Урок окружающего мира "Дорожные знаки"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Беляева Татьяна Сергеевна

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, деятельностного подхода и приемов самооценки учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающий мир

Слайд 4

Дорожные знаки

Слайд 5

2.Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов.

Слайд 6

От телеги до автомобиля Первые попытки упорядочить дорожное движение предпринимались в Древнем Риме, где на некоторых улицах вводилось одностороннее движение для колесниц. За выполнением этого правила следили специально отведенные надзиратели.

Слайд 7

Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы. После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Слайд 8

Наши предки заботились о дорогах, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затёсы на деревьях. На перекрёстках устанавливали каменные или деревянные кресты. Указатели расстояний

Слайд 9

Верстовые столбы Верстовые столбы стали полосатыми при Петре 1, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Петр 1 издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу.

Слайд 10

Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году. Первый автомобиль

Слайд 11

Первые автомобили Правила дорожного движения появились давно. Иногда они принимали достаточно курьезные формы, например, было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью в 12 верст в час чудовища.

Слайд 12

Первые дорожные знаки В 1909 г. на международном конгрессе, который проходил в Париже, были выработаны требования к автомобилям, водителям и автомобильному движению. Были утверждены первые 4 дорожных знака. В 1968 году на следующей конференции уже было введено 126 знаков.

Слайд 14

Изучаем знаки по плану: 1.Название. 2 Назначение. 3 Оформление. 4.Примеры знаков.

Слайд 21

Предупреждающие Заранее извещают, уведомляют Запрещающие Не позволяют Предписывающие Предлагают соблюдать что-нибудь Информационно- Сообщают, осведомляют. указательные Показывают, называют для сведения Знаки сервиса Подсказывают об обслуживании

Слайд 22

ТЕСТ 1. Дорожные знаки во всех странах С) разные З) одинаковые

Слайд 23

2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он Н) пассажир М) водитель

Слайд 24

3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это О) предписывающие знаки А) знаки сервиса

Слайд 25

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так: Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека Д) красный треугольник с изображением человека

Слайд 26

5. Предписывающие знаки имеют форму А) круга О) треугольника

Слайд 27

6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде? Г) с 10 лет К) с 14 лет

Слайд 28

ЗНАТОК

Слайд 29

Молодцы ! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(с использованием  «технологии развития критического мышления)

ТЕМА «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

ХОД УРОКА

1.Орг. момент. Эмоциональный  настрой.

-Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор!  

- Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.(Слайд 1)

(Плавт – римский писатель, который писал комедии)Как понимаете это высказывание?

2.Актуализация знаний.

 Проверка домашнего задания.Прием «Фишбоун».(Слайд 2,3)

-Посмотрите на экран.

-Что произошло? (дорожно-транспортное проишествие)

(Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.)

   -Ежедневно на дорогах России происходят сотни ДТП. За год на дорогах России гибнет население целого города, а это 100 тыс. человек.

-Ребята, как вы думаете почему увеличивается кол-во ДТП?

Обсуждение  причин ДТП, их последствий

Оформление «Фишбоуна» на доске. (используются напечатанные заранее заготовки)

В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод.

Причины ДТП: невнимательность, техническая неисправность, алкогольное опьянение, погодные условия, сознательная порча знаков, спешка, незнание ПДД.

Невнимательность: разговоры по мобильному телефону , разговор с пассажирами, курение за рулём

еда за рулем, прослушивание музыки.

Нарушение правил дорожного движения

алкогольное опьянение

превышение допустимой скорости движения;

неиспользование ремней безопасности;

использование неисправного транспортного средства;

Следствия: порча автомобилей, аварии, травмы, увечья, смерть.

Вывод: всем соблюдать ПДД (и водителям,  и пешеходам)

3.Самоопределение  к деятельности. Определение темы и целей.

- На моем столе лежат фигурки. Возьмите по одной фигуре. Какое задание вы бы сейчас выполнили? (разделились на группы)

-По какому правилу? (по форме)

-Делитесь.

-Где могут применяться данные фигуры? Учтите о чем мы сейчас говорили. (Геометрические фигуры используют при написании дорожных знаков.)  ---      -Определите  тему урока. («Дорожные знаки») (Слайд 4)

-Все они одинаковой формы? («Нет»)

-Почему?(есть разные группы знаков)

-Ставим цель урока. (познакомиться, изучить группы дорожных знаков)

-Мы с вами разделились на группы. Будем работать группами. (садятся по группам)

4.а/ Открытие новых знаний. Знакомство с оцениванием в

«экзаменационных листах». (Конверт№1)

-Что необходимо сделать, чтобы водителя допустили к управлению транспортным средством? (сдать экзамен)

-Результаты экзамена заносятся в экзаменационный лист. М ы тоже будем оценивать свою работу и записывать результаты в экз. лист. Пользуемся цветами светофора: зеленый- все хорошо, желтый – надо постараться, красный – надо очень – очень постараться.

б/Работа в парах по карточкам. Конверт №2.Проверка по слайду.Оценивание в экз. листе.

- Что же такое «Дорожные знаки»?

-Сейчас мы с вами попробуем найти значение этого словосочетания.

На партах у вас лежат конверты. Возьмите конверт №2. Достаньте из него карточку с определениями, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки».

1.Дорожные знаки -  элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний.

