Урок окружающего мира для 4 класса "Моря, озёра, реки России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ермолаева Елена Валентиновна

Урок окружающего мира по программе "Школа России" (Плешаков А.А.). Урок объяснения нового материала с использованием ИКТ технологий, проблемного обучения и групповой формы организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morya_ozyora_reki_rossii._4_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

4 класс, УМК  А.А.Плешакова («Школа России»)

Тема «Моря, озёра, реки России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

 школы-сада №7 г.Пересвета

Сергиево-Посадского района

Московской области

 Ермолаева Елена Валентиновна

Октябрь  2014 года

Цель урока:

- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках  России.

Задачи урока:

Образовательные:

 - сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках  России;

- ознакомить с их местонахождением;

- формировать умение работать по карте;

Воспитательные:

- воспитание любви к Родине, к родной природе;

- воспитание основ экологической грамотности учащихся;

- воспитание культуры взаимоотношений в процессе совместной работы;

- проводить рефлексию своей работы на уроке;

Развивающие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие пространственного воображения;

- развитие образного и абстрактно-логического мышления;

- развитие умения анализировать, сравнивать обобщать.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, магнитофон.

Тип урока: объяснение нового материала

1.Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,

 И дожди шумят над ней.

 В целом свете, в целом свете

 Нет страны её родней!»

 Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы  продолжаем изучать природу нашей страны.

2.Проверка домашнего задания.

На интерактивной доске:

Ладожское      Волга     Кавказ     Азовское       Урал    

Саяны     Енисей     Байкал       Чёрное     Алтай       Каспийское

-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы)  Покажите их на карте

-Что такое «каменный пояс» земли русской?

-Как называется равнина, на которой мы живём?

3.Актуализация знаний.

- Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы)

- Какие водоёмы  вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)

- А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете. Расшифруйте слова, решив примеры по командам.

Команде №1.  (МОРЯ)

Расшифруйте слово, решив примеры:

780 * 10 =

3000 : 100 =

42000 : 1000 =

180 : 10 =

Расположи ответы в порядке возрастания.

Команде №2.  (ОЗЁРА)

Расшифруйте слово, решив примеры:

61 * 100 =

3000 : 100 =

820 * 10 =

50000 : 10 =

740 * 10 =

Расположи ответы в порядке возрастания.

Команде №3.  (РЕКИ)

Расшифруйте слово, решив примеры:

25 * 1000 =

90000 : 10 =

42000 : 1000 =

117 * 100 =

Расположи ответы в порядке возрастания.

Ключ к шифру:

18 – М

30 – О

42 – Р

5000 – З

6100 – Ё

7400 - Р

7800 – Я

8200 – А

9000 – Е

11700 – К

25000 - И

4. Постановка целей урока.

- Отправимся в научную экспедицию. Какие задачи мы для себя определим?

5. Самоопределение к деятельности.

– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. Изучите научное определение понятий «река», «озеро», «море» (в конвертах на карточках).

МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.

ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.

РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.

Все группы, начиная с гр. «реки», читают определение и на интерактивной доске распределяют оставшиеся слова в 3 столбика: реки, озёра, моря.

Возникает проблема: куда отнесём Каспийское море?  (опираясь на определение и карту, относим к озёрам)

6. Открытие нового знания.

а)Интерактивная обзорная  экскурсия по данной теме (диск к учебнику)

-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.

б)Физминутка.

Вышли на палубу (встали)

 Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)

 Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)

 Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)

 Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)

 Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)

 Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

в) Отправляемся в экспедицию. Будем исследовать водные пространства России.

Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для  любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты.

Дополнительный материал для любознательных ( дети подбирают дома из различных источников):

Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.

Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.

Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется  по 2700 цистерн с водой.

В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.

Лена – самая длинная река в мире, которая  протекает в зоне вечной мерзлоты.

Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.

На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.

Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.

Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.

9.Первичное закрепление.

Отчёт об экспедиции.

Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на интерактивной контурной карте.

10. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зоркий глаз»

ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х

- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции.  (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)

11. Рефлексия.

- Что узнали?

- Чему научились?

- В чём затруднялись?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

- Что захотелось сделать или узнать после сегодняшнего урока?

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Оцените свою работу на уроке (капельками из бумаги)

Голубой – Было легко, интересно, всё понятно.

Синий – Небольшие затруднения, надо ещё поработать.

Фиолетовый – Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.

Итог: Мы -  россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.

Домашнее задание:-  На контурной карте в тетради отметить все изученные объекты.

Кому понравилась исследовательская работа:

- Выяснить, в честь кого названо море Лаптевых и Берингово море.

- Выяснить, какие меры принимаются для охраны водных богатств России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"

Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"...

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России"

Технологическая карта урока по ФГОСу....

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России, знакомство с их местонахождением; формирование умения работать по картеПланируемые результатыПредметные...

Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя:  формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...