Чудо вселенной
занимательные факты по окружающему миру

Ефименко Людмила Александровна

 Занимательные вопросы по окружающему миру для расширения знаний по  астрономии, истории, географии, геологии, краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudo_vselennoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Вагановская СОШ

Челябинская область Октябрьский район

Внеклассное занятие

«Чудо вселенной»

                                           Учитель начальных классов

                             Ефименко Людмила

                   Александровна

Цели: 

  • Развитие интереса к окружающему миру, астрономии, истории, географии, геологии, краеведению через занимательные вопросы/ответы в рамках предметной недели.
  • Обобщение знаний об окружающем мире.
  • Расширение словарного запаса учащихся.
  • Умение работать в группе.

Вопросы

  1. Как велико Солнце? (Диаметр 1, 38 миллионов километров, т. е. равен примерно ста диаметрам Земли)   

  1. Как велика температура Солнца? (Примерно 6 тысяч градусов)

  1. С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца? (Скорость движения Земли всё время меняется. В среднем же Земля летит по своей орбите в тридцать шесть раз быстрее пули – около 30 км/с)

  1. Сколько у Земли Лун? (Кроме Луны, которые все знают, у Земли есть ещё два малозаметных спутника. Можно сказать даже, что они невидимы, поскольку видны невооружённым глазом лишь с вершин высоких гор. А всё потому, что состоят они целиком из пыли. Открыл их польский астроном Кардылевский в 1956 году. Перемещаются они среди звёзд по тому же пути, что и настоящая Луна, и с такой же скоростью. Но одно пятно идёт на 60 градусов впереди Луны, другое – на столько же от неё отстаёт).

  1. Что такое Луна? (Луна – естественный спутник Земли)

  1. Назовите адрес нашего села. (Россия,  Уральский регион, Челябинская область, Октябрьский район, село Ваганово)

  1. Павел Петрович Бажов в книге «Малахитовая шкатулка» писал: «Пояс и есть. Вишь какой! В длину тысячами вёрст считают, а сколь широк, а на сколько в землю врезался, этого никто толком не знает. В поясах по старине, известно, казну держали. Оттого, может, и нашей горе прозвание досталось. Только, понятно, в таком поясе богатства не счесть.

По этому поясу земли, говорят, широкая лента украшений прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена да иссиня. Изумруды, александрит, аквамарины, аметистики. А по самой серёдке этой хребтины – двойной ряд хризолитов. Видал такой камешек? Помнишь? Он и зелёный и золотистый. Весёлый камешек… Так весной да солнышком от него и отдаёт».

Что это за каменный пояс? ( Каменный Пояс – это Урал.)

  1. В одной из древних хроник мы можем прочитать следующие строки: «Царица Марья Ильинична пожаловала девке Ографене Лопухиной серьги с жемчуга, каменье вареники – те серьги куплены в серебряном ряду от торгового человека».

О каких камнях идёт речь? (Так на Руси называли аметисты, которые ценились очень дорого)

  1. Видный советский поэт Н. Н. Осеев живо интересовался историей Урала.. В одной из поэм он рассказывает:

Жил лет двести назад крестьянин Ерофей Марков,

Жил – не ждал от судьбы подарков.

Спал, кулак под голову постеля,

Занимался выработкой хрусталя.

Искал раз хрусталь Ерофей Марков,

Вдруг ему искра сверкнула ярко:

Кварца зерна как будто влитые –

Искры жёлтые, золотые.

Месторождение какого полезного ископаемого было открыто? К какой группе он относится? (Месторождение золота. Золото относится к группе……)

  1. Летом1696 года русские войска выступили в поход на штурм турецкой крепости Азов. Петровская армия двигалась быстро вперёд, делая в пути лишь небольшие привалы. Последний был дан войскам возле казачьей станицы Черкасск – на – Дону.

Вечером в лагерь пришли два донских казака. Они попросили часовых пропустить их к царю. Пётр I сидел у большого костра в окружении своих военачальников. Казаки низко поклонились царю, подарили ему несколько кусков……… Пётр взял в руки большой кусок странного чёрного камня, а остальные куски приказал бросить в огонь. От костра поднялся такой сильный жар, что сидевшие вокруг него отодвинулись подальше. По преданию, Пётр будто бы сказал тогда…

Что сказал Пётр I? О каком полезном ископаемом идёт речь?(«Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим полезен будет». Речь идёт о каменном  угле)

  1. Как давно начали люди использовать каменный уголь? ( В Китае добывали уголь задолго до нашей эры и чёрные камни тогда уже служили прекрасным топливом.)

  1. Каменным углём издавна интересовались учёные. В течение многих столетий они пытались разгадать тайну происхождения странного горючего камня. В начале 18 века одни учёные считали уголь затвердевшей нефтью, другие – горючим минералом, третьи – продуктом вулканических извержений.

Кто первым правильно объяснил происхождение каменного угля?(М. В. Ломоносов. По его мнению каменный уголь «… ничто иное есть, как чернозём от согнития трав и листов рождённый, который в древние времена с плодородных мест из лесов смыт дождём, сел как на дно в озёра. Потом как они высохли, или песком засыпаны стали, долговременною старостию ил затвердел в камень…»)

  1. Можно ли, используя каменный уголь, вылечить человека? (Из каменного угля получают фенол, из фенола – салициловую кислоту. Из неё же изготовляют всем известный аспирин.)

