Водные богатства.
план-конспект урока по окружающему миру

Безручко Нина Сергеевна

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и республики, частях реки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_2.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока окружающего мира

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», А.А.Плешаков.

Класс

2

Раздел (содержательная линия)

Путешествия

Тема урока

Водные богатства.

Цели урока

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и республики, частях реки.

Основное содержание урока

Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, с индивидуальными карточками.

Термины и понятия

Исток, русло, устье, притоки.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Познавательные:

1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

2.Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные:

1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2.Планировать свои действия.

3.Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные:

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

1. Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Окружающий мир, русский язык

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»,  2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

2. А. А. Плешаков  Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

3. Глобус.

4.Компьютер, экран.

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа:  Организационно - мотивационный

Педагогические задачи: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Планируемый результат:

Р1: осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Л2: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Эмоциональный настрой. Учитель читает, дети повторяют. Солнечного настроения на весь день.

- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» по нашей планете.

Ученики настраиваются на работу

Мы – умные.

Мы – дружные.

Мы – внимательные. Мы – старательные.

Мы – отлично учимся.

Все у нас получится.

Название этапа: Актуализация знаний. Проверка Д/З.

Педагогические задачи: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Планируемый результат:

Р2: планировать свои действия.

Л2: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Сегодня на уроке домашнее задание мы проверим в группах. Вспомним правила работы в группе

(не перебивать, слушать мнение своего товарища, обобщать).

Каждой группе выбираем капитана, который будет отвечать за  работу в группе.

вопросы.

Капитаны получают задание.

Для работы и обсуждения к каждой группе выдаются вопросы.

Название этапа: Постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Планируемый результат:

Л1: овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

К1: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Р2: планировать свои действия.

Р1: осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: карточки для работы.  Они были разделены на две группы, но Муравьишка–Вопросик их нечаянно  перепутал. Поможем ему исправить эту досадную ошибку? (парная работа)

- Объясните, пожалуйста, значение слов второго столбика.

- А кто может сформулировать тему урока?

Помогут нам загадки: (отгадки на СЛАЙДАХ)

1. Кругом вода, а с питьём беда.

2.Шумит он в поле и в саду,

 А в дом не попадет.

 И никуда я не иду,

 Покуда он идет.

3. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит.

- Что общего в наших отгадках? (СЛАЙД)

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а  о  водных богатствах. (СЛАЙД)

- Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

  1. Что составляет водные богатства?
  2. Как обозначаются на карте?
  3. Строение реки.
  4. Водные богатства нашего края.

Слова: склон, подошва, вершина, гора, холм, устье, русло, приток, исток.

Выдвигают свои предположения.

Место, где начинается холм или гора.

Самая высокая часть холма или горы.

Часть от подошвы до вершины горы.

Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.

Море

Дождь

Река

Везде говорится о воде.

Название этапа: Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Педагогические задачи: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Планируемый результат:

Р1: осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

П1: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

П2: сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

Р3: контролировать и оценивать свою работу.

К2: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего?

- Почему?

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?

- Какие  водоёмы существуют на Земле? (СЛАЙД)

- На какие 2 группы их можно разделить? (СЛАЙД)

- Какие водоёмы есть в нашей Воронежской области? (СЛАЙД)

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим.

- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?

- Как же образуется река?

- Какие части реки вы знаете?

- Оказывается, о них мы уже говорили в начале урока.

- Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки.

синего

синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

на земле мало чистой воды

Да, они содержат запасы воды.

Моря, океаны, реки, озёра…

ответы детей

Инсценировка стих «РЕКА»

Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.

Самостоятельное чтение текста учебника.

Название этапа: Первичное закрепление

Педагогические задачи: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Планируемый результат:

К3: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Л2: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р3: контролировать и оценивать свою работу.

П3: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Работа по схеме «Части реки». (СЛАЙД)

- Как называют начало реки?

- Что такое устье реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить левый и правый берега?

- Что такое притоки?

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

 - Как вы думаете, почему текут реки?

- Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем селе?

- Что вы знаете о происхождении названия реки?

Выполнение в тетради задания 2 на с.51.

Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди.

Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.

Икорец, Топка( Фотовыставка: на снимках дети на отдыхе на берегу реки Икорец)

Ответы детей.

Название этапа: Обобщение и закрепление (практическая работа)

Педагогические задачи: обобщение и закрепление полученных знаний на основе практической работы.

Планируемый результат:

Р1: осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Р3: контролировать и оценивать свою работу.

К1: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

П2: сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

П3: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Заполнение схемы «Части реки» .

Приклеивают соответствующие названия на схему реки.

Название этапа: Рефлексивно - оценочный

Педагогические задачи: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Планируемый результат:

Л2: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

К2: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Р3: контролировать и оценивать свою работу.

П3: контролировать и оценивать свою работу.

- Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите  и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды  сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать  участие в экологических мероприятиях. Многих художников волнует тема « Водные богатства»…. И вы тоже не остались равнодушными…

- Что можем для этого делать мы?

- Продолжите фразы. (СЛАЙД)

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Больше всего понравилось…
  • Мне захотелось…

И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»  

Оцените свою работу на уроке: приклеивают капельки разного цвета к тучкам.

домашнее задание

Учебник: с.82-85,тетрадь: с.52, з.4, с.53, з.6

Фотовыставка «Черное море»

Рассматривание картин художников….

Конкурс  детских рисунков « Наша речка»

Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту.

Читает подготовленный ученик.

( капельки- настроение- трёх цветов)

Список использованной литературы:

  1. А. А. Вахрушев  Методические рекомендации для учителя «Окружающий мир» - Москва «Баласс» 2011г
  2. И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС, - «Управление начальной школой» №12 2011 год.
  3. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч./ А.А.Плешаков,– М.: Просвещение, 2012.
  4. А.А.Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

"Водные богатства"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал....

Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"

Конспект урока   по предмету "Окружающий мир "во 2 классе .  Тема урока  Водные богатства"...

«Водные богатства Волгоградской области – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба».

- Познакомить учащихся с водными богатствами Волгоградской области;- Научиться находить реки на карте и правильно их показывать – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба;- Систематизировать знания детей ...

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...