Раздаточный материал по окр. миру
статья по окружающему миру

Кожевникова Светлана Владимировна

Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» должны быть ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy_material_po_okr_miru.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС НОО (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» должны быть ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством.

Предметные результаты освоения и содержание учебного предмета «Окружающий мир»,
распределенные по годам обучения

Первый год обучения

различать наиболее распространенные лиственные и хвойные растения; комнатные растения и растения цветника; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи; примеры правил по уходу за комнатными растениями и домашними животными;

указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи;

соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет;

проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя;

использовать небольшие  тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для  ответов на вопросы с использованием явно заданной информации

Второй год обучения

распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных;  явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба;

описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями;

ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;

узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России;

находить на карте России Москву, свой регион и его главный город;

соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года;

соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам  безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя  знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет;

проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды,  ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать справочные издания и детскую литературу  о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для  ответов на вопросы с использованием явно  и неявно заданной информации;

создавать на основе небольших текстов о природе и  обществе собственные высказывания по заданному плану

Третий год обучения

распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных,  грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию,  рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;  

описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки;

находить на карте мира Российскую Федерацию;

сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

использовать знания о  взаимосвязях в природе, между природой и человеком  для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и  здоровьем человека для сохранения здоровья;

приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней;

узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности;

различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;

соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для  поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями

Четвертый год обучения

распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию,  рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;  

описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки; проводить простейшие классификации;

использовать знания о  взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных зонах, природных сообществах);

демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны;

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края;

понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства;

показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических событий;

находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на ленте времени;

осознавать ценность здоровья и  здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья;

соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для  поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5 предложений)

Варианты подготовки младших школьников к урокам окружающего мира:

  • тему следующего урока школьники знают заранее;
  • по заданию готовят домашнюю работу,
  • читают энциклопедии, справочники;
  • пишут сочинения;
  • составляют проблемные и занимательные вопросы;
  • подбирают загадки, пословицы, приметы;
  • рисуют рисунки;
  • работают с контурной и физической картами;
  • проводят безопасные опыты, эксперименты, делают записи результатов наблюдений;
  • проводят самонаблюдение;
  • заполняют таблицы, схемы;
  • подбирают необходимый наглядный материал; ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе.

           Технологическая карта урока:  ИЩЕМ ОШИБКИ

ТЕМА УРОКА: Природные зоны России, 4 класс,

Школа России  ТИП УРОКА: Открытия новых знаний

ЦЕЛЬ:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.

ЗАДАЧИ:  — формировать представление о понятии «природная зона»,  о природных зонах России;

                       — развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;

                       — воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: знать географическое положение каждой природной зоны, об особенностях природы, об экологических проблемах, различать наиболее характерных для каждой природной зоны представителей флоры и фауны, уметь определять возможные причины экологических проблем;

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Природные зоны, их виды.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор; карта «Природные зоны», картины, иллюстрации природных зон: Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыня; фонарик, раздаточный материал, глобус.

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД

I.ОРГ. МОМЕНТ

Этап мотивации Цель: Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.

(1-2 минуты)

Создаёт психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Послушайте стихотворение.

(Читает стихотворение)

Необъятная страна

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

                  (Т. Бокова.)

- О чем оно?

Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.

- Здравствуйте.

Слушают стихотворение, размышляют.

К.:  планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. 

Л.: понимают и принимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Экскурсия

Методические требования к проведению экскурсии:

  1. Обязательная предварительная подготовка.
  2. На экскурсии говорить только о том, что можно показать.
  3. Изучаемый объект должен быть в руках не только учителя, но и каждого ребенка.
  4. Активность участников экскурсии.
  5. Закрепление материала экскурсии последующей обработкой.

Структура экскурсии

1. Предварительная подготовка учителя:

  • постановка цели и задач экскурсии;
  • выбор маршрута экскурсии и его посещение;
  • подбор объектов для наблюдения и исследования;
  • разработка заданий для работы учебных бригад;
  • определение формы отчетности;
  • составление плана проведения экскурсии;
  • подготовка основных вопросов для итоговой беседы.
  • предварительная подготовка учащихся.

2. Проведение экскурсии:

а) подготовка учащихся

  • актуализация цели и задач экскурсии;
  • распределение учащихся по группам (бригадам);
  • раздача учебного оборудования и заданий бригадам;
  • инструктаж – обсуждение правил поведения.

б)        основная часть:

  • вводная беседа;
  • самостоятельная работа бригад;
  • отчет о работе на местах;
  • обобщающая беседа.

в)        отчет учащихся о проделанной работе в классе:

  • обработка собранного материала;
  • запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов наблюдений и исследований.

Методика проведения наблюдений

  1. Выбор учителем объекта наблюдений.
  2. Подготовка учащихся к наблюдению.
  3. Четкая постановка цели наблюдения.
  4. Разработка заданий и распределение их между детьми.
  5. Приготовление оборудования для наблюдения.
  6. Запись результатов наблюдений.
  7. Обработка результатов наблюдений и предварительные выводы из них.
  8. Формирование простейших представлений и понятий.
  9. Установление простейших причинно-следственных связей.
  10. Использование результатов наблюдений в учебной и практической деятельности.

