Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе" 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Макарова Валентина Викторовна

    Данная тема изучается в разделе "Прироодные сообщества" по программе "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx29.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет : Окружающий мир

    ТЕМА: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.  2 класс

    ЦЕЛЬ:  создать условия для формирования понятия о круговороте воды в природе.

    ЗАДАЧИ

    1.Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.

    2.Развивать  речь, мышление, умение анализировать, делать выводы и оценивать достижения, активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации  опыта  и обобщения увиденного.

    3.Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в паре, команде.

    УУД:

    Познавательные:  

    формировать умение извлекать, перерабатывать и представлять информацию, делать обобщения и выводы на основе полученной информации.

    Коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение  и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
    Регулятивные: создать условия для умения  формулировать познавательную цель в сотрудничестве с учителем, формирование самооценки своей деятельности.

     Личностные: принятие образа «хорошего ученика»


    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать,

    Научитесь наблюдать,

    Я желаю всем удачи –

    За работу! В добрый час!

    Садитесь.

    Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь.

    Зонтик буду я держать,
    И стараться их считать,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Что же падает опять?

    Ребята, жила-была маленькая водяная капелька, звали её Капитошка. А вы знаете кто такой Капитошка?

    Приветствуют гостей. Садятся.

    Капля

    Это капелька воды

    Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

    2.Актуализация знаний

    Ребята, отгадайте  загадку, которую приготовил Капитошка:

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и  бегу,

    И стеклянной быть могу!

    - Почему она так  о себе говорит?

    В каких состояниях может находиться вода?

    Капитошка предлагает распределить разные состояния воды по группам.

    - А может ли вода переходить из одного состояния в другое?

    - Как называются эти процессы?

    - При каком условии происходят превращения воды.

    А почему я загадала именно такую загадку?

    Как вы думаете, мы всё узнали о воде?

    А зачем нам нужны знания о воде, чем она так нужна, важна? Продолжите фразу «Вода нужна…»

    А что бы вы хотели ещё узнать о воде?

    Сегодня на уроке мы сделаем ещё одно открытие о воде. И чуть позже узнаем тему урока.

    Вода

    Вода может находиться в трёх состояниях: жидкое, твёрдое, газообразное

    Дети распределяют картинки по группам:

    Жидкое - дождь, роса, ручей

    Твёрдое – снег, град, сосулька, иней

    Газообразное – пар, облако, туман

    Может

    Испарение, конденсация, замерзание, таяние

    При изменении температуры

    Изучаем раздел «Вода и водные жители»

    Нет

    Вода нужна…

    Ответы детей

    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Умение классифицировать объекты по заданным признакам (Познавательные УУД)

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

    (Регулятивные УУД)

    Постановка проблемы

    Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Она впадает в реки. Реки несут свои воды в море.

    Почему  же моря не переполняются?

    Ваши мнения мы проверим в ходе нашего  урока.

    Ответы детей

    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Открытие новых знаний

    Словарная работа

    Физкультминутка

    Закрепление полученных знаний

    Работа в парах

    А сейчас я вам предлагаю понаблюдать за опытом. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой?

    Откуда появились капельки воды?

    Почему они образовались?

    Кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу, появляются капельки воды

    Из пара

    Пар соприкоснулся с холодным предметом и снова превратились в воду

    - А можем ли мы наблюдать такой процесс в природе. Давайте послушаем сказку.

    - Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

    (На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)

    Пригрело как-то яркое солнышко.

    - Что произошло с нашей Капелькой? 

    - Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

    Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

    Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

    - В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? 

    - И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.

    - Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

    - Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

    - Как можно назвать это явление в природе?

    Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».

    - Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)

    - ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

    Вы, наверное, устали сидеть.

    А давайте представим, что мы с вами капельки.

    Итак, где у нас живут капельки?

    Солнышко речку пригревает, наши капельки поднимаются вверх в небо.

    Теперь мы с вами облака, ветер несет нас по небу.

    Пошел дождь и мы снова попали в речку.

    Прочитайте текст и расскажите о процессах, происходящих с водой в природе.

    Я живу в открытом море,

    Там гуляю на просторе.

    Путешествовать люблю,

    И подруг с собой беру.

    Лишь пригреет солнце жарко,

    В море мне сидеть уж парко.

    Рвусь из водной той среды

    К солнцу паром из воды.

