Конспект урока для 2 класса по окружающему миру "Луг и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру "Луг и его обитатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока687.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ

Окружающий мир

Ф.И.О.

Пушкова Ксения Николаевна

КЛАСС, ДАТА

2 «Г» класс,  25.04.19

ТЕМА УРОКА

Урок- виртуальная экскурсия «Луг и его обитатели»

РЕСУРСЫ

Для учителя:

  1. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (авт. Н. Ф. Виноградова).
  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
  3. Слайдовая презентация по теме «Луг и его обитатели»

Для обучающихся:

1. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (авт. Н. Ф. Виноградова).

2. Карточки для работы в парах, индивидуальные карточки-помощницы.

3. Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)

ТИП УРОКА

Изучение новых знаний

ЦЕЛЬ УРОКА

Познакомиться с природным сообществом луг, с растениями луга и определить значение луга в жизни человека.

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

- Познакомить учащихся с многообразием растений луга, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека;

- Познакомить учащихся со значением лугов в жизни человека;.

Развивающие

- Развивать у младших школьников аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать, обобщать;

Воспитательные

- Воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные

1. Знать ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи.

2. Знать значение луга.

3. Знать названия растений луга

4. Знать названия лекарственных и занесённых в красную книгу растений луга

5. Уметь различать растения луга от растений леса

6. Составить памятку правил поведения на лугу

Метапредметные

Регулятивные:

- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

1.Общеучебные.

- умение обобщать, сравнивать, выделять главное

- Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания

(устно и письменно).

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

-Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации;

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

2. Логические

- Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

- Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

- Подведение под понятия, выведение следствий

Коммуникативные:

- Управление поведением партнёра – контроль, коррекция.

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные

  1. Смыслообразование.

- Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

- Установление связи между целью деятельности и её мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

2. Самопознание и самоопределение

- Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

3. Нравственно-этическая ориентация.

- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап занятия. Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал.

- Сегодня на уроке мы отправимся в виртуальную экскурсию на луг. Вы окажетесь на душистом лугу, познакомитесь с растениями, которые растут здесь, и с насекомыми, которые порхают над ним.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

2.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу.

-Сегодня мы опять попадем в удивительный мир природы и посетим ещё не изведанные нами уголкам.

-Поэтому, проверьте готовность к нашей экскурсии, настройтесь на то, что она принесёт нам много полезного и пройдёт интересно и легко. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлых уроках и что узнали. Посмотрите на иллюстрацию (появляется изображение леса).

- Куда мы с вами попали?

- Что вы знаете о лесе?

- Какие растения? Ярусы в лесу?

- Послушайте стихотворение В. Берестова и скажите, где мы оказались вместе с мальчиком, героем стихотворения?

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк,

Будто я какой цветок,

И кузнечики по сайке

Скачут, будто по лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.

- А что такое луг?

- И сегодня у нас есть возможность окунуться в эту красоту и познакомиться с ней поближе. (СЛАЙД 2)

- Это лес.

- Лес – это природное сообщество, многоэтажный дом.

В котором растения растут в 3 яруса: верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травянистые растения и грибы.

- Это луг

- Природное сообщество

3.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- А вы знаете, что на лугу растёт такое растение как «порезник»?

-Есть такие растения, которые занесены в красную книгу, а значит, их нельзя рвать.

- Должны мы об этом знать?

Ответы учащихся

- Да

Постановка учебной задачи

- На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы поставим на уроке?

Дети предлагают варианты интересующих вопросов, составляя план изучения темы.

  1. Какие растения растут на лугу?
  2. Какие растения занесены в красную книгу?
  3. Значение луга в жизни человека?

- Познакомиться с природным сообществом луг, с растениями луга и определить значение луга в жизни человека.

Выявление места и причины затруднений

- Какие вы знаете растения, которые растут на лугу?

- Почему ландыш растёт только в лесу, а мать-и-мачеха только на лугу?

- Ромашка, колокольчик, мать-и-мачеха, клевер.

- Предлагаются варианты ответов

Построение проекта выхода из затруднения

- Как можно ответить на этот вопрос?

- Как можно сравнить?

- Предлагаю заполнить в виде таблицы.

Сообщество

растения

солнце

вода

Лес

Луг

- Составьте план работы

- Сравнить растения леса и луга и условия их роста

- Варианты ответов

 

- Вспомнить, какие растения растут в лесу

- Какие растения растут на лугу

- Понаблюдать, как солнце и вода попадают в лес и луг, в каком количестве

Реализация построенного проекта

Сообщения о растениях луга

- Какие растения растут в лесу?

- Какие растения растут на лугу?

- Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Какие названия растений вы услышали впервые?

- Давайте немного познакомимся с некоторыми растениями, которые можно встретить на лугу.

СЛАЙД 5

Гвоздика травянка получила первую часть своего названия благодаря форме семян. Они напоминают маленький гвоздик. Вторая часть указывает на то, что у этого вида преобладает травянистая часть преобладает над цветочной.

