные в таблицу, делают выводы.

5 группа «Испарение воды».

Проводят опыты, рассматривают под микроскопом, делают выводы.

6 группа «Для чего нужны корни и ствол». Проводят опыты, наблюдают, делают выводы.

7  группа «Лесная аптека». Работа с текстами, выбор материала.

8 группа «Универсальный магазин» 1 этаж,

«Лавка мелочей» 2 этаж,

«Ягодное лукошко», «Весёлое разнотравье» 1 этаж.

Гости включаются в работу групп.

ΙΙΙ. Итог урока.

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

Лес – это экосистема и что бы её сохранить, нужно …

Дети отвечают:

- Как устроен лес и кто является его главным производителем.

Администратор читает стихотворение - загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

Ты любуйся, изучай, но работе не мешай!

Здесь ты – гость и их порядок

Будь уж добр, не нарушай!



Предварительный просмотр:

Группа №  1. Архитектурное бюро

Тема выступления: Лес – это экосистема из нескольких «этажей».

План работы:

1. Рассмотри рисунок (он в тубусе).

2. Подумай и ответь:

Какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса? (Если трудно, то обратись к учебнику с. 58)

3. Дополни рисунок-схему табличками: деревья, кустарники, травы, свет, тень, прохлада,  влага, ветер (используй клей-карандаш).

4. Обсуди в группе:

Какие преимущества имеют деревья перед травами и кустарниками?

Что дают деревья растениям нижних этажей?

Могут ли растения поменяться «этажами»? Почему?

5. Подготовь выступление, используй схему.


Группа № 2. Администрация

Тема выступления: Какие  бывают  деревья?

План работы:

1. Отгадай загадки. Проверь по картинке и гербарию.

1. Я сестра родная ёлки, но мои длинней иголки.

2. У какого дерева при малейшем шорохе дрожат листочки?

3. Я обманщица большая, я вас всех перехитрю:

И не ёлка, не сосна я, а с иголками живу.

4. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
 

5. В лесу среди берёз, осин
растёт огромный исполин.
Кудрявой кроною большой
шумит в лесах он день-деньской.
Он - царь деревьев на Руси!
Кого угодно ты спроси!

6. Деревце колючее,
Носит платье лучшее.
Вечная красавица -
Не снимает платьице,
Ведь всегда «с иголочки»
Приодета
 

2. Раздели все деревья на две группы.

Подбери для каждой группы слово-понятие.

К какой группе вы отнесли лиственницу? Почему?

Проверьте свой вывод: лиственница – хвойное дерево. Хвоя у неё однолетняя и очень мягкая. Каждой осенью дерево сбрасывает свою хвою, а весной на его ветках вырастают новые, свежие, зеленые иголочки. 

3. Подготовь выступление, оформи «стойку».


Группа № 3. Сотрудники лесничества

Тема выступления: Какие бывают леса?

План работы:

1. Прочитай текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

С точки зрения ботаники, лес -  это  экосистема, главной единицей в которой являются деревья. Леса занимают третью часть суши.

Деревья в лесу разные. Одни из них с листьями, а другие с иголками-хвоинками.

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные.

Лиственные леса – это леса, в которых …

Хвойные леса – это леса, в которых …

Смешанные леса – это леса, в которых …

2. Рассмотри карту лесов Владимирской области.

В нашей местности преобладают … леса.

3. Пользуясь таблицей  «Лесные породы Владимирской области» определи, какие  породы деревьев  занимают большую площадь.

Таблица «Лесные породы Владимирской области»

Название дерева

Занимаемая площадь

Берёза

30%

Ель

9%

Осина

5%

Сосна

52%

Распредели места на пьедестале (используй файл с рисунками)

4. Подбери название лесу, в зависимости от доминирующего вида (это деревья, которые преобладают в экосистеме). Соедини фотографии и названия.

5. Подготовь выступление, используй карту, таблицу и фотографии.


Группа № 4. Юннаты

Тема: Признаки хвойных растений

План работы:

1. Рассмотри  веточки (используй лупу).  Обрати внимание на хвоинки: форму, расположение на стебле. Измерь длину хвои и изучи  окраску.

2. Заполни таблицу «Признаки хвойных деревьев».

3. Обсуди в группе:

Сбрасывают ли сосны и ели иголки?

4.Сделай вывод и подготовь выступление, используй таблицу.


Группа № 7. Фармацевты.

