Конспект урока окружающего мира 1 класс "Зачем строят корабли"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Евдокимова Евгения Андреевна

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_okr_mir_1_kl.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 464

Технологическая карта урока

                Ф.И.О учителя: Евдокимова Евгения Андреевна

                Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

УМК «Школа России»

Тема: «Зачем строят корабли?»

Цель: ознакомление с назначением, видами и устройством кораблей

Тип: открытие новых знаний 

Технология: использование приемов ТРКМ

Задачи:

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

расширить  знания  учащихся  о  классификациях

кораблей и определить их назначение.

  • классифицировать корабли в зависимости от их назначения
  • научиться рассказывать об устройстве корабля по рисунку-схеме

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: что такое корабль, виды кораблей, устройство корабля.
  • Понимать: зачем строят корабли.
  • Применять: полученные знания при выполнении заданий.
  • Анализ: частей корабля
  • Оценка: своих достижений в изучении новой темы.

Метапредметные:

  • Слушать и понимать других учеников.
  • Проводить самооценку и взаимооценку.
  • Применять изученный материал при выполнении заданий;
  • Доказывать правильность выполнения задания.

Личностные:

  • Формирование целостного представления об окружающем мире в его
    органичном единстве и разнообразии.
  • Формирование мотивации к обучению.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Межпредметные связи: чтение

Ресурсы урока:  учебник «Окружающий мир», 1 класс; рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс; презентация; бортовые журналы, раздаточный материал (картинки и названия для них, карточки для рефлексии)

План урока

  1. Организационное начало

15 сек.

  1. Актуализация знаний о поездах

5 мин.

  1. Самоопределение к деятельности

7 мин.

  1. Работа по теме урока (беседа о кораблях)

10 мин.

  1. Физ. минутка

1 мин.

  1. Продолжение работы по теме урока

15 мин.

  1. Подведение итогов

4 мин.

  1. Рефлексия

2 мин.

  1. Организационное окончание

15 сек.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Организационное начало

Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. Все готовы к уроку и тихонечко садимся на свои места.

Проверяют готовность к уроку, присаживаются на свои места.

Актуализация знаний о поездах

Сегодня у нас необычный урок, а именно урок путешествие. Какое именно путешествие узнаете чуть позже. А чтобы подготовиться к этому путешествию, необходимо повторить пройденный недавно материал. Внимание на доску.

На доске изображение поезда без подписей. Детям необходимо вспомнить составные части поезда и железной дороги.

Вы отлично справились с этим заданием и теперь точно готовы начать наше путешествие.

Учащиеся вспоминают и называют составные части поезда и железной дороги. Проверка осуществляется сразу на доске.

Самоопределение к деятельности

Муравьишка-вопросик оставил у кого-то на парте подсказку – лист голубого цвета. У кого он есть, переверните, прочитайте что там написано.

Многие, наверное, разгадали загадку Муравьшки.

Его не вычерпать ложкой,

И не засыпать песком,

На нем не сделать дорожки,

Чтобы пройти пешком.

Оно бескрайнее, синее,

И ветры его стерегут,

А корабли красивые

По водной глади идут.

Что же он загадал? (Море)

Какое путешествие мы сегодня с вами будем совершать?

А на чем совершают морские путешествия?

О чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

Как вы думаете, что вы узнаете?

Чтение одним учеником загадки. Учащиеся отгадывают ее.

Морское.

На кораблях. Определение темы урока.

Учащиеся предполагают, что они узнают нового по данной теме.

Работа по теме урока

 Молодцы. Сейчас мы начинаем наше морское путешествие. У вас на партах лежат листы. Это наши бортовые журналы, которые мы будем заполнять. Но заполнять мы будем их постепенно, переходя от задания к заданию, иначе наше путешествие будет бессмысленным.

Посмотрим насколько же вы знаете что-то о кораблях.

Первое задание называется «Верите ли Вы, что…»

Если вы верите, то ставите знак +, если нет, то -.

Готовы?

Верите ли вы, что…

  1. Корабль – это наземный транспорт?
  2. Сначала люди использовали плот, чтобы перемещаться по водной поверхности?
  3. Парус – это кусок толстой ткани на мачте, его надувает ветер, приводя в движение корабль?
  4. Яхта является грузовым судном?
  5. Существует такой вид корабля как исследовательское судно?
  6. У корабля есть нос?
  7. Палуба – это дно корабля?

Вы поставили свои знаки. А в ходе урока мы с вами и ответим на все эти вопросы. Узнаем так это или нет.

Отгадайте загадку.

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит

Якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит

И не любит непогоду. (Корабль)

Для начала давайте ответим на такой вопрос – «Что такое корабль?»

Корабль (судно) – это морской транспорт.

А всегда ли корабли были такими какими мы видим их сейчас?

История передвижения человека по воде насчитывает несколько тысяч лет. Как всё это начиналось?

Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот.

Плот практически не управляем, и несет его река, как хочет, только успевай шестами от подводных камней отталкиваться. Тогда человек придумал первую лодку, на которой не так опасно было плыть даже по синему морю. Взял он толстенное бревно и выдолбил в нем сердцевину, получилась лодка, которая могла управляться длинной доской – веслом.
Но на такой маленькой лодке много не увезешь, да и вмещает она всего лишь одного, двух человек. И решили люди сделать лодку больше, используя много толстых досок, скрепленных вместе. А чтобы гребцам было легче грести, придумали парус, который используя силу ветра, тянул судно вперед. Такая большая лодка называлась ладьей. Ладья уже использовалась не только для плавания по рекам, но и для путешествия в открытом море, вмещая в себя много груза и несколько десятков воинов и гребцов.

Позже появились парусные суда, движущиеся по воде с помощью парусов и ветра.

Парус — большой кусок толстой ткани на мачте, его надувает ветер, приводя в движение корабль.

Их стали строить очень большими и отправлялись на них в плавания на дальние расстояния, находясь в пути много месяцев. Такие