  1. Что называется «коричневым углём», «зелёным углём», «чёрным золотом», «солнечным камнем». («Коричневый уголь» - торф, «зелёный уголь» -   горючие сланцы, «чёрное золото» - нефть, «солёный камень» - каменный уголь.)

  1. Как давно и где начали добывать нефть? (Нефть известна давно. Археологи установили, что её добывали и использовали уже 5 – 6 тысяч лет до н. э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань.)

  1. Однажды уральский промышленник Демидов подарил царю серебристо – белую скатерть. Накрыли скатертью стол для трапезы. Демидов, будто невзначай, опрокинул на скатерть тарелку жирного супа и стакан красного вина. Пётр I огорчился.

А Демидов засмеялся, взял скатерть и бросил в камин, потом вынули её из огня, остудили, снова накрыли на стол. Скатерть была чистая, без единого пятнышка. Тут царь повеселел. Был он очень любознателен до всего нового: выведал, что на Урале есть много такого чудесного камня, из которого была сделана скатерть.

Что это за камень?  (Асбест – в переводе с греческого значит «несгораемый».)

  1. Есть ли съедобные камни? (Поваренная или каменная соль. Тальк. Чистая тальковая мука нередко употребляется за границей в конфетном производстве.)

  1. Воды боится, а из воды родится.

О каких полезных ископаемых осадочного происхождения говорится в этой      загадке? (Соль)

      19.Некогда Плиний Старший указывал: «Соль облегчает  и врачует нервные

           страдания, лом в плечах и пояснице, колотье в боку, резь в желудке».

В наше время не приписывают этому полезному ископаемому столь чудодейственные свойства. И всё – таки медики знают: соледобытчики не болеют бронхиальной астмой, почти не знают, что такое грипп и простуда. Поэтому в отработанных шахтах создают подземные лечебницы. Больных спасает целительный воздух соляных недр.

Есть ли лечебные камни? ( Гематит и яшма могут остановить кровотечение. Аметистом лечили от опьянения. Кварц прибавляет бодрость, а изумруд просветляет ум.

Рассказывая о лечебных свойствах фруктов, овощей, врачи не забывают упомянуть о  количестве в них ценного кальция, железа и других элементов, которых много в земных недрах.)

  1.  Вот такой случай, который  произошёл на Урале, описывает Фёдор Тарханеев: «…На берегу Каменушки Влас Иванович и собака Флинта сделали привал. У весело потрескивающего костра Влас Иванович ощипал и опалил птицу. Потом вырубил костылёк – сошку, вколотил его и подвесил над огнём котелок; отрезал Флинте ломоть хлеба и, прикурив от огня «козью ножку», сел ждать, когда закипит варево. Он совсем было приготовился к рассуждениям с Флинтой, как вдруг внимание его привлёк костёр. Крепко вколоченный колышек – рогулька, на котором  был подвешен котелок, стал клониться в сторону, земля под огнём стала подниматься вверх.

Что за наваждение? – испугался старик. – Блазнит, что ли? Он отошёл в сторону. Земля под костром становилась всё выше и выше. Словно кто – то невидимый поднимал её вверх. Вот столбик – качнулся, плеснулась вода. Флинта, взвизгнув, отскочил от костра.

Попытайтесь объяснить, что произошло. (На Урале встречается слюдообразный минерал – вермикулит. Он обладает свойством распушаться при обжиге, значительно увеличиваясь в объёме (в 18 – 20 раз) и приобретает золотистый цвет.)

  1. Этот случай произошёл на Урале, в начале 60 – х годов 20 века. Дело было в субботу. Хозяйка истопила баню. Вымылась. Пришла домой, отправила помыться дочь. Через несколько минут девочка вернулась в полной растерянности и сообщила, что бани нет.

Конечно, легкомысленной дочери попало за глупую шутку. Но когда мать вышла из дома, то увидела, что баня действительно исчезла. На её месте в огороде появилось озеро.

Прибежали соседки. Пришли мужики. Посмотрели, подивились чуду. Кто – то сказал, что надо бы измерить глубину провала. Единственным подходящим «прибором» оказалась оглобля. Засунули её в  провал и не достали дна. Тогда, посовещавшись, решили: «Не иначе провал до самого центра Земли».

А в понедельник утром пришли к провалившейся баньке сотрудники из горсовета. Их интересовал вопрос: не получится ли с проходящей рядом железной дорогой то же, что и с банькой?

Были вызваны геологи. Как вы думаете, к какому выводу они пришли? (Геологи привезли с собой мудрёное слово «карст». Карст – слово югославское, им обозначаются районы известняков со странным рельефом. Поверхность их изображена глубокими рытвинами, возникшими в результате растворения известняков дождевыми водами. Карст развивается и под землёй. Там он же приурочен к трещинам, потому что вода наиболее активна в зонах каналов, по которым она циркулирует. В тех местах, где трещины пересекаются, создаются подземные камеры. Расширяясь, они превращаются в гроты. Иногда стенки и потолки гротов обваливаются. Вот оказывается, куда «подевалась» банька.)

Литература

  1. Занимательная география в вопросах и ответах. /Авт. – сост. А. А. Столяров. – Йошкар – Ола: Педагогическая инициатива, 2004. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»

Урок чтения в 1 классе по учебнику  Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...

Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)

Создавать графическими средствами выразительные образы природы....

Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   п...

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видел чудо»

Презентация по литературному чтению на родном русском языке, 1 класс . Автор: Александрова...

Мероприятие "Чудо, чудо, рождество!"

План - конспект воспитательного мероприятия "Чудо, чудо, Рождество" для учащихся начальной школы...