Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Вода- путешественница" 3 класс ШР
    план-конспект урока (3 класс) на тему

    Гончарова Татьяна Васильевна

    конспект урока окружающего мира в 3 классе по умк "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda-puteshestvennitsa.docx173.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира

    3 класс

    Тема:  «Вода – путешественница».

     

    Используемые оразовательные технологии:

    1. Компьютерная.

    2. Игровая.

    3. Групповая.

    Цель урока:

    • формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое).

    Задачи: 

    • организовать деятельность учащихся на уроке с  учетом возрастных особенностей младших школьников;
    • продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке;
    • активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации эксперимента и обобщения увиденного.

    Оборудование: портрет Капитошки, карточки с надписями о состояниях воды и её свойствах, термины «КОНДЕНСАЦИЯ», «КРУГОВОРОТ», карточки с изображением элементов  природы (солнышко, тучка, водоем, стрелочки) для каждого ученика, листочки с заданиями для рефлексии,  презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, банка с водой, электрический чайник, стеклянная крышка с ненагреваемой ручкой.  

    ХОД УРОКА

    1. Орг. момент.

    Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях Капитошка.  (Слайд 1) Он принес вам загадку.  

    Меня пьют,

    Меня льют,

    Всем  нужна я,                                                                                            

     Кто я такая?

    (Вода)

    1. Сообщение темы и целей урока.

     Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Узнаем о том, как путешествует вода. (Слайд 2).

    Поможет нам в этом Капитошка.(Слайд 3 – отрывок из м/ф «Капитошка».  (в связи с большим весом фрагмент не вошел в конспект урока)

    Просмотр фрагмента  м/ф.

    Учитель. Кто такой Капитошка? (Капля воды). С кем он подружился? (С Волчонком)

    1. Актуализация знаний.

    Учитель. Волчонок ничего не смог найти  в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге. А помогут нам в этом Капитошкины подружки – Капельки, которые зададут вам интересные вопросы. (Слайды 4 – 10)

    (После каждого ответа вывешивать на доску надпись со свойствами воды)

    • Найди меня. Где я спряталась в твоём классе? (ведро, горшки с цветами, кран, в вазе…)
    • Почему про воду говорят, что она  «вездесущая»? (везде существует)
    • Ты налил меня в стакан. Попробовал. Понюхал. Что ты заметил? (не пахнет, нет вкуса)
    • Ты налил меня в стакан. Положил туда ложку и через стакан смог её увидеть. Какое моё свойство помогло тебе в этом? (прозрачность)
    • Ты налил меня в стакан. Сравнил с полоской красного, синего, зеленого цвета и понял, что я…(без цвета)
    • Ты налил меня в стакан. Из стакана перелил в  банку, из банки в стакан. Что за свойство я проявляю? ( текучесть)
    • Ты налил чай. Положил сахар, размешал его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому моему свойству? (растворяет некоторые вещества)

    По мере ответов  на доске появляется запись (использовать карточки со словами – приложение 1):

    СВОЙСТВА ВОДЫ:

    *без вкуса

    *без запаха

    *прозрачность

    *бесцветность

    *текучесть

    *растворитель

    *…

    Учитель. А вода о себе ещё так говорит: (Слайд 11)                                                                

      Я и стужа, и туман,

    и ручей, и океан…                                                                    

     Я летаю и бегу,

    и стеклянной быть могу.

    Как вы это понимаете? ( «Мозговой штурм» Принимаются ответы детей. Делается акцент на рассуждения, раскрывающие понятие «состояния» воды). Подводим итог с помощью интерактивного плаката «Состояния воды». (Слайд 12) 

    СОСТОЯНИЯ  ВОДЫ:

    Жидкое

    Газообразное

    Твёрдое

    Учитель. Ребята, как вы думаете, где еще можно наблюдать воду в жидком состоянии? (Слайд 13) (Моря, реки, океаны, ручьи, дождь…)                                                                                               Учитель. Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Лёд, снег, айсберги). Что такое айсберг? Где их можно встретить?  

    Сообщение ученика об айсбергах. (Слайд 14)

    Ледяные бродяги   (по Мезенцеву)

    Слово «айсберг» означает «ледяная гора». И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40 – 60 метров. Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной. Откуда же берутся в соленом море эти громады льда?  Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

    Айсберги очень опасны. Известна трагедия, которая случилась в океане с пассажирским лайнером «Титаник» на пути в Америку.

    На полном ходу ночью он столкнулся с громадной плавучей ледяной горой и получил пробоину длиной 90 метров.

    Водонепроницаемые отсеки начали быстро заполняться водой.

    Темный океан казался пассажирам страшнее, чем медленно погружающийся в воду лайнер. Радист передал в эфир сигнал бедствия « SOS», Но помощи не было. Через два часа к месту трагедии подошел пароход и взял на борт спасшихся пассажиров и моряков. Рядом на поверхности мирно покачивался гигантский айсберг.