2.Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов.

3.Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.

(Правильный ответ- слайд 5)

в/Индивид. работа с текстом «Исторические сведения о возникновении дорожных знаков» с последующим обсуждением. (тексты на партах)

Прием «инсерт». Чтение с остановками. Оценивание в экз.листах.

Условные обозначения:

V -   уже знал

+  -  новое

-     думал иначе

?  -  не понял, есть вопрос

Обсуждение прочитанного по абзацам.

Показ  слайдов      презентации

- Как же появились дорожные знаки? Об этом в тексте.

Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.

     Дорожные знаки - это замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Проблема обеспечения безопасного движения по улицам стала актуальной при появлении лошадиных упряжек и прочих первых ТС. В это трудно поверить, но даже в те далекие годы от неорганизованного движения гибли люди.

   Наши предки заботились о дорогах,  когда ездили на лошадях или ходили пешком. (Слайд 6)

     В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затёсы на деревьях. На перекрёстках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре 1, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь – дорога». (Слайд 7- 9)

            Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 километров в час, об особых дорожных знаках не помышляли. Появление автомобилей заставило взглянуть на средства передвижения с позиции безопасности. Граждане опасались возможности аварии на дорогах. В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака.(Слайд 10-11)

      В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В 1961 году появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах - «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР». (Слайд 12)

     Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги (Слайд 13)

ФИЗМИНУТКА

Дорога не тропинка,

Дорога не канава.

Сперва смотри налево.

Потом смотри направо.

Вы к друг другу повернитесь,

И Другу другу  улыбнитесь,

Топни правой ногой:

Раз-два-три,

Покачай головой,

Раз-два-три,

Руки вверх ты подними

И похлопай: раз-два-три.

4г/ Работа в группе по учебникам

и заполнение карточек с названием групп знаков и их назначений.Конверт №3. Задание: проведи стрелку.Оценивание.

-По какому правилу разделились? Каким будет следующее задание?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с группами дорожных знаков по назначению и выделим отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение. (Слайд 14)

1.Теоритическая часть (по группам знаков: изучают, сообщают:  по плану: название, назначение, оформление, примеры знаков  с сопровождением презентации) Учебник .  Сообщение групп о выполненной работе  и заполнение карточек «Проведи стрелку».(Слайды 15-19)

Предупреждающие              Предлагают соблюдать что-нибудь

 Запрещающие                     Заранее извещают, уведомляют

 Предписывающие               Подсказывают об обслуживании

 Информационно-

Указательные                       Не позволяют

Знаки  сервиса                      Сообщают, осведомляют. Показывают,                                          

                                               называют для сведения.

Проверка (Слайд 20)

5./а Применение знаний. Игра.Оценивание.

б/Кластер

а/Игра «Найди, что мне принадлежит».

- Я буду описывать отличительные  особенности  внешнего вида   каждой группы по форме, цвету. А вы должны найти её название.

•        белые треугольники с красной каймой                    Предупреждающие

•        белые круги с красной каймой                                   Запрещающие

•        Синие круги с белым рисунком, часто стрелки        Предписывающие

•        синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками  Информационно- указательные

  синие прямоугольники  с различными рисунками

знаки сервиса

 б/.Практическая часть. Прием кластер. Оценивание.

-Оформим результат нашей работы. Изготовим знаки из заготовок и поместим в кластер. Приклеим к  трафарету и раскрасим.Конверт №4.

(Кластер оформляется на доске).

6.Рефлексия. 1)Тест  «Знаток»( Слайды 21-26)

- А сейчас я хотела бы  проверить, действительно ли вы теперь знаете много о  дорожном  движении. Ответьте на вопросы, выберите правильный ответ и запишите букву под которой записан ответ.

1/ТЕСТ

1. Дорожные знаки во всех странах

С) разные

З) одинаковые

2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он

Н) пассажир

М) водитель

3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это

О) предписывающие знаки

А) знаки сервиса

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д) красный треугольник с изображением человека

5. Предписывающие знаки имеют форму

А) круга

О) треугольника

6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?

Г) с 10 лет

К) с 14 лет

- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое?  «ЗНАТОК»

- Я вами довольна. Вы все знатоки.

2/. Цветограмма

На доске Светофор.  Конверт №5.              

У детей в конверте по 3 смайлика желтого, красного, зеленого цвета. Они должны оценить степень усвоения нового материала на уроке и прикрепить соответствующий смайлик на Светофор.

Зеленый - Если тебе  на уроке все  было понятно, ты хорошо запомнил новую тему.

Желтый – Если у тебя остались вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить.

Красный – материал показался сложным, на уроке тебе было трудно.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движения –

Знать как таблицу должны умноженья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".

Мною представлена презентация к  уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Дорожные знаки"

Тема урока: Дорожные знакиКласс: 3Цель урока:       Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД....

Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс

Данный конспект урока предназначен для уроков окружающего мира в 3 классе при изучении раздела "Наша безопасность"....

Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс

Данный конспект урока предназначен для изучения раздела окружающего мира "Наша безопасность"...

Дидактический материал "Экологические знаки" для использования на уроках окружающего мира

Данные экологические знаки были разработаны мною в программе Adobe Illustrator, и могут применяться на уроках окружающего мира при изучении правил поведения на природе и сохранения природных богатств....