Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Долгополова Юлия Владимировна

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Перспектива»

Учитель: Долгополова Юлия Владимировна

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: «Растения в домашней аптечке».

Цели: дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используются для лечения, рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, отвечать, доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.  Эмоциональный настрой.

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята нам пришло  видео письмо, давайте его посмотрим. (Отрывок из сказки «Айболит»)

- Что случилось со зверями?

- Как вы думаете, кто им сможет помочь и как?

- Ребята, а вы сами оказывались в такой ситуации?

- К кому вы обращались за помощью?

- А как вы думаете, ребята смогли бы вы сами вылечить этих зверей?

Я предлагаю сегодня вам поиграть.  А во что догадались?  

Мы превращаемся с вами в докторов, а лечить мы будем своих игрушечных зайчат, медвежат, котят и т.д.

- Где ваши пациенты?

(Класс разбивается на группы, каждая получает мягкую игрушку)

Представьте себе, что они заболели, и мы будем их лечить. Доктор Айболит их уже осмотрел и оставил вам на столах записки, найдите их и прочитайте, что же болит у вашей зверюшки.

Расскажите, пожалуйста, как и чем вы предлагаете лечить наших зверят? Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

- Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

- Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

- Где берет мама лекарства? (в аптеке)

- Что такое аптека? (Аптека - это учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные средства).

Ребята мы с вами еще маленькие и поэтому в аптеке нам не продадут лекарства. Но я знаю, где мы их раздобудем.

 А вы знаете? 

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

 (лес)

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока?

- Сможем ли мы в лесу раздобыть лекарства?

- Что вы хотите узнать на уроке  и чему научиться?  

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1 4 3 3 4 3

Ι. Практическая работа.

– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)

– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?

– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?

Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

 1

 

 2

 3

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Сегодня мы познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения. Узнаем, как собирают лекарственные растения, и подберем  лечение для наших больных.

Заглянем не надолго в прошлое.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди рассказывали о таких растениях из поколения в поколение.

-Вернёмся к нашей  цели, что же мы узнали? (историю возникновения лекарственных растений)

-Какой же наш следующий шаг? Мы на время становимся исследователями.  

( Узнаем, какие бывают лекарственные растения) 

Давайте подумаем и составим план. Что мы должны узнать о растениях, чтобы самим собрать аптечку?

1. Узнать где растет это растение?

2. Узнать какими лечебными свойствами обладает?

3. Ознакомиться с правилами сбора и хранения лекарственных растений

4. Выяснить, как применяется это лекарственное растение.

У каждой группы на столе в конверте имеется различная информация, также у вас на парте лежат учебники, книги, справочники. Вам необходимо собрать всю информацию по растению вашей группы.

(1 группа - липа, 2 группа - валериана, 3 группа - календула, 4 группа - подорожник, 5 группа - шиповник, 6 группа - тысячелистник)

Выступления участников групп.

Физминутка

Вы хорошо поработали, и пришло время отдохнуть.

Видео «В траве сидел кузнечик»

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Вы узнали много интересного и полезного о лекарственных растениях. А сейчас мы проверим, готовы ли вы применить свои знания на практике. Откройте рабочие тетради  страницы 16-17.

Выполните задания 1, 2.

Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения.

- Разгадайте кроссворд

(Проверяем правильность выполнения)

Вернемся к нашим больным. Вспомните, у кого что болело. (горло, кашель, простуда, ушиб и т.д.)

- Какие лекарственные растения им помогут?

Нам с вами сейчас нужно выдать им рецепты, у каждого он имеется на парте. Ваша задача, найти верные утверждения и поставить знаки «+» или «-»

Ребята, вы молодцы, из вас получились замечательные доктора и поэтому наши зверюшки выздоровели.  

ΙV. Итог урока.

      Рефлексия

А наш урок подошел к концу.

- Что нового вы узнали?

- Что было для вас интересным, что удивило?

- Возникли ли у вас трудности?

Заполните лист самооценки.

Я хочу, чтобы вы еще раз обратите внимание на последнее предложение вывода из учебника:

«Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых»

V. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике стр 28-31, ответить на вопросы. Выполнить в рабочей тетради задание 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчел. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде.

Слайд 3

В АЛЕРИАНА Это многолетнее растение, имеющее корневище и корни, которые издают резкий аромат. Так нравящийся кошкам. Человек давно подружился с этим растением. В России еще при Петре I заготавливали валериану для госпиталей. Это растение очень поможет если человек сильно перенервничал. Из корней валерианы готовят успокоительные капли.

Слайд 4

КАЛЕНДУЛА Их часто разводят на клумбах, садах и скверах. Мы часто пользуемся лекарствами, приготовленными из ноготков. Когда человек заболевает ангиной, врач советует полоскать горло настойкой календулы , она убивает вредные микробы. Лекарство из соцветий применяют для лечения ран, ожогов, при заболевании печени.

Слайд 5

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК Листьев у тысячелистника, конечно, не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый лист изрезан, рассечен на множество долек. На высоком стебле белая шапка. Эту траву люди знают давно. Еще 900 лет назад знаменитый греческий врач Диоскорид писал, что тысячелистник заживляет раны и останавливает кровотечения . А еще он помогает при заболеваниях желудка и кишечника . Трава улучшает аппетит. А в народе ее применяют от зубной боли .

Слайд 6

ПОДОРОЖНИК Подорожник – значит растет по дорогам. Как лекарство это растение используется с древнейших времен. Листья подорожника прикладывают к ранам когда человек обрежется, поцарапается, натрет ногу. Он обладает ранозаживляющим, противовоспалительным и отхаркивающим свойством . Отвар листьев- полезное средство при болезни желудка .

Слайд 7

ШИПОВНИК В народе его называют дикой розой. Он растет по лесам и оврагам. Плоды шиповника – неоценимый подарок, преподнесенный нам щедрой природой. Достаточно съесть несколько штук, чтобы обеспечить себя витаминами на целые сутки. Шиповником лечат различные заболевания. Впервые его полезные свойства описал в 4 веке до н.э. древнегреческий естествоиспытатель, "отец ботаники" Теофраст. С тех пор настоем, отваром, настойкой, маслом шиповника повышают умственную и физическую способность, укрепляют иммунитет. Растение помогает справиться с простудой .

Слайд 9

Тысячелистник Подорожник Календула Валериана Шиповник Липа Цветок Лист Цветок Корень Ягода Цветок ПРОВЕРЬ !

Слайд 10

В а л е р и а н а Ш и п о в н и к К а л е н д у л а Л и п а П о д о р о ж н и к Т ы с я ч е л и с т н и к ПРОВЕРЬ !

Слайд 11

Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых !!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Конспект урока и презентация по окружающему миру (История и обществознание) - 4 класс "Новейшее время".

Этот урок окружающего мира и презентация (История и обществознание) в образовательной системе "Школа 2100" - 4 класс. На этом уроке по теме "Новейшая история"  равно как и на других уроках р...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»

Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...

Открытый урок по окружающему миру "Лекарственные растения в домашней аптечке", 2 класс

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Занимаясь сбором плодов , кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от...