Практическая работа

Этапы практической работы:

  1. Постановка познавательной задачи.
  2. Инструктаж по ее выполнению (технический и организационный).
  3. Самостоятельная работа учащихся (по письменным или устным инструкциям).
  4. Фиксация результатов работы.
  5. Описание работы учащимися.
  6. Обобщения и выводы по работе.

Виды опытов:

  • демонстрационные (проводит сам учитель).
  • лабораторные: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Виды опытов
(по характеру познавательной деятельности учащихся):

  • эвристические;
  • иллюстративные;
  • исследовательские.

Моделирование

Модели:

  • схематические (рисунки на доске, в тетради);
  • вырезанные из бумаги;
  • объемные (из пластилина).

Виды наглядных пособий:

1) Натуральные:

  • живые объекты природы (комнатные растения, животные живого уголка);
  • фиксированные объекты живой природы (гербарии, чучела, влажные препараты);
  • объекты неживой природы (коллекции минералов, почв).

2) Искусственные и изобразительные:

  • объемные (муляжи, макеты, модели);
  • плоскостные (таблицы, картины).

Методические требования к демонстрации наглядных пособий:

  1. Объект должен быть виден всему классу.
  2. Пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации.
  3. С помощью вопросов внимание учащихся направляется на главные, существенные признаки объекта.
  4. При необходимости одновременно демонстрируется не более 3 – 4 объектов.
  5. В элементарном курсе лучше избегать микроскопа, слишком сложных препаратов и рисунков.
  6. После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы.

Методика организации и проведения  демонстрационных опытов

I. Подготовка к проведению опыта:

  • наличие оборудования;
  • техническое состояние оборудования;
  • качество вещества;
  • количество вещества;
  • проведение опыта до урока;

II. Проведение опыта:

  • постановка цели и задач;
  • сбор оборудования на глазах у детей, название оборудования;
  • создание фона позади опыта;
  • использование подставки;
  • соблюдение техники безопасности;
  • непосредственное проведение опыта;
  • постановка вопросов: Что вы видите? Почему это происходит? Какое явление или свойство установили?

III. Анализ полученных результатов

  • какое явление или свойство изучали посредством опыта?
  • какое оборудование использовали?
  • как протекало явление? Почему?
  • когда и где можно наблюдать такое явление в природе или в жизни?

Внеурочная деятельность: исправим ошибки

«Звездная азбука»

№ п/п

Тема

Краткое содержание урока

Оборудование

 2 класс 1 модуль. Вселенная в настоящем (8 ч)

1/1

Календари

Для чего нам календарь. Роль астрономии в зарождении календаря. Виды календарей. Великие астрономические даты. Изготовление вечного календаря.

Григорианский, лунный, садоводческий календари. Заготовки для вечного календаря, диск в коробочке, клей момент кристалл, ножницы.

2/2

Дорога в космос

История космодрома Байконур. Создание модели космического корабля Восток (для мальчиков), создание закладки «Восток» (для девочек)

Презентация 2.2. Картон, цветная бумага, ножницы, клей, лента или шнурок, трафареты, примеры поделок.

3/3

Животные-космонавты

Роль собак в развитии космонавтики. Какие еще животные побывали в космосе

Презентация 2.3. Альбом, фломастеры или карандаши

4/4

Человек в гостях у Космоса

Полет Юрия Гагарина и Алексея Леонова.

Презентация 2.4, видеофильмы «Юрий Гагарин – хроника первого полета», «Космонавт Алексей Леонов»

5/5

Астрономия и астрология

В чем разница между астрономией и астрологией. «Родословная» астрологии

Презентация 3.5

6/6

«Гороскоп-калейдоскоп»

Создание поделки «Гороскоп-калейдоскоп»

Картон, фломастеры или карандаши, ножницы, циркуль, 2 бусины, шаблоны, поделка для примера

7/7

Телескопы

Какие бывают телескопы. Что можно увидеть в телескоп. Телескоп Хаббл. Просмотр видеоролика «Вселенная телескопа Хаббл». Изготовление поделки «Телескоп»

Презентация 2.7, листы с лабиринтами для актуализации знаний, втулки от одноразовых полотенец, или белый картон, клейкая лента, шило, картинки созвездий

8/23

Зодиакальные созвездия

История возникновения зодиакальных созвездий, ярчайшие звезды, условия видимости, зарисовка своего созвездия

Презентация 4.23, альбом, карандаши или краски

1

9/24

Мой знак зодиака

Создание поделки «Мой знак зодиака»

Примеры поделок, компакт-диски, пластилин, стекер, доска или клеенка

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по окружающему миру + раздаточный материал за 4 класс на тему "Страна городов" (Школа России)

Формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности....

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" + раздаточный материал (2 класс)

Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" (2 класс)...

Раздаточный материал по Окружающему миру

Тесты и карточки по Окружающему миру 2 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Старинная женская работа».Цели деятельности учителя: ·        формирование представлений о содержании и п...

Конспект внеклассного мероприятия+ презентация "Есть в мире профессий немало"+ раздаточный материал

Цель: формирование представлений о многообразии мира профессий, а также ценностного отношения к ним....