    В последнее время все серьезнее становится проблема пресной воды.  Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.

    Учитель. Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман. Пар.) (Слайд 15) 

    Один ученик читает текст(на слайде) вслух. Остальные дети слушают. После чтения они поочереди задают читавшему вопрос  по тексту. (Стратегия чтения «чтение в кружок»)

    Что такое туман?

    Днем над рекой воздух нагрелся,  и в нем собралось много водяного пара.  И когда вечером воздух  остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

    Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

    А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе.

    Учитель. Капитошка доволен: всё смогли рассказать Волчонку, Волчонок даже успел сделать записи в своей книге.

    Капитошка, подружившись с волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.)

    О каком свойстве воды говорит это явление?  Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте порассуждаем.

    (Слайд 16) 

    Учитель. Прошел дождь, на земле появились лужи. Солнышко засветило. Вскоре лужи стали меньше. А потом и вовсе исчезли. Почему? Какое свойство воды помогло? (Испарение).

    На доске появляется новая запись в свойствах воды – испаряемость (из приложения 1)                                  

    СВОЙСТВА ВОДЫ:

    *без вкуса

    *без запаха

    *прозрачность

    *бесцветность

    *текучесть

    *растворитель

    *испаряемость

    Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей)

    Давайте попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.

    1. Новый материал.

    *Демонстрационный опыт. (Слайд 17 – заставка. Напоминание о т/б)                                          

    Нашего гостя Капитошку с сестрёнками капельками попросим отправиться в электрический чайник… (Ученик наливает в чайник воду из банки. Чайник включаем)

    Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(отвечают дети - …газообразное состояние, т.е. становится паром)

    Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается куда?… (вверх). Вода закипает. Учитель вызывает еще одного ученика для наблюдения. Он сообщает, что капли падают обратно в чайник.

    Учитель. Достигая холодной крышки, он охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название КОНДЕНСАЦИЯ (термин прикрепить на доску).

    Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? Давайте внимательно посмотрим на процесс конденсации на интерактивном плакате, ведь не все могли заглянуть в чайник. (Слайд 18)

    Учитель. Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

    ** Практическая работа в группах.

    Учитель. У вас на столе карточки с рисунками элементов природы (водоем, солнышко, облако, стрелки – приложение 3) Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает своё путешествие, и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.

    Пока вы выполняете задание, подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?

    А теперь давайте посмотрим на интерактивный плакат «Круговорот воды в природе». (Слайд 19) 

    Как вы думаете, как появилось такое понятие. Объясните слово «круговорот» (работа над лексическим значением слова). С помощью плаката дети сами стараются объяснить смысл круговорота воды в природе. Учитель может помогать, направлять мысль ученика.

    А теперь посмотрите на свои схемы, что в них нужно изменить – измените. А кто сам сразу справился правильно, молодцы.

    Учитель. Так может ли вода исчезнуть навсегда? Почему? (Ответы детей. Нет. Она возвращается.)

    А вы знаете, с чем сравнивают воду на земле? (Слайд 20) Прочитайте, пожалуйста текст на слайде глазами.  Дети читают и отвечают на вопрос: с чем сравнивают воду на земле? (с кровеносной системой)

    ***Работа с учебником.

    Учитель. Откройте учебник на 38 стр. Прочитайте статью учебника со слов:  КРУГОВОРОТ ВОДЫ ПРОИСХОДИТ И В ПРИРОДЕ. Делайте пометки карандашом, то, что уже знаете «!», Если что-то незнакомое «?»

    После чтения спросить у детей, что для вас оказалось знакомым, а что непонятным.

    Физминутка.

    Солнце. Жарко. Стало тише.

    Пар стремится выше – выше.

    Воздух тучи охлаждает

    И осадки выпадают.

    И к земле стремятся ближе:

    Ниже, ниже, ниже.

    (стихотворение Анкушиной Л.Ф.)                                              

     Дети делают произвольные движения, фантазируя к словам стихотворения.

    Учитель. Ребята, помните, я у вас спрашивала, встретятся ли Капитошка с волчонком? (Да)

    *Слайд 21 – Просмотр фрагмента «Возвращение Капитошки» (в связи с большим весом фрагмент не вошел в конспект урока)

    Давайте прочитаем вывод в учебнике (с.40) Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

    5.Закрепление изученного.                                                            

    Учитель. Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой  (слайд 22) дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка  с волчонком зиму не встретятся, а зима у нас длинная.

    Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Дети будут отвечать и да, и нет) Давайте поразмыслим логически. Для чего хозяйки зимой  вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить)

    Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.

    Высыхает? (Да) Значит, вода испаряется и в мороз. Только медленнее.