Тема: «Лесная аптека»

План работы:

1. Прочитай текст. Выдели самое главное.

В лесу есть много растений, которые помогают человеку справиться с болезнями. Такие растения называются лекарственными, потому что содержат в себе целебные вещества. Из лекарственных растений получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.

В лесу они есть на любом «этаже».

Эфирное масло елей и сосен оказывает противовоспалительный и обеззараживающий эффект.

Цветки липы понижают жар, помогают при простуде.

Древесный уголь липы помогает при отравлениях.

Листья берёзы убивают болезнетворные бактерии. Сок берёзы укрепляет организм.

Шиповник придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Подорожник растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль.

Какая ягода заменит лимон? Клюква, в ней есть лимонная кислота.

Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее средство от кашля.

Чистотел - название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.

Лопух, крапива укрепляют волосы.

Сфагнум в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

2. Подготовь «презентацию» лесной аптеки.


Группа №5. Микробиологи

Тема: Испарение воды листьями

План работы:

1. Проведи опыты.

Опыт №1. Проверь, как растение теряет влагу через испарение.

Гипотеза:

Помести полиэтиленовый пакет на часть растения  (аукуба, декабрист, лимон) и надёжно прикрепи его к стеблю клейкой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце (если день пасмурный, то под настольную лампу). Посмотри, каким стал пакетик изнутри.

Вывод:

2) Рассмотрите микропрепарат №1 при увеличении в несколько раз. На поперечном срезе найдите плотную кожицу, покрывающую хвоинки снаружи (для защиты), устьица (для испарения воды и дыхания) в углублениях.

3) Рассмотрите микропрепарат №2 при увеличении в несколько раз. На срезе найдите плотную кожицу, устьица, жилки (они придают листу прочность).

4) Подумай и ответь:

Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

Где воздух более влажный: в лесу или поле?

5) Подготовь выступление, используй результаты опыта и наблюдения.

Группа № 6. Биологи

Тема: Для чего нужны корни и ствол?

План работы:

1. Проведи опыты

Опыт №1. Проверь, всасывают ли корни воду.

Гипотеза: 

Возьми две одинаковые ёмкости и налей одинаковое количество воды, сделай отметку. В одну из ёмкостей поставь веточки с корнями. Веди наблюдение в течение недели. Отмечай уровень воды.

Вывод:

Опыт №2. А что ещё могут брать корни из земли кроме воды?

Гипотеза:

Возьми две одинаковые ёмкости и налей одинаковое количество воды, добавь  в воду пищевые красители – «питание». Поставь в эти ёмкости веточки с корнями. Веди наблюдение в течение недели. Следи за цветом корней.

Вывод:

Опыт №3. Определи, каким путем вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения.

Гипотеза:

Возьми веточки ивы, липы. Часть веток поставь в стакан с обычной водой, а остальные веточки – в подкрашенную воду (используй пищевой краситель). Проведи наблюдение за срезами. Что заметил?

Вывод:

Опыт №4. Проверь, что органические вещества, образованные в листьях, передвигаются по веткам и стволу к корню, питая все органы растения.

Гипотеза:

Возьми веточки ивы, липы. Нанеси на срезы  веток  по капле йода.

Выводы:

2. Дополни рисунок стрелками

3. Обсуди в группе:

Для чего ещё нужны корни и ствол растениям?

3. Подготовь выступление, используй рисунок.


Группа №  8. Аналитики

Тема выступления: Универсальный магазин 1 «этаж»

План работы:

1. Прочитай текст.

Деревья – многолетние растения с крепким одревесневшим стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону.

Среди деревьев Владимирской области 1 место занимают сосны. Древесина мягкая, смолистая, с сильным смолистым запахом, хорошо колется и обрабатывается режущими инструментами. Из нее делают телеграфные столбы, шпалы, корабельные мачты, ее используют в жилищном строительстве, в вагоностроении, мебельном и фанерном производствах. В ограниченном количестве древесина может быть сырьем для бумажно-целлюлозной промышленности. При сжигании древесины, опилок, щепы при малом доступе воздуха получается сажа, идущая на изготовление красок, чернил.

На втором месте  - берёза. Березы - неприхотливые растения, быстро разрастаются, образуя сначала березовые рощи, а вскоре и леса. Для отопления жилых помещений предпочитают использовать именно березовые дрова, поскольку они не содержат вредных смол, не образуют копоть во время горения, что позволяет без опаски готовить пищу. Из берёзы делают лыжи, используют в строительстве. Береста применяется в изготовлении элементов домашней утвари, корзинок и коробок, ковшей, обуви, ранее служила материалом для письма и создания книг.

