Растения в домашней аптечке
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Миронова Алла Семёновна

Данная тема изучается по предмету окружающий мир во 2 классе. Основная цель познакомить с лекарственными растениями, произрастающими в нашем крае. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_v_domashney_aptechke.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область

Константиновский район

МОАУ «Новопетровская СОШ»

«Растения в домашней аптечке»

(урок окружающего мира  во 2 классе)

                                                          Урок разработала:

                                                                    Миронова Алла Семёновна,

                                                                учитель биологии-химии                                                                  

с. Новопетровка

2019 г.

Цель: познакомить с растениями домашней аптечки; воспитывать у подрастающего поколения чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре.

Планируемые результаты:

*Предметные: знать широко распространённые лекарственные растения и их использование.

*Метапредметные: формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог; осуществлять самопроверку с помощью учебника, Рабочей тетради.

*Личностные: иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

Технологии: Проблемно-диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность.

Ресурсы урока: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Учебник, ч.2., стр.28-31; Рабочая тетрадь, ч. 2, стр. 22-23;  гербарий лекарственных растений, коллекция лекарственного сырья.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Орг. момент

-Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Прижмите  ладошки к сердечку. Тепло и добро наших сердец переходит в ладошки. А теперь подарите  частичку добра всем окружающим. Поднимите  ладошки к верху и  произнесите: «Дарю добро». (Дети повторяют). Сейчас частички доброты   летают и кружатся по  классу.  И все, кто будут заходить  в нашу классную комнату, будут радоваться доброте наших сердец, и будут наполнять свои сердца добротой.

Актуализация знаний

Ребята, обратите внимание на слова: линама, апил, набяри, сточител, хопул.  Ваша задача -  расставьте буквы  в правильном  порядке, чтобы можно было прочитать названия  растений.  (Малина, липа, рябина, чистотел, лопух).  Какое одно слово вы бы исключили из списка? (малина). А почему? (кустарник).  А какие   2 слова  можно считать лишними и почему? (мнения учеников расходятся). Итак, растения имеют 3 жизненные формы: деревья, кустарники и травы.                                                                                                                                           - Скажите,  что объединяет данные растения? (Выслушиваются ответы детей). Перечислите известные вам лекарственные растения.          

Постановка цели и учебной задачи

 (На доске прикреплены гербарии  известных лекарственных  растений).                      -  Какими лекарственными растениями вам приходилось лечиться?  (Дети    называют растение, берут гербарий в руки и рассказывают о своём опыте их использования).                                                                                                                

Открытие детьми нового знания

- Откройте учебник на стр.28.  Рассмотрите картинки лекарственных растений.            –Предлагаю пополнить список лекарственных растений, а для этого отгадайте загадки.                                                                                                                                            1. Только тронь -                                                                                                                            отдёрнешь ладонь:                                                                                                                       Обжигает трава,                                                                                                                                  Как огонь.  (Крапива)                                                                                                                            2. Стоит Алёна:                                                                                                                                    Платок зелёный,                                                                                                                                 Тонкий стан,                                                                                                                                     Белый сарафан. (Берёза)                                                                                                     3. На припёке у пеньков                                                                                                          Много тонких стебельков.                                                                                                Каждый тонкий стебелёк                                                                                                  Держит алый огонёк.                                                                                                    Разгибаем стебельки -                                                                                                      Собираем огоньки. (Земляника).                                                                                            4. Шёл я лугом по тропинке,                                                                                              Видел солнца на травинке,                                                                                                       Но совсем не горячи                                                                                                                 Солнца белые лучи. (Ромашка)                                                                                     Сегодня у нас в гостях Мудрая Сова, она все знает. (На доске переворачивается лист с картинкой совы). Друзья мои,  нам  пришло письмо от Мудрой Совы; давайте прочитаем его.  «Здравствуйте, второклассники! Я всё про вас знаю и спешу вам поведать, что фитотерапия – наука о лечении с помощью растений  своими корнями уходит в глубину тысячелетий. Первобытные люди уже умели  отличать чудо-травы и пользоваться ими. Знали целебные растения и на Руси. «На всякую  хворь - зелье растёт, - говаривали в старину. Народных лекарей  почтительно называли знахарями, ведунами – от слов «знать» и «ведать».                                                                                                                               – Откройте Рабочую тетрадь на с.16, выполните упр.1. . Самостоятельно                                                                                                                                      