    До небес я поднимаюсь,

    Там с подругами встречаюсь

    Образуя облака.

    Ветер нас несет, пока

    В туче нам не станет тесно.

    И тогда, скажу вам честно,

    То дождинкой, то снежинкой

    Я стремлюсь на землю вниз.

    Ну, дружок, теперь держись!

    В лесу, в городе и в поле,

    В речке, в озере и в море,

    И на тоненькой травинке,
    Каплей маленькой росинки.

    Побывала я не раз.

    И теперь в гостях у вас.

    Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение..., а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.

    - Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. 

    - Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)

    - Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? 

    - Высыхает? 

    Какой можно сделать вывод?

    В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.

    - Зимой в виде чего возвращается вода на землю? 

    А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.

    Кевва Арина

    Ответы детей.

    Львова Вероника

    Коростина Даша

    Дождь, снег, град.

    Кевва Арина

    Русова Карина

    Да

    Круговорот

    Сели

    В реке.

    Подтянулись, подтянулись встали

    Покружились, покружились

    Сели

    Ответы детей.

    Да, нет

    Нет

    Сушить

    Да

    Значит, вода испаряется и в мороз.

    В виде снега

    Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

    Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя  и снятия напряжения.

    (Регулятивные УУД)

    Умение работать в парах (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

    Самостоятельное применение знаний. Творческая работа.

    Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах.

    У вас на столах листочки в виде капельки.

    И сейчас вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали.

    Используйте  стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко.

    Покажите, что у вас получилось.

    Ребята,  как называется этот процесс, который мы с вами получили.

     Подпишите свои проекты.

    1.Уважай своего товарища.

    2. Слушай других.

    3. Не согласен – предлагай!

    Представляют проекты

    Круговорот воды

    Умение работать в группе (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

    Контроль и самоконтроль

    А теперь Капитошка предлагает поиграть в игру «Да или нет» и проверим, хорошо ли вы работали на уроке. Капитошка приготовил для вас вопросы. Возьмите полоску с кружочками. Если вы считаете высказывание верным, то закрасьте кружок зелёным цветом, если неверным – красным.

    1.Вода поднимается вверх в виде пара.

    2.Процесс превращения воды в пар называется испарением.

    3.К осадкам относятся дождь, снег, град.

    4.После сильных дождей море не выходит из берегов, потому что вода вытекает из моря в реки.

    5.Вода в реках никогда не кончается, потому что существует круговорот воды в природе.

    6.В круговорот воды в природе входит смена времён года.

    А сейчас мы узнаем, доволен ли Капитошка вашими ответами. Если ответили правильно на все вопросы, закрасьте седьмой кружок зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки закрасьте жёлтым. Если ошиблись 3 и более раз – красным.

    Выполняют.

    Проверяют: седьмой кружок закрашивают

    Оценивать правильность выполнения действий (Регулятивные УУД)

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

     (Личностные УУД)

    Итог урока.

    Рефлексия

    Ребята, а как сейчас  бы ответили на вопрос «Почему моря не переполняются водой?»

    А если бы круговорот воды исчез?

    Что вы узнали о воде? Какое открытие вы сделали?

    Что было интересно на уроке?

    Что было трудно на уроке?

    Давайте устроим свой круговорот в классе. Если вам на уроке все было понятно, ваши капельки опускаются вниз, если что – то осталась непонятным, есть вопросы – капельки расположены вверх. Посмотри на наши капельки. Какой вывод можно сделать?

    Ребята, берегите воду!  Вода – это источник жизни на Земле.

    Оценивание.

    Происходит круговорот воды

    Прекратятся дожди, пересохнут реки, иссякнут подземные воды, исчезнет растительность, меньше станет кислорода

    Ответы детей

    Оформлять свои мысли в устной   форме (Коммуникативные УУД).

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

    Домашнее задание

    Учебник, с.83-84 читать

    Р.т.с .29 (портфельчик)

    *Придумать сказку о путешествии капельки воды.

    Спасибо за работу. Урок окончен.

    Записывают домашнее задание



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Вода на Земле" 2 класс УМК "Гармония"

    Урок окружающего мира "Вода на Земле"....

    Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

    Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

    Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

    Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

    Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.

    Конспект и презентация к уроку....

    Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды

    Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды...

    Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

    Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...