Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Старинная женская работа».
Цели деятельности учителя:
· формирование представлений о содержании и последовательности трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое лён;
- знать последовательность трудовых операций при обработке льна;
- уметь отличать лён от других растений;
- уметь восстановить последовательность трудовых операций при обработке льна.
Личностные:
- иметь уважение к старинным трудам крестьян;
- иметь интерес к познанию окружающего мира;
- уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), презентация, карточки для работы в группе, самостоятельной работы, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnaya_zhenskaya_rabota.doc | 178 КБ |
starinnaya_zhenskaya_rabota.pdf | 2.21 МБ |
kartochki_na_onz.docx | 17.26 КБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 7.12.2018 | ФИО учителя: Слуднова Н.В. _______ | |
Школа: 104 | ФИ студента: Фаткуллина Анна | |
Класс: 2в | ФИО методиста: Горячева С.Л. _______ | |
Кабинет: 103 Время занятия: 2 урок (9:30) |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Старинная женская работа».
Цели деятельности учителя:
- формирование представлений о содержании и последовательности трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое лён;
- знать последовательность трудовых операций при обработке льна;
- уметь отличать лён от других растений;
- уметь восстановить последовательность трудовых операций при обработке льна.
Личностные:
- иметь уважение к старинным трудам крестьян;
- иметь интерес к познанию окружающего мира;
- уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), презентация, карточки для работы в группе, самостоятельной работы, цветные карандаши.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение. Наглядный – демонстрация слайда. | 2 мин | Приветствие: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Эмоциональный настрой на работу: - Посмотрите на слайд, прочитайте пословицу. Если есть труд - значит, будет и успех. - Как вы ее понимаете? - Правильно. А вы готовы трудиться? - Тогда вперед к успеху! | - Приветствуют учителя - Смотрят на слайд и читают пословицу. - Ели постоянно прикладывать усилия, трудиться, то всегда будет результат. - Да. | Л: самоопределение. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа. | 2 мин | Повторение: - Ребята, давайте вспомним: 1. Какие растения называют травянистыми? 2. Назовите растения, которые растут возле дома человека. Подводящий диалог к теме: - Какие вы уже знаете совместные работы, когда люди и трудятся, и песни поют, и играют? - Как вы думаете, есть ли еще старинные работы, когда женщины трудятся, поют песни и играют? | - Однолетнее или многолетнее растения, похожие на траву. - Крапива, полынь, птичья гречишка, подорожник. - Капустные вечера, когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму, и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями. - Да, но мы не знаем. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | - Конечно, есть. Тогда предположите тему нашего урока. - Поставьте цель своей деятельности на уроке. | - Старинная женская работа. - Узнать о новой старинной женской работе. | Р: целеполагание: постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа. Наглядный: иллюстрация, демонстрация Практический: чтение текста. | 19 мин | - У женщин было всегда много забот и дел. Чтобы узнать, какой у них был главный труд, попробуйте отгадать ребус. - Итак, предположите, чем занимались женщины в старину. - Верно. - Ткань из льна сейчас называют северным шёлком. Она прочна, отливает серебром и красива даже без узоров. Часто ткали лён с цветными нитями. А белую ткань украшали вышивкой. - Ребята, давайте проследим, как в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань. Работа по карточкам: - Сейчас я вам раздам каждому 1 лист на парту, где написаны все виды работы со льном. Мы будем читать по порядку и отвечать на вопросы. Посев. - Когда сеют лён? - Когда начинают прополку? Теребление. - Когда нужно убрать лён? - Каким способом убирали лён? Обмолот (околачивание). - Куда везли снопы? - Что такое гумно? - Что делали в этом помещении? - Что делали с семенами льна? - Что делали со снопами? Расстил. - Что происходило со снопами на поле? - Из обмолоченных семян били масло. Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло? Сушка. - Что делали со льном? Мятка. - Что делали со льном? Трепание. - Что делали со льном? - Что в это время делали женщины? Очесывание. - Что делали женщины? - Что было после очеса? - Все правильно. Мы с вами прошли все виды работы со льном. Трудно приходилось женщинам? - Почему женщины собирались вместе? - Посмотрите на слайд, чтобы порадовать себя , мастерицы делали из очёсков льна куколок-льняниц и называли их помощницами в своем нелегком труде. Динамическая пауза. Клочьями рвали, По полю вязали, Били меня Колотили меня, Под ключ запирали, На стол сажали. | - Лён. - Они выращивали и обрабатывали лён. - Слушают информацию учителя. - Весной, в теплую влажную землю. - Когда появляются светло-зелёные стебельки. - До конца августа. - Рукой захватывали стебельки у самой земли и вырывали с корнем, горстями; связывали в сноп. - На гумно. - Сарай для обмолота зерновых растений. - Колотушками били по льняным головам, выколачивая зерно. - Подкидывали лопатами вверх – просеивали, складывали в мешки. - Увозили обратно на поле. - Падала холодная роса, стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. - Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных. - Везли сушить в дом, на полати русской печи. - Стебли льна мяли на мялках. - Левой рукой держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала. - Сочиняли частушки, смеялись, делились новостями. - Очесывали крупной щеткой, а затем мелкой. - Наступало время пряжи. - Да. Это была сложная работа. - Работа было монотонной , чтобы им не было скучно. - Повторяют движения за учителем. | П: анализ объектов; П: смысловое чтение; К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа Практический: упражнение Наглядный: демонстрация слайда, карточки с заданием. | 5 мин | Мы с вами прошли все виды работы со льном. Трудно приходилось женщинам? - Почему женщины собирались вместе? Работа со слайдом: - Посмотрите на слайд. Выполним задание устно. Прочитайте. Что нам нужно сделать? - На какой картинке, по вашему мнению лён? - Давайте проверим. Правильно. Работа в группах: - Итак, ребята, сейчас мы с вами побываем в музее льна и бересты в Костроме и выполним задание в группах. Разделимся на 3 группы. Каждой группе я даю по листочку с заданием, вам нужно с помощью учебника определить названия орудия труда для обработки льна и записать номера их названий в кружок. У вас 2 минуты, приступаем. - Теперь представитель группы, которая закончила быстрее всех, выйдет к доске и пронумерует свои ответы с листочка. - Все группы согласны? | - Да. Это была сложная работа. - Работа было монотонной , чтобы им не было скучно. - Найти среди растений лен и отметить галочкой. - 2 картинка это лен. - Работают в группах. - Пишет ответы на доске. - Проверяют ответы. | Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. К: управление поведением партнера. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: разъяснение Практический: демонстрация слайда | 3 мин | Работа по карточкам: - Молодцы ребята, а теперь пришло время для самостоятельной работы. - Я раздам вам листочки, ваша задача – расставить по порядку этапы работы со льном. - Теперь сверьте с экраном. Посмотрите на критерии оценивания. Если у вас нет ошибок или 1, то поставьте 5. Если у вас 2-3 ошибки, то поставьте 4. Если больше 3, то поставьте 3. - Поднимите руку у кого 5, теперь у кого 4, у кого 3. | - Выполняют самостоятельную работу. - Проверяют по эталону, оценивают свой результат. | П: смысловое чтение. П: структурирование знаний. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа Практический: опрос Наглядный: демонстрация слайдов | 5 мин | Работа по учебнику: - Вы большие молодцы, а теперь давайте прочтем текст на стр. 77 «Димитриев день». - Когда Карельские женщины заканчивали обрабатывать лён? - Что делали в этот день? - Что и кому дарили? - Отлично. Давайте прочтем вывод. | - Читают текст. - Ко дню Димитрия Солунского. - Постились до обеда, а затем наряжались почуднее и обходили все дома и смотрели, нет ли где ленивых детей. - Первому кто входил, дарили клубок пряжи. - Читают вывод. | П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа. Наглядный: демонстрация слайда, карандаши 3х цветов. | 3 мин | - Сегодня вы большие молодцы, трудились и старались. - Давайте вспомним цель нашего урока. - О какой новой работе для себя вы узнали? - Давайте оценим свою деятельность на уроке. Достаньте из пенала зеленый, желтый, красный карандаши. Кто понял тему урока, разобрался в ней, и не было трудностей в самостоятельной работе, поднимите зеленый карандаш. Кто понял тему урока, но были трудности в самостоятельной работе, поднимите желтый карандаш. Кто не понял тему урока, не разобрался, было трудно выполнять самостоятельную работу, поднимите красный карандаш. - Мне было с вами интересно и приятно работать, до свидания! | - Узнать о новой старинной женской работе. - Как женщины вместе обрабатывали лён, с помощью чего они трудились. - Оценивают свою деятельность на уроке | Р: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Карточка «Виды работы со льном»
Посев. | Сеют лён весной в теплую, влажную землю. Едва появятся светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Красиво цветёт лён, словно опускается на поле синее небо. |
Теребление. | До конца августа лён надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. У гостей связывали в сноп. Снопы рядами расстилали на полосе для сушки. |
Обмолот (околачивание). | После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льнягым головам, выколачивая зерно. Семена пдкидывали лопатами вверх – просеивали, затем складывали в мешки, а снопы увозили обратно на поле. |
Расстил. | В августе на снопы в поле падала холодная роса. От её влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. Из обмолоченных семян били масло. |
Сушка. | На поле лён мочили росы и дожди в течении 3-4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи. |
Мятка. | Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. Со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно. |
Трепание. | Измятый лён надо было очистить от остатков оболочки – кострики. Левой рукой крестьянки держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала. |
Очесывание. | Отрепанный лен сначала очесывали крупной, а затем елкой щеткой. После очеса наступало время пряжи. |
Карточка «Виды работы со льном»
Посев. | Сеют лён весной в теплую, влажную землю. Едва появятся светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Красиво цветёт лён, словно опускается на поле синее небо. |
Теребление. | До конца августа лён надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. У гостей связывали в сноп. Снопы рядами расстилали на полосе для сушки. |
Обмолот (околачивание). | После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льнягым головам, выколачивая зерно. Семена пдкидывали лопатами вверх – просеивали, затем складывали в мешки, а снопы увозили обратно на поле. |
Расстил. | В августе на снопы в поле падала холодная роса. От её влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. Из обмолоченных семян били масло. |
Сушка. | На поле лён мочили росы и дожди в течении 3-4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи. |
Мятка. | Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. Со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно. |
Трепание. | Измятый лён надо было очистить от остатков оболочки – кострики. Левой рукой крестьянки держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала. |
Очесывание. | Отрепанный лен сначала очесывали крупной, а затем елкой щеткой. После очеса наступало время пряжи. |
Предварительный просмотр:
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
Очесывание | |
Расстил | |
Мятка | |
Посев | |
Теребление | |
Трепание | |
Обмолот | |
Сушка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспекты уроков по окружающему миру 2 класс ШР (4 + презентация)
Окружающий мир 2 класс1. Тема: Заглянем в клоадовые Земли2. Презентация "Заглянем в клоадовые Земли"3. Тема: в школе. Правила вежливости4. Тема: ты и твои друзья5. Тема: проверим себя по разделу "Обще...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Водные богатства" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема: «Водные богатства» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки. Планируем...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...