Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мы отправимся с вами в удивительное  царство – это царство растений. В волшебном царстве, растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует  нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё царство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx119.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Какие бывают растения?

Цель урока: познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.


Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.

- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.

- Дать представление о невидимых нитях в природе.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование: рисунки растений; раздаточный материал: картинки с растениями для работы в парах; гербарий; таблицы, выставка книг.


Ход урока

1.  Организационный момент .

1.1 Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
(лес) На доске картинка леса.

У.  Мы отправимся с вами в удивительное  царство – это царство растений. В волшебном царстве, растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует  нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё царство. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны ( от лат. «флос», «флорис» - цветок).

 1.2 Актуализация знаний.  Стадия «Вызов»          

Постановка проблемы.

У. Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самыми различными: от сосны до земляники, грибов).

У. Богиня Флора предлагает нам и разделить их на группы. (Здесь могут быть тоже разные ответы. Например: хвойные и лиственные или деревья, кустарники и травы).

Учитель подчёркивает разногласия в ответах уч-ся.

1.3  Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)

У. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит  осенний листочек,  на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите,  или «-», если не верите.

Вопросы:

1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.

2…у трав мягкие и сочные стебли.

3…деревья бывают лиственные и хвойные.

4…кустарники бывают лиственные и хвойные.

5…у деревьев один толстый стебель.

6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.

7…у хвойных растений нет листьев.

8…растение под названием «Вероника дубравная» является травой.        

У.   Опять нет единого мнения. Что же нам делать?

Дети. Изучить группы растений. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений.

У. Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

2. Изучение нового материала. Знакомство с разнообразием растений. Стадия «Осмысление»

У. Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

2.1  Прием загадок.

Загадки

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

  Стоит под горой.

(берёза)

  Не загадка это даже,

Сразу назовем,         

Если только кто-то скажет:

 —Желуди на нем!

 (дуб)

Весной зеленела

Летом загорела

Осенью надела

Красные кораллы

(рябина)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт,

А в иголках целый год.

(ель)

У. Как одним словом назовём все эти растения? (деревья) А чем деревья отличаются от других растений? (один большой ствол покрытый корой, от него много ветвей)

У. Все ли деревья одинаковые? (Выслушиваются ответы детей и подводятся к выводу, что деревья бывают лиственные и хвойные). Сравнивают листья деревьев.

 У. Как мы назовем одним словом эти растения: смородина, орешник, шиповник, калина?   (кустарники).

У.  Чем они отличаются от деревьев? (скорее всего,  дети ответят, что отличаются тем, что они ниже деревьев. Но, может быть, некоторые скажут и другое отличие – несколько стволов.) Сможете ли вы отличить деревья от кустарников? Проверьте себя по рисунку в учебнике.    Работа по учебнику. 

У. Рассмотрите  изображения растений. Назовите номера и названия кустарников.  

2.2 Сообщения, подготовленные учащимися:

Шиповник  

Один из самых ценных кустарников как в дикой, так и в культурной форме. Высота растения до 2 м, ветви красно-коричневые, блестящие, покрыты загнутыми шипами. Цветки розовые, яркие. Данное растение относится к семейству Розоцветные. Листья округлые, собраны по несколько штук на одном черешке. Край мелко изрезанный. Плоды шиповника ярко-оранжевые, эллиптической или округлой формы. С самой древности это растение считалось целебным источником важных веществ и витаминов. Цветение продолжается с середины мая до конца июня. Для изготовления лекарственных препаратов используются все части растения, кроме листьев: плоды, корни, стебли и цветки.

Боярышник

Кустарник 3-5 м. Растёт быстро. Светолюбив, цветёт в мае-июне. Цветы преимущественно белые. Плоды съедобные, цвет от жёлтого, красного до чёрного. Морозостоек.

Малина

Я - малина. Я кустарник. Почему меня считают кустарником? Я расту на полянках, опушках, оврагах. Люблю влагу. Человек использует в пищу все части растения: плоды, листья, молодые побеги. Я могу расти в саду и в лесу. Ягоды малины употребляют свежими. Их можно сушить, варить варенье. В лесных ягодах малины содержится больше полезных веществ.

У. Молодцы! А какие ещё растения могут быть, кроме деревьев и кустарников в лесу?

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть её всегда готовы.   (травы).

2.3 Практическая работа с гербарием.

У. Давайте познакомимся поближе с травами леса.

Рассматриваем гербарий трав: мать-и-мачеха, крапива, клевер, лютик.  

Какой стебелек у них?  (тонкий, мягкий, зелёный стебель)

Мать-и-мачеха, расскажи нам о себе?

 (Рассказ ученика) Пушок защищает мой цветок от жаркого солнца днем, а ночью от холода. А знаете ли вы, что я лекарственное растение? Из моих листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой я замечательный цветок.

Рассмотрим одуванчик.

(Рассказ ученика) Мне и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды. Я пробиваюсь сквозь трещину в асфальте, а могу даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой я стойкий и смелый путешественник! Из меня варят мед и варенье. Из корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев готовят салат. Я тоже лекарственное растение, из меня готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.
 У. Какой стебелек у  этих растений?  (тонкий, мягкий, зелёный стебель)

ФИЗМИНУТКА
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

2.4  Прием «Сводная таблица»

У. После прочтения текста     вам нужно  заполнить таблицу и сравнить между собой деревья, кустарники  травы.

(Дети читают текст из которого узнают об особенностях и отличиях деревьев, кустарников и трав. Категории сравнения выделить после чтения текста. Эту работу можно провести в группах по 4 человека. У каждой группы есть лист с заготовкой таблицы. Категории линий сравнения задает сам учитель, т.к. самим ученикам 2 класса это сделать будет трудно).

Текст: Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Чем они отличаются? У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твердые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных листья в виде иголок (хвоинок).

У. В первой строке запишите названия ярусов растений леса. Сравните растения по записанным в первом столбике признакам.

Линии сравнения

Деревья

Кустарники

Травы

Высота

Стебель

Какие  листья

После заполнения таблицы в группах, заполняется таблица на доске. Отчитывается по желанию та или иная группа, остальные добавляют или высказывают свои варианты.

 Пример заполненной таблицы на доске:

РАСТЕНИЯ

Линии сравнения

Деревья

Кустарник

Травы

Высота

высокие

средние

низкие

Стебель

один толстый, одревесневший

несколько одревесневших

мягкие,  сочные

Какие  листья

пластинки и хвоинки

пластинки и хвоинки

пластинки

 

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к «Осенним листочкам» и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.  (Проверка происходит в парах).

У. По каким вопросам ваше мнение совпало? По каким вопросам ваше  мнение изменилось? Объясните, почему?

Вывод. Лес состоит   из трех ярусов - деревья, кустарники и травы.
У. Закройте глаза и представьте, что на Земле нет ни деревьев, ни трав. Что тогда произойдёт?

Вот поэтому лес называют «легкими» планеты, потому что лес - это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных.

Что мы можем сделать для наших лесов?

Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

3.2  Составление синквейна (на листочках), зачитывание представителями групп.                

У.

 −  Назовите тему урока одним словом (растения);

Назовите 2  признака растения (зеленые, красивые);

− Назовите  3 действия, которые производят растения (растут,  украшают, очищают );

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Растения-легкие  нашей планеты!);

Какое слово наиболее точно определяет главную мысль нашей темы? (Разнообразные!)

 Домашнее задание: 1 ряд – сообщение о дереве нашей местности

                                     2 ряд – сообщение о кустарнике нашей местности

                                     3 ряд – сообщение о траве нашей местности    

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...