Почётное третье место у ели. Ель – теневыносливое растение. Древесина ели служит основным сырьем для изготовления бумаги и картона, мебели. Из нее делают телеграфные столбы и железнодорожные шпалы. Незаменима древесина ели для изготовления некоторых музыкальных инструментов, например скрипок. Отходы еловой древесины: опилки, щепа, обрезки, стружки — сырье для химиков. Из этого вроде бы мусора получают этиловый спирт, уксусную кислоту.

Довольно часто встречаются осины. Главными потребителями осины является строительная отрасль. Из нее производят различные пиломатериалы. Стружка находит применение в качестве топлива для тепловых станций, а также в качестве утеплителя в сельском и дачном строительстве. Древесина осины является сырьем для производства картона и бумаги. Из неё делают спички, зубочистки, шкатулки, корзины, подарочные коробки и упаковку.

Лиственница высоко ценится людьми за свою твердую тяжелую древесину, которая тонет в воде, но не гниет. Построенные из нее дома стоят по сотне лет, а подводные сооружения – плотины и сваи – поражают своей долговечностью. Строительство, кораблестроение, изготовление музыкальных инструментов, производство паркета, шпалы при строительстве железнодорожных путей, столбы-опоры линий электропередач – невозможно перечислить все возможности применения этой древесины. Эти деревья быстро растут и обладают высокой устойчивостью к задымленному и загазованному городскому воздуху, поэтому они ценны для посадки в крупных промышленных городах.

2. Найди у себя дома предметы, которые сделаны из этих пород деревьев. Расскажи о них в классе.


Группа №  8. Аналитики

Тема выступления: Лавка мелочей  2 «этаж»

План подготовки к выступлению:

1. Прочитай текст.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – можжевельник, ива, калина,  черемуха, бузина, орешник, бересклет, боярышник.

2. Как люди используют эти кустарники? (Соедини стрелками)

орешник

Как изоляционный материал, т.к. содержат  гуттаперчу

бересклет

Орешки используют в пищу

можжевельник

В лечебных целях.

ива

В лечебных целях.

черёмуха

Для окраски тканей, плетения корзин, мебели

бузина

Её используют для приготовления варения, киселя, в качестве начинки для пирогов, а так же как лекарственное средство.

калина

Ее применяют как средство против вредителей и грызунов

боярышник

Для окраски тканей и в лечебных целях

3. Подготовь выступление – рекламу.


Группа №  8. Аналитики

Тема: Ягодное лукошко и  весёлое разнотравье  1 «этаж»

План работы:

1. Прочитай текст. Какие из этих растений ты видел?

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква, багульник) и листопадные (черника, голубика, толокнянка, малина, смородина).

 Травы – это растения, не имеющие одревесневшего стебля. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений – кислица, вороний глаз, копытень, купальница, земляника, печёночница, майник, веретеница, хохлатка, венерин башмачок, кипрей,  хвощ полевой, тысячелистник, зверобой, мята, крапива, ландыш и др.

2. Какие ядовитые травы вы знаете?

3. Подготовь выступление – рекламу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Лесные репортажи" ( внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 1 класса)

Данное мероприятие в форме занятия-репортажа было проведено с учащимися 1 класса ....

Конспект урока по чтению для 3 класса. Тема урока: М. Л. Михайлов «Лесные хоромы».

Цель урока: познакомить с произведением М. Л. Михайлова «Лесные хоромы», помочь понять его содержание....

урок окружающего мира 3 класс "Лесные производители"

Урок разработан по разделу "Экосистемы" по теме "Лесные производители" . Урок открытия новых знаний, по системе "Школа2100", с испоьлзованием ИКТ, для 3 класса....

Урок окружающего мира на тему "Лесные производители" с использованием ИКТ-технологий

Тема урока: «Экосистема леса. Лесные производители»Планируемые результаты.Личностные:- учебно-познавательный интерес к экосистеме леса;- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной...

Интерактивный тест по окружающему миру "Лесные производители" 3 класс

Интерактивный тест по окружающему миру "Лесные производители" 3 класс...

Конспект урока по теме "Лесные производители"

Конспект урока окружающего мира , 3 класс. программа "Школа 2100"...

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: " Леса России. Растительный мир лесных зон».

Цели:создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения грани...