Физминутка

-Давайте вспомним физминутку про цветы.                                                                          Раз-два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаём)                                                 К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)                                                              Стало им приятно и тепло (смотрят вверх)                                                                  Ветерок пролетал, стебелёчки качал (раскачивают руками влево-вправо над головой)                                                                                                                                    Влево качнулись – низко прогнулись. (наклоняются влево)                                   Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)                               Ветерок убегай! (грозят пальчиком)                                                                                       Ты цветочки не сломай! (приседают)                                                                                Пусть они растут, растут,                                                                                                       Детям радость принесут! (медленно поднимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Открытие детьми нового знания

 - Ребята, хочу заметить, что лес и луг стали для человека первой аптекой.                     – У меня в руках кукла.  Потрогайте её, можете даже пошуршать;  передавайте её друг другу.                                                                                                                                   – Вы  уловили удивительный запах, который исходит из неё:                                                  - Как можно назвать эту куклу. (Дети отвечают).                                                                – Правильно, кукла-целительница. Знания и навыки о лекарственных травах накапливались чисто опытным путём и передавались из поколения в поколение. – Позже  с  возникновением письма стали появляться травники.

Первичное применение полученных знаний

– А знаете ли вы, для чего используют растения, с которыми мы познакомились?                                                                                                                           - Откройте учебник на стр.30.  Рассмотрите картинки лекарственного сырья.                 – Определите, какие части растений используются в лечебных целях.                      (Детям выполняют практическую работу.  Им  выдаются  пронумерованные коллекции лекарственного сырья.  Используются самодельные  коллекции с Лекарственного отдела пришкольного УОУ, изготовленные  учениками среднего звена. Заполняют таблицу в  РТ ).                                                                                                                       – Какое лекарственное сырьё представлено под номером 1.                                            – Верно, это соцветия тысячелистника.                                                                                                       - С какой целью его использует человек?  (Дети отвечают, аналогично изучаются и остальное сырьё).                                                                                                – Умники и умницы!

Закрепление

-Вернемся к началу урока. О каких  живых   организмах нам   рассказала  Мудрая  Сова.                                                                                                                                – Все ли лекарственные растения являются травянистыми?                                               - Приведите примеры деревьев, которые также обладают целебными свойствами.                                                                                                                                  - Знаете ли вы, лекарственные кустарники? (выслушиваются ответы детей).                - Давайте проверим  ваши знания.                                                                                     – Установите соответствие между растением и его применением. (Поочерёдно к доске вызываются ученики, где они моделируют схемы).                                         Черёмуха                                                          закрепляющее средство                      чистотел                                                           очищающее действие                                                                      липа                                                                  жаропонижающее                                     мох                                                                    перевязочный материал                              рябина                                                               для  лечения авитаминозов, цинги полынь горькая                                                возбуждает аппетит                          пустырник                                                        успокаивает  нервную систему  ромашка                                                           для лечения ангины

Рефлексия

- О чём говорили на уроке?                                                                                            - Можно ли  самостоятельно, без родителей  пользоваться лекарственным сырьём?                                                                                                                                       - Что необычного для вас было на уроке?                                                                                      - Что показалось трудным?

Итог урока

- Кто из вас достиг цели?                                                                                                              - Кто доволен работой на уроке? (дети отвечают).                                                               – На прощание  я  хочу вам сказать одно слово. Но оно зашифровано.  (выслушиваются мнения детей, если ребята не угадали, учитель делает подсказку).                                                                                                                                  – Расположите цветы в том порядке, в котором идут цвета радуги.                                     – Что у вас получилось?                                                                                                            - Молодцы!                                                                                                                                  - Спасибо  за вашу активную работу на уроке.

Контрольно-оценочная деятельность

- Я бы хотела отметить ребят, которые активно работали, отвечали на уроке, тянули руки, и оценить их работу отметкой «отлично»….., «хорошо» …

- Благодарю  тех учащихся, которые слушали на уроке и их глазки горели.

Используемая литература

1. Усенко Николай Васильевич. Тропинка в лес. Рассказы об амурской природе. Хабаровск, кн. изд., 1971– М.: Дет. лит., 1990. – 399 с.

2. 1. Книга природы: Рассказы /авторы Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский. – М.: Дет. лит., 1990. – 399 с.

3. Мацюцкий С.Н. –  Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988. – 168 с. – (Мир туристских интересов).

4. Журнал «Начальная школа» 1 (714)  с.33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Растения в домашней аптечке"

Разработка урока с использованием сингапурских обучающих структур...

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира во 2 классе «Растения в домашней аптечке»

Цель : Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком....

открытый урок на тему «Растения в домашней аптечке»

Цели урока: 1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых забол...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...

Конспект внеурочного мероприятия "Растения в домашней аптечке"

Тема: «Растения в домашней аптечке»Цель: Формирование знаний о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком....