Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сивцева Марина Александровна

урок окружающего мира в 3 А классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Сивцева Марина Александровна

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема урока: Что создавалось трудом крестьянина

Главная дидактическая цель урока: 

1.Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?

2.Существует ли сейчас такое разделение труда?

Обучающие  цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни, быте  и труде крестьян,

Развивающие  цели:

 включить учащихся в активную познавательную деятельность, продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, совершенствовать навыки поисково - самостоятельной деятельности,

формировать умение высказывать своё мнение используя фразы

«Я полагаю, что…»

«Мне кажется, что…»

«Я думаю, что…»

«Я не согласен…»…и т.д.

Воспитывающие  цели:

 возбудить у детей интерес к изучению истории России, создать условия для развития коммуникативных умений.

Тип урока: изучение нового.

Оборудование:

  • Учебник.
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с текстами).
  • Диск «Русские народные мелодии»

План урока.

1.Организационный момент

2.  Постановка проблемы:

Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский, и существует ли сейчас такое разделение труда?

3. Ориентация в трудностях решения проблемы (версии детей, актуализация знаний, составление плана работы).

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  • Места поселения крестьян сейчас и в прошлом
  • Занятия крестьян(орудия) крестьян сейчас и в прошлом
  • Качества крестьян

5. Выражение решения главной проблемы.

Применение нового знания.

Итоги урока. (Рефлексия).

Домашнее задание.

  Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент

Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка проблемы

На доске изображения орудий труда.

Что это?

 Как вы думаете - это современные орудия или нет?

Для чего они нужны?

Как вы думаете, кому они принадлежат?

Попробуйте разделите эти орудия труда на мужские и женские.

Почему вы не можете это сделать?

Какой возникает вопрос? (ученики с помощью учителя формируют основной вопрос урока)

Орудия труда.

 

Потому, что мы точно не знаем  какую работу выполняли мужчины, а какую женщины с помощью этих предметов труда.

Существовало ли в крестьянском хозяйстве

 разделение труда на мужской и женский? Существует ли сейчас?

3. Ориентация в трудностях решения проблемы

Как вы думаете, что мы с вами должны узнать или вспомнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

В ходе беседы, опираясь на вопросы и высказывания детей на доске появляется план работы.

План работы.

прошлое        настоящее

  1. Территория. Климат. Место поселений.
  2. Труд крестьян. Орудия.
  3. Какими качествами обладают

Какими источниками информации мы можем воспользоваться. Чтобы получить ответы на поставленные вопросы?

Нам поможет ответить на эти вопросы материал в учебнике, карточки с заданиями и дополнительные тексты.

Каким вообще трудом занимались крестьяне?

Где располагались поселения. Какой был климат?

Какими качествами обладали крестьяне мужчины и женщины?...

«Я думаю» …Учебник. Справочники. Карты. Доп. Литература. Интернет. Спросить у учителя, родителей…

4. Поиск решения  проблемы

Вся работа на уроке строится на сравнении настоящего и прошлого!

Давайте вспомним, какую территорию занимало Древнерусское государство?

Какую территорию сейчас занимает Россия?

Раньше городов было мало, градостроительство только развивалось.

Основная масса – это крестьяне.

А сейчас много городов, деревни заброшены.

На доске вывешиваются таблички (город, село)

Охарактеризуйте словами климат на территории Древнерусского государства?

Какой климат у нас?

Как славяне выбирали место для поселений? Почему?

А сейчас?

Скажите, а от расположения славянских поселений зависел ли быт и труд крестьян? Зависит ли сейчас?

Давайте выясним как?

Заполнение таблицы

Делаем вывод:

Какой труд был основной работой крестьян? Почему?

Работа с текстом учебника

Откройте учебник, найдите в первом абзаце текста (на с.98) ответы на вопросы:

1. Какие культуры выращивали крестьяне на земле?

Соедините названия с картинками

(на доске иллюстрации  «сельскохозяйственные культуры»)

2. Какая культура была основная? Объясни почему?

Какие культуры выращивают сейчас в сельском хозяйстве?

(Прочитайте доп. Материал «Хлебные злаковые культуры»

Сделаем вывод:

Рассмотрите на с.99 орудия, с помощью которых крестьяне занимались сельскохозяйственным трудом? Назовите их.

Расскажите, какую работу, могли выполнять крестьяне с помощью этих сельскохозяйственных орудий? (на партах лежат тексты «Орудия труда», учащиеся выбирают нужный текст, читают про данное им орудие труда, составляют 2-3 предложения для рассказа)

Какими орудиями труда пользовались женщины, а какими мужчины? Объясни свой выбор.

Что используют сейчас в сельском хозяйстве?

Подумайте, какие из этих орудий  не используют сейчас в сельском хозяйстве?  

А как же сейчас пашут землю, сеют, собирают урожай?

 Что используют в сельском хозяйстве вместо бороны, сохи, плуга, серпа?

Давайте попробуем сделать вывод:

Раньше сельскохозяйственный труд был каким?(Если всю работу приходилось делать с помощью простых инструментов, используя силу?)

А сейчас труд людей стал каким?(Если мы используем газонокосилки, комбайны, тракторы?)

А сейчас в сельском хозяйстве есть разделение труда на мужской и женский? Объясните почему.

В ходе урока учащиеся заносят результаты выполнения заданий +или-  в таблицу

Огромную территорию между тремя морями – Чёрным, Белым и Балтийским (показывают на карте).

Климат на территории Древнерусского государства был холодный, суровый.

Немного изменился, стал теплее, но погода всё также непредсказуема…

«Я думаю»…Место должно было быть открытым, рядом с рекой.

Да…

В реке ловили рыбу – рыболовство.

В лесу – собирали грибы, ягоды, травы, коренья - собирательство. 

Добывали шкуры, мясо - охота.

Поля пахали, косили траву – земледелие.

 Пасли скот – скотоводство.

Собирание мёда диких пчёл в лесу – бортничество.

Домашнее хозяйство

Земледелие (на доске табличка «Земледелие»)

Гречиха, рожь, овёс, пшеница, ячмень

Карточка №2(Работа в парах)

Рожь - морозостойкая, самая надёжная и неприхотливая культура

Работа в парах

Такие же, как и раньше + кукуруза

Физ. минутка

Борона-

Плуг-

Соха-

Коса-

Серп-

Грабли-

Вилы-

Грабли, вилы, – ещё используют в деревнях.

Косу – редко, часто используется газонокосилки.

Борона, соха, плуг, серп

Комбайны, тракторы (на доске иллюстрации «Комбайн, трактор»)

Ручным

(на доске табличка «Ручной труд»)

Механизированным

(на доске табличка «Механизированный труд»)

Труд сейчас механизирован, ту работу которую раньше выполняли мужчины используя силу выполняют теперь машины. А управлять машинами могут и женщины, потому что это не требует сильных физических усилий.

5. Выражение решения главной проблемы.

Применение нового знания.

Вывод: итак мы с вами выяснили, что раньше было разделение труда в крестьянском хозяйстве, а сейчас нет.

Зная это, давайте вернёмся к заданию, которое было предложено вам в начале урока. И попробуем его выполнить.

(выполнение задания предложенного в начале урока)

Кто справился с заданием?

Что помогло вам выполнить это задание так быстро и правильно?

Подведение итогов урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...