КАРТИНКА НА ДОСКЕ

Ряд видов мятлика используется в декоративных целях, главным образом в качестве газонных растений.

СЛАЙД 6+КАРТИНКА НА ДОСКЕ

Фиалка трёхцветная

КАРТИНКА НА ДОСКЕ

- Какое название у неё в народе?

- Кто знает почему?

Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила юношу. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделенной любви.

Лютик едкий. Кто узнал это растение? Как его называют в народе?

КАРТИНКА НА ДОСКЕ

За что его лютиком назвали? За жгучий сок. Жгучий — по-народному лютый. Ботаники говорят, что «лютик» по-латыни всего лишь «желтый» , значит, все желтые цветы можно лютиками называть.

А «куриной слепотой» в некоторых местах этот цветок называют за то, что, по поверьям, то ли куры от него слепнут, то ли люди неосторожные, натерев случайно глаза соком лютика, слепнут на некоторое время.

- В начале урока, я вам говорила, что на лугу растёт такое растение как «порезник» - Попробуйте найти его на оставшихся картинках?

- Правильно, это тысячелистник

- Почему его так назвали?

- А почему порезник?

- Вот и познакомились мы со многими растениями. Какой вывод мы сделаем и что мы запишем в таблицу.

- Травы, кустарники, деревья ( по ходу дети заполняют таблицу, которая у них лежит на парте)

(дети читают текст в учебнике на стр.112)

- гвоздика – травянка, мятлик,

(дети рассматривают картинки и пытаются определить название)

- Анютины глазки

Куриная слепота

- Большое количество лепестков

- Лечит раны, останавливает кровотечения

- На лугу растут травянистые растения. (В таблицу записываем травы)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Многие из растений являются лекарственными. Какие вы знаете лекарственные растения? И чем они полезны? (детям показываются иллюстрации с изображением названных растений)

- Давайте посмотрим на вопросы, которые мы задавали себе в начале урока. На какие вопросы ещё не ответили?

- Почему растения заносят в красную книгу?

- В красную книгу занесены такие растения, как

Ежеголовник злаковый

Ежеголовник – многолетнее травянистое растение, которое встречается у берегов водоемов. Отличается яркими сочными оттенками зелени и круглыми колючками цветов, за которые и получил свое название.

Тайник сердцевидный

Вереница алтайская

- Кто желает приготовить доклады про эти растения к следующему уроку?

- Зверобой (Используют как вяжущее, дезинфицирующее, средство для полосканий, а также принимают внутрь при заболеваниях кишечника.)

- Подорожник (Порез и вскоре боль успокаивалась, припухлость спадала. Настой подорожника также используют при кашле.)

- Валериана (Её широко применяют как успокаивающие средства при нервном возбуждении, бессоннице, истерии.)

- Мать-и-мачеха (Растения для лечения всех видов кашля),

- Тысячелистник (кровоостанавливающее).

- Ромашка. (Из ромашки делают настои, обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для полосканий горла, полости рта, делают припарки, компрессы примочки.)

- Какие растения заносят в красную книгу.

- Их осталось очень мало на земле, поэтому их нужно беречь.

Дети рассматривают иллюстрации

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решение экологической задачи.

- На какой вопрос нам осталось ответить?

- Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки с описанием значения луга для человека, выберите наиболее верные, на ваш взгляд, и составьте схему с центральным словом «луг»

- Люди с удовольствием отдыхают на лугу,  рвут цветы, плетя венки и делая красивые букеты.

Давайте попробуем решить одну экологическую задачу.

«Летом 2 девочки  гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый девочка сорвала по 1 доннику. Сколько растений погубили девочки, если известно, что один донник после цветения образует 17000 семян?»

- Какие правила поведения необходимо соблюдать на лугу?

- Попробуйте составить памятку правил поведения на лугу в парах

- Для чего нам нужен луг. Какое значение он имеет в жизни человека.

Правила поведения на лугу:

1. Не рвите охапками цветы

2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление не будет плодов и семян.

3.Не уничтожайте гусениц. Большинство   гусениц никакого ущерба человеку не  приносят

4.Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5.Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Подведение итога урока.

- На какие вопросы вы получили ответ на уроке?

- Какие растения обитают на лугу?

- Как люди используют луга?

- Назовите лекарственные растения. Как их использует человек?

- Какие растения занесены в Красную Книгу? Почему их надо запомнить?

Ответы учащихся

Рефлексия учебной деятельности

- Расскажите об уроке, используя начало предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я понял…
  • Что особенно меня удивило…

Ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"

Конспект урока проводимый  во 2 классе  по  теме: "Материки  и  океаны"...

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...

Конспект урока 2 класса по Окружающему миру.

Подробный конспект по Окружающему миру для 2 класса на тему «Природа в опасности!»...