    Запомните. В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.

    Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)

    Вывод. Круговорот воды бесконечен.  

    6. Рефлексия.

    Учитель. Давайте проводим нашего гостя Капитошку. А на прощанье скажем ему добрые слова. Я раздам каждому из вас листочки с недописанными фразами, а вы допишите их. (Слайд 23 – заставка)

    Вода – это…

    Мне нужна вода, потому что…

    Я узнал(а), что вода умеет…

    Я хочу сказать воде…

    7.Домашнее задание.

    Ребята, Капитошка каждому из нас оставил послание. (Ребятам выдаются инд. карточки) (Слайд 24)

    • По нормам на каждого жителя города приходиться 220л воды в сутки.
    • Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100л воды.
    • Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете около 1л воды.
    • Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете около150л  воды.
    • Разовый смыв в туалете около 8-10 л воды
    • Во время влажной уборки расходуется не менее10 л воды.
    • Каждая стирка белья в стиральной машине требует около 100л воды.
    • Через обычный водопроводный кран проходит 15л воды в минуту.
    • Через незакрытый кран за сутки уходит 1000 л воды.
    • Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до 80 л воды.

    Домашнее задание. (Слайд 25)

    1.  Подсчитайте дома с родителями, сколько вы в своей семье в среднем тратите воды за сутки.
    2. Предложите план экономии воды в вашей семье.

    8.Планы на следующее занятие. (Слайд 26)

    Ребята, на следующем уроке мы поговорим с вами об охране воды. Нам надо успокоить Капитошку, что мы ему поможем сохранить самое дорогое богатство на Земле – воду. Следующий урок – защита ваших проектов.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    (Приложения надо копировать, переносить в другой документ,  увеличивать и распечатывать)

    Приложение 1.

    Приложение2.

     

                                                        Приложение 3.

       Описание: Рисунок1

               

            ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    • Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс
    • Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. – М.: «ВАКО»,2004.- (В помощь школьному учителю)
    • Плешаков А.А. «Мир вокруг нас 3 класс» - учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 2007

    УПРАВЛЕНИЕ СЛАЙДАМИ.

    Слайд 1. 1 клик – появляется стихотворение-вопрос Капитошки. 2 клик – смена картинки – формула воды.

    Слайд 2. Появляется по щелчку. Заставка. Тема урока.

    Слайд 3. Появляется по щелчку. На слайде ссылка на м/ф.  Фрагмент в данную презентацию не вошел из-за большого веса.

    Слайд 4 (5-10). Появляется по щелчку. Море вопросов. На слайде настроены триггеры на капельках. При нажатии на капельку вы попадаете на слайд с заданием, вопросом (слайды 5 - 10). Возврат на страницу «море вопросов» - . При возвращении на слайд 4 капелька исчезает. Нажимаем на капельки до тех пор, пока не отработаем все вопросы. После этого нажимаем значок , чтобы перейти на следующий уровень заданий.

    Слайд 11. Появляется по щелчку на . Смена анимации настроена автоматически – стихотворение.

    Слайд 12. Появляется по щелчку. На слайде интерактивный плакат «Состояния воды». Настроены триггеры на картинки. Сделав клик по картинке, появляется название состояния воды. Переход на следующий слайд  - клик по значку .

     Слайд 13. Заставка. Вода.

    Слайд 14. Появляется по щелчку. Айсберг. Заставка для выступающего ученика.

    Слайд 15. Появляется по щелчку. Анимация настроена автоматически. Текст «Туман» появляется по щелчку.

    Слайд 16. Появляется по щелчку. Анимация настроена. Подсказка – текст читать относительно смены анимации.

    Слайд 17. Появляется по щелчку. Предостережение о т/б появляется по дополнительному клику.

    Слайд 18. Появляется по щелчку. Интерактивный плакат с анимацией. Чтобы запустить анимацию, надо сделать клик. Анимация раскрывает понятия испарения и конденсации.

    Слайд 19. Появляется по щелчку. Интерактивный плакат без анимации.

    Слайд 20. Появляется по щелчку. Текст.

    Слайд 21. Появляется по щелчку. Слайд для выхода по ссылке на 2-ой фрагмент м/ф. Фрагмент в данную презентацию не вошел из-за большого веса. 

    Слайд 22. Появляется по щелчку. Заставка зимней картины.

    Слайд 23. Появляется по щелчку. Заставка воды.

    Слайд 24. Появляется по щелчку.  Вопросы.

    Слайд 25. Появляется по щелчку -  д/з

    Слайд 26. Появляется по щелчку. Плакат – «Берегите воду!». Анимация настроена автоматически.

    Слайд 27. Переход по щелчку. Пустой.

    Следующие слайды в уроке использовать не следует.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

    Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

    Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

    Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

    Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

    Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

    Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

    План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

    Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

    Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...