КТП. Окружающий мир. 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Зуева Эльвира Алексеевна

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру в 4 ( Школа России) классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.okruzhayushchiy_mir._4_klass.docx60.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Дубровская СШ №21»

Календарно- тематическое планирование

Окружающий мир

4 класс( « Школа России»)

Учитель: Зуева Эльвира Алексеевна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс ( 68 часов).

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Формы контроля

Примечание

Виды учебной деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

 

Земля и человечество 9ч

Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы

Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; воспитывать бережное отношение к природе.

2

 Планеты Солнечной системы. Характеристика планет  Солнечной системы. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года

3

 Звёздное небо – Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

Познакомить с новыми созвездиями и звёздами. Учить наблюдать звёздное небо

Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо

4

 Мир глазами географа. Понятие о географии как науке и географических объектах. Географическая карта и план. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»  

1

Познакомить с наукой- географией Учить рассказывать о мире с точки зрения географа

Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа

Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное.

 Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч. данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

5

 Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Важные сведения из истории родного края.

1

Познакомить с наукой история. Учить рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников

Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников

6

 Когда и где? Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Счёт лет в истории. Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

Познакомить с исторической картой, и рассказать как ведётся счёт лет в истории. Учить соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту

Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту

7

 Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на

природу (в том числе на примере окружающей местности).

1

Познакомить с действиями человечества по защите своей планеты. Учить рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения

Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения

Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

8

 Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о всемирном наследии и его составных частях Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

1

Познакомить со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Учить приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги

Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга Проверим себя и оценим свои достижения. Тест по разделу «Земля и человечество»

1

Проверить знания по разделу «Земля и человечество

Проверят знания по разделу «Земля и человечество

Будут повторять и закреплять пройденный материал

10

 Природа России 11 ч .

Равнины и горы России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги Особенности

поверхности родного края. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

Познакомить с основными формами земной поверхности. Учить находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны

Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны

11

 Моря, озера и реки России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Водоёмы, их разнообразие. Водоёмы родного края. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

Познакомить с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Учить находить и показывать их на карте

Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте

12

Природные зоны России: общее представление. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

Познакомить с природными зонами России, картой природных зон. Учить объяснять, почему происходит смена природных зон

Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон

13

 Зона арктических пустынь. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. 

1

Познакомить с природой Арктической пустыни. Учить давать характеристику этой зоны по плану

Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе

14

 Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны  тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

1

Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Учить давать характеристику этой зоны по плану

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану

15

 Леса России. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость  их природы от распределения тепла и влаги.

1

Познакомить с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, учить сравнивать природу различных лесных зон

Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон

16

 Лес и человек. Роль леса в природе  и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы  в лесных зонах.

1

Познакомить с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Учить правильно вести себя в лесу

Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу

17

 Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны.

1

Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны степей. Учить давать характеристику зоны по плану.

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.

18

 Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений   и животных полупустынь и пустынь  к природным условиям.

1

Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Учить давать характеристику зоны по плану.

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.

19

У Черного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря.

1

Познакомить с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Учить правильно вести себя у моря

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

20

 Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Природа России»

1

Проверить знания по разделу

Проверят знания по разделу

21

 Родной край – часть большой страны12ч

Наш край. Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Родной край — частица России. Общая характеристика родного края. Практическая работа №8 «Знакомство с картой родного края»

1

Познакомить с политико-административной картой России. Учить находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану

Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

22

 Поверхность нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки.

1

Познакомить с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Учить ответственному отношению к природе

Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

23

 Водные богатства нашего края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила безопасного поведения на воде.

1

Познакомить с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, учить описывать водные объекты своего  края по плану

Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего  края по плану

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

24

 Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Практическая работа №9 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, учить различать и описывать полезные ископаемые своего края

Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

25

 Земля-кормилица. Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы родного края. Охрана почв.

1

Познакомить с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Учить ответственному отношению к природе

Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

26

 Жизнь леса. Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи в природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. 

1

Познакомить с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, учить давать характеристику лесного сообщества по плану

Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

27

 Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Влияние человека на природные сообщества. Охрана лугов.

1

Познакомить с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, учить правильно вести себя на лугу

Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

28

 Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.

1

Познакомить с природным сообществом пресных вод, учить бережно относиться к водным растениям и животным

Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям и животным

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

29

 Экскурсия к водоему. Природные сообщества, характерные для края, где мы живём.

1

30

Растениеводство в нашем крае. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.

1

Познакомить с работой растениеводов нашего края, учить различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений

Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

31

Животноводство в нашем крае. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.

1

Познакомить с работой животноводов нашего края, учить различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных

Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

32

Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

1

Проверить знания по разделу

Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта

Проверят знания по разделу

Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

33

Страницы всемирной истории 6 ч

Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. 

1

Познакомить с эпохами истории человечества, выяснить, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследить как менялась жизнь первобытных людей

Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

34

Мир древности: далекий и близкий. Духовно ­ нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. 

1

Познакомить с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, показать значение письменности, сравнить источники по истории первобытности и по истории Древнего мира

Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

35

 Средние века: время рыцарей и замков. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

1

Познакомить с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Показать важность начала книгопечатания. Сравнить источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья

Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

36

 Новое время: встреча Европы и Америки. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения  в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие  техники.

1

Познакомить с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Учить сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Показать на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками

Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками

Использовать установленные правила в контроле способа действия; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема)

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

37

 Новейшее время: история продолжается сегодня. Взаимоотношения человека с другими людьми. Развитие  парламентаризма и республиканской  формы правления. Достижения современной науки и техники. Исследования Арктики и Антарктики. Освоение космоса. Первая  и вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых наций.

1

Познакомить с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени

Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие культур, религий, народов

38

Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Страницы всемирной истории».

1

Проверить знания по разделу «Страницы Всемирной истории»

Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории»

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);

классификация по заданным критериям

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

39

Страницы истории России 21ч

 Жизнь древних славян. Картины быта, труда, духовно­нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён.

Познакомить с занятиями, верованиями восточных славян, учить описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян

Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян

40

 

 Во времена Древней Руси. Основание Новгорода  и Киева. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси.

1

Формировать представления о Древней Руси, учить находить на карте её территорию, границы, города, столицу, показать важность принятия Русью христианства

Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства

41

Страна городов. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Основание Москвы, строительство Кремля .

1

Формировать представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, учить находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, показать важность находок берестяных грамот

Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают  важность находок берестяных грамот

42

 Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. « Повесть временных лет». Рукописные книги.

1

Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, показать, что Древняя Русь была страной высокой культуры, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных

Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут,  какое значение имеют древнерусские летописи для учёных

43

 Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине 12 века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

1

Сформировать представление о военном деле на Руси, учить сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, показать, какую роль сыграли эти события в истории России

Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);

классификация по заданным критериям

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

44

 Русь расправляет крылья. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

Сформировать представление  о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, учить описывать древнюю Москву по иллюстрации

Будут сформированы представления  о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы,  будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации

45

 Куликовская битва. Важные сведения из истории родного края. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского.

1

Сформировать представление о том, как Русь боролась за независимость, учить определять по карте место Куликовской битвы, показать какую роль сыграла Куликовская битва в истории России

Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России

46

 Иван Третий. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение  единого независимого Российского государства. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. 

1

Сформировать представление о создании независимого единого Российского государства, учить находить на карте его территорию и границы, учить описывать изменения в облике с помощью иллюстрации

Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации

47

 Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников  Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина.

1

Сформировать представление о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., учить сравнивать современные и старопечатные книги, показать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание

Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

48

 Патриоты России. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

1

Сформировать представление о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, показать роль этого события в истории России

Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России

49

 Петр Великий. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр 1 – первый российский император.

1

Сформировать представление о преобразованиях Петра 1, учить находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, учить составлять рассказ о выдающемся человеке

Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке

50

 Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности . Освоение Московского университета.

1

Сформировать представление о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомить с кабинетом учёного по фотографии

Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии

51

 Екатерина Великая. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра . Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения . Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход  к азовскому и Чёрному морям.

1

Сформировать представление об императрице Екатерине Второй, познакомить с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым

Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым

52

 Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим . Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном.

1

Сформировать представление о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, показать почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России

Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

53

 Страницы истории XIX века. Освобождение крестьян  от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Технические достижения России в 19 веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея.

1

Сформировать представление об освобождении крестьян, познакомить с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века  ,учить находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.

Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.

54

 Россия вступает в XX век. Николай 2 – последний император России. Возникновение политических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в первой мировой войне. Февральская революция  1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.

1

Сформировать представление о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне.

Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне

55

 Страницы истории 1920–1930-х годов. Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов.

1

Сформировать представление о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., учить находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик

Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик

56

 Великая Отечественная война и Великая Победа. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск над Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.

1

Сформировать представление о ВОВ и Великой Победе, учить собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов

Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

57

Великая Отечественная война и Великая Победа. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы

1

58

 Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР.

1

Сформировать представление о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса

Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса

59

 Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Страницы истории России»

1

Обобщить и закрепить пройденный материал

Сформировать представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжить работу с картой России

Обобщат и закрепят пройденный материал

Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России

60

Современная Россия 9ч

Основной закон России и права человека.  Россия — многонациональная страна. Понятие о федеративном устройстве России.

Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка.

1

61

Мы – граждане России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент Российской Федерации — глава государства, Федеральное собрание. Правительство. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан.

1

Сформировать представление о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России

Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание

62

 Славные символы России. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. 

1

Сформировать представление об истории государственных символов России, показать важность уважительного отношения к символам государства

Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства

63

 Такие разные праздники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны
и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

1

Сформировать представление о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга

Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

64

Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Города Золотого кольца России

1

Дать представление о том, насколько велика наша стран, познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями

Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание

65

Путешествие по России. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Народы России, особенности их традиционной культуры. 

1

66

Путешествие по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

1

67

 Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

Обобщить и закрепить пройденный материал

Обобщат и закрепят пройденный материал

68

 Обобщение и повторение пройденного за год.

Презентация проектов. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

1

Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта

Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...