Природа.Значение природы для людей
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Есенина Елена Анатольевна

Открытыйурок по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4_klass.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением предметов

музыкально-эстетического цикла

г.о.Жуковский

Урок окружающего мира в 3 «Б» классе

     

                                               

                                  Провела: учитель начальных классов

                          Есенина Е.А.

                               2017 – 2018 учебный год

Цель урока :

. Формировать понятия «природа», «неживая природа», «живая природа», представления о ценности природы для людей, продолжить формировать навыки работы с учебником, рабочей тетрадью,

· Развивать познавательный интерес к изучению природоведения, навыки наблюдения за природой, критическое мышление;

· Воспитывать эстетические чувства, чувство принадлежности к природе.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир»

Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте на с. 3 название первого раздела.

Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

— Прочитайте на с. 4 название темы урока.

— Что мы узнаем на уроке?

— Чему научимся?

Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.

IV. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие и осознание нового материала

ИГРА « Внимание! Чужой»( Слайд 2)

-Сейчас я буду показывать картинки , а вы  хлопайте , если увидите рисунок объект сделанный руками человека.

- Как, одним словом объединить все картинки? (Природа).

- Из каких двух слов образовалось слово природоведение?

Ведать -знать . Природоведение- знания, наука о природе.

2.Классификация объектов природы

— На какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)

— Перечислите природные объекты. (Индюк, солнце, береза, белка,уж, гриб, сосна, дождь.)

— На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)( Слайд 3, 4)

А)Игра «Третий лишний»

-Одуванчик , смерч , береза.

- Песок , совы , зебры

-Сорока, жук , камень

— Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)

— Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь )

— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают. Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).

— Отгадайте загадки. И докажите , к какому виду природы  принадлежит.

1.Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат,

А еще стволов полно

У молодчика того. (Кустарник)

2. На улице метет листву

И в воздух мусор поднимает.

Опять по нашему двору

Никто сегодня не гуляет.

Все говорят, что непогода,

Что вновь бушует мать-природа.

Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.

Что за силища такая? Сила... (ветра)

 3. Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это... (птицы)

Он пушистый, белый-белый.

То не зверь, не человек.

Он зимою то и дело

Сыплется на землю. (Снег)

4.  Кто зимой холодной

      Ходит злой, голодный? (Волк)

5.Под сосною у дорожки

     Кто стоит среди травы?

     Ножка есть, но нет сапожек,

    Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

6. Лежит верёвка, шипит плутовка.

     Брать её опасно – укусит! Ясно? (Змея)

7. Вот иголки и булавки

     Выползают из-под лавки.

     На меня они глядят,

     Молока они хотят. (Ёж)

— Внимательно рассмотрите объекты живой природы на экране. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)( Слайд 6)

Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.

(Учитель записывает термин на доске.)

Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы - бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.( Слайд 7,8)

— Назовите объекты царства животных.

— Назовите объекты царства растений.

— Назовите объекты царства грибов.

— Назовите объекты царства бактерий.

— Нарисуйте схему.

3.Связи в природе

Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.

- Связаны ли между собой эти группы?

- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)                ( Слайд 9,10)

Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.

4.Ценность природы для людей

— Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложения, которые говорят о том, что дает нам природа.

— Может ли человек обойтись без природы? Докажите.

— Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.

V. Игра- физминутка : «Живое – неживое».

-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если – объект неживой природы – стоите на месте.

(Дождь,орел, снег, бабочка, одуванчик, заяц, футболист, листик, гора, пловец , медведь, солнце, пчела)

VI. Закрепление изученного материала 

1.Работа в группах:

1 группа составить логическую цепочку : что дает природа людям для жизни?(еда,тепло,свет,воздух,вода сырье для изготовления одежды )

2 группа : Как природа может помочь в укреплении здоровья?(закаливание,купание в водоемах,катание на санках,коньках,лыжах,роликах)

3 группа :Как вы понимаете выражение : «Природа нас пленит красотой?»(очаровывает,приывлекает,удивляет, своей красотой,первозданностью,неповторимостью,загадочностью, вызывает чувство восторга )

4 группа Какие чувства испытывает человек,когда видит кучи мусора,засоренный родник, убитое животное? (сострадание, возмущение, гнев, любовь, жалость к животным)

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 3).

— Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)

— О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)

(Аналогично разбираются следующие рисунки.) (Ответы: рис. 2 - питаются; рис. 3 — растут; рис. 4 - развиваются; рис. 5 — приносят потомство; рис. 6 — умирают.)

— Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)

2(с.3).

— Заполните схему.

— К какому царству относится цветок? (К царству растений.)

— А заяц? (К царству животных.)

— А гриб? (К царству грибов.)

— Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)

№ 3(с.4).

— Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.

6 (с. 5).

— Расшифруйте схему.

— Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)

- Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)

— Продолжите работу самостоятельно.

(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)

(Ответы: рис. 3 - дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис. 4 - дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 - дарит нам радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)

3.Работа с текстом

— Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?

Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник натолкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обратил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.

VII. Рефлексия

- Откройте учебник на с. 6.

(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.)

- Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполнять ваше задание?

(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель оценивает правильность составления заданий и ответов.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое природа?

- На какие группы делят природу?

— Назовите царства живой природы.

— Назовите значение природы для людей.

- Какое задание на уроке было для вас самым интересным?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 4—6, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 7.

2. Рабочая тетрадь: № 4-5 (с. 4).

3. Индивидуальное задание (учебник, с. 8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа. Ценность природы для людей.

Цель: познакомить с разнообразием природы.Планируемые результаты: учащиеся познкомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой при...

Природа (экскурсия). Ценность природы для людей.

Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе....

Самостоятельная работа по окружающему миру "Природа.Ценность природы для людей"

Самостоятельная работа в двух вариантах оп теме "Природа.Ценность природы для людей", 3 класс ("Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."

Учащиеся познакомятся с разнооб­разием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...

Природа. Ценность природы для людей.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Природа. Ценность природы для людей....

Природа. Ценность природы для людей

Цель: познакомить с разнообразием природы.Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и ...