Урок окружающего мира во 2 классе «Растения в домашней аптечке»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Сабитова Лилия Геннадьевна

Цель : Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подорожник

Целебные свойства

Герой нашего сообщения, и это известно, имеет противовоспалительное, кровоостанавливающее действие, способствует заживлению ран. Только листы данного растения необходимо разжевать или растолочь для выделения сока. Прикладывают их к ранам для обеззараживания и скорейшего их заживления.

Зубчатые листья подорожника в некоторых странах Европы используются как овощное растение, и когда его выращивают на огородах, то готовят из него различные витаминные салаты.

Легенда о подорожнике

Есть легенда, которая рассказывает о том, как открыли заживляющие свойства подорожника. Две змейки уютно расположились на дороге и грелись на солнышке. Неожиданно из-за поворота появилась повозка. Одна змея успела быстро уползти, а вторая задержалась, и ее раздавила повозка. Люди, которые там сидели, увидели, как первая змея уползла, но позже вернулась с листом подорожника, с помощью которого исцелила вторую змейку.

Применение подорожника

Молодые листья используются для супов, легких салатов. Их используют для приготовления винегретов, гарниров к мясным и рыбным блюдам. Семена, которые сквашивают на молоке, возможно использовать в качестве приправы. В народной ветеринарии используют порошок из сухих листьев с целью лечения сибирской язвы. Подорожник является отличным медоносом. Он очень полезен и его легко найти и использовать.

Мать-и-мачеха

Мать-и-мачеха

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал такое название цветка как мать-и-мачеха.

Когда после долгой зимы природа только просыпается, на лесных полянках и склонах холмов наблюдаешь чудную картину — золотистые островки желтых цветочков.

Это зацветают одни из самых ранних цветков — травянистое растение мать-и-мачеха.

Легенда о растении

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Чем полезна мать-и-мачеха

Целебные и полезные свойства этого растения всегда ценились на Руси лекарями и знахарями. Как лечебное, оно использовалось еще в Древней Греции и Риме, знаменитым древним целителем Гиппократом.

В народной медицине оно применяется как одно из главных средств для лечения многих болезней.

Чтобы лечебные свойства не терялись, нужно соблюдать правила сбора лекарственных растений. Так, например, цветки нужно собирать в сухую солнечную погоду. Потом их высушивают на свежем воздухе, в тени и без ветра.

Для лечебных отваров используют не только высушенные цветки, но и листья, и корни растения.

Отвары принимают от кашля, насморка, простуды и других болезней.

Вот такое это интересное и полезное растение.

Одуванчик лекарственный

На Руси об этом растении рассказывали такое: он был самым любимым цветком, ибо давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. 

Легенда

Одна из легенд рассказывает, что одуванчики были детьми Солнца и Луны. В их обязанности входило зажигать на небе каждую ночь лампы, но они то забывали, то ленились. Рассердилась Луна и наслала на них сильный ветер, который сдул их на землю. Но, отец-Солнце пожалел неразумных детей своих и придал им подобие маленьких солнышек, чтобы светили они на земле так же ярко, как солнце светит на небе. Одуванчики же до сих пор скучают о родителях и, превращаясь в пушинки, стараются попасть обратно на небеса при помощи ветра, который когда-то принёс их на землю.

Польза

В лечебных целях используются все части растения: цветы, корни, листья, трава, а также сок одуванчика. Цветки одуванчика заготавливают в мае; листья, траву и сок - в июне; корни - ранней весной или поздней осенью.

Благодаря своим совершенно невесомым и летучим семенам, легко преодолевающим большие расстояния. Чрезвычайно неприхотливое, живучее и многолетнее растение практически мгновенно заселяет любой свободный (и не свободный) участок земли. А между тем, растение «одуванчик» не такое простое, как мы привыкли считать. Свом латинским названием оно обязано «тараксакум» , что означает «болезнь глаз». Имеется  в виду, что одуванчиком лечили глазные заболевания. В древности одуванчиком лечили болезни печени и почек, желудочные заболевания. Абу Али ибн Сина с помощью сока одуванчика успешно лечил бельмо на глазах, укусы тарантулов и скорпионов, других ядовитых насекомых. Поэтому если на вашем участке поселились одуванчики, не воспринимайте его как врага, а просто научитесь его использовать себе на пользу.



Предварительный просмотр:

Это растение бьёт не зверей, а болезни.

2. В народе его называют «пчелиной кашкою»

3. Растение видное, а прозвище обидное.

4. Лекарь вырос у дороги,

    Он больные лечит ноги.

5. Стояли в лугах сестрички,

    Жёлтый глазок, белые     реснички.

6. Мне зелёный кипяток

 Ноги голые обжёг,

 У заборов он бывает,

 Никогда не остывает.

7. Носит ……………….

    Жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт – нарядится

    В беленькое платьице.

    Пышное, воздушное,

    Ветерку послушное.

 



Предварительный просмотр:

Общие правила сбора лекарственных растений

- Большинство растений собирай по утрам, когда уже высохла роса.

-Собирай растения только в тех местах, где их много.

- Собирай растения в сухую погоду.

-На растениях не должно быть пыли и грязи.

- Не собирай растения вдоль дорог , на улицах городов , в скверах.

-  Не собирай все растения, оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

- Цветки собирай в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни  и корневища – весной и осенью ; кору-  весной , в начале сокодвижения.

- Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

-Избегай прямого попадания солнечного света.

-собирая лекарственные растения самостоятельно, помните, что среди растений встречаются и достаточно ядовитые; будьте осторожны, тщательно следите, чтобы они случайно не попали в ваш сбор;

-никогда не собирайте больше лекарственных растений, чем можете обработать: растения, набранные впрок и без толку сушащиеся где-то на чердаке, стремительно теряют свои лечебные свойства (хорошо, если не становятся вредными!). А сборщик, идущий вслед за вами, вследствие вашей «жадности» может остаться ни с чем - некоторые лекарственные растения не так уж и просто найти;

-собирайте только здоровые и чистые растения;

-не оставляйте сортировку лекарственных растений на потом, так можно и ошибиться, укладывайте их в корзинку или сумку отдельно друг от друга;

-не кладите собранные растения в целлофановый пакет: пока доберетесь до дома, растения начнут гнить.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе «Растения в домашней аптечке»

 УМК «Перспектива» 

Цель : Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Тип урока: урок открытия новых знаний ОНЗ

Предметные результаты:

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2. Познакомить с видами распространённых лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

УУД

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, словарях, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом.

Выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь А.А.Плешакова и М.Ю Новицкой «Окружающий мир», образцы лекарственных растений(гербарий), карточки для индивидуальной, групповой работы.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

Громко прозвенел звонок –

 Начинается урок.

 Наши ушки на макушке,

 Глазки широко открыты.

 Слушаем, запоминаем

 Ни минуты не теряем.

Включаются в учебную деятельность.

2

3

Этап актуализации знаний

Сообщение темы и цели урока.

Включение в предметно-практическую деятельность.

 Давайте, ребята, вспомним, какие растения можно встретить в Нижнекамске?

- Прочитайте  слова, которые записаны на доске

верба        мать - и - мачеха

ель        крапива

лютик         подорожник

василёк        зверобой

осока        одуванчик

камыш        калина

- Почему эти растения разделены на две группы?

- А как вы догадались?

- Какова же тема урока?

- Назовите цель нашего урока.

-Да, ребята, сегодня  мы будем говорить о лекарственных растениях.

-Тема урока «Растения в домашней аптечке».

 Осуществляют предметно-практическую деятельность через ответы детей.

- «О растениях, которые приносят пользу человеку»

Цель: познакомиться с многообразием лекарственных растений, узнать как люди используют лек. Растения.

4

Раскрытие темы

-Как вы думаете, когда зародилось лечение с помощью лекарственных растений?

-Как люди в далёком прошлом узнавали о лекарственных свойствах растений?

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Без разрешения взрослых такой аптечкой пользоваться нельзя, т.к. можно навредить своему здоровью. Некоторые растения полезны взрослым ,но вредны детям, также важно учитывать дозировку при употреблении различных настоев, лекарств из растений.

- Какими лекарственными растениями вам приходилось лечиться?

-Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получит задание. ( Прочитай о лекарстенном растении и ответь на вопросы:

  • Как применяют люди это растение?
  • Какая легенда связана с этим растением ?

Четвертая группа ответит на вопрос:

  • Как правильно заготавливать  лекарственные растения?

- Приходилось ли вам заготавливать лекарственные растения? Если да, расскажите, как это делается.

Учитель демонстрирует гербарий с растениями.

Отвечают на поставленные вопросы.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Отвечают на вопросы.

-Почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно? (Они могут совсем исчезнуть, навредим природе (растениям и животным).

 -Почему их можно собирать не везде? (можем навредить самому себе)

Знакомство со справочными материалами.

- Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. (учитель демонстрирует справочник и предлагает учащимся найти некоторые лекарственные растения)

Физкультминутка

5

Первичное закрепление изученного материала

кроссворд «Зелёная аптека» 

 

-Откройте учебники и прочитайте материал.

1.Это растение бьёт не зверей, а болезни.

2. В народе его называют «пчелиной кашкою»

3. Растение видное, а прозвище обидное.

4. Лекарь вырос у дороги,

    Он больные лечит ноги.

5. Стояли в лугах сестрички,

    Жёлтый глазок, белые     реснички.

6. Мне зелёный кипяток

 Ноги голые обжёг,

 У заборов он бывает,

 Никогда не остывает.

7. Носит ……………….

    Жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт – нарядится

    В беленькое платьице.

    Пышное, воздушное,

    Ветерку послушное.

 

Отвечают на вопросы учителя.

6

Самостоятельная работа

Создает условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению полученных знаний.

Работа в рабочих тетрадях. Если нет раб. тетради (приложение)

Осуществляют самостоятельную деятельность по закреплению знаний

7

Рефлексия

Подведение итогов

Оценивание

-Какую цель мы поставили в начале урока?

- Что мы узнали на уроке?

-Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?

Учитель  оценивает знания учащихся.

Проверяют качество собственных знаний.

8

Домашнее задание

Теоретический материал с.28-31.Посмотрите мультфильм «Как крот вылечил мышку» .

Записывают дом. задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Дикие и домашние животные"

Основная напрвленность урока на формирование умения самооценивать...

Урок окружающего мира 2 класс" Дикие и домашние животные"

Создать условия для формирования у учащихся представлений о диких и домашних животных...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...

Технологическая карта к уроку окружающего мира 1 класс "Дикие и домашние животные"

Технологическая карта к уроку окружающего мира. 1 класс. "Дикие и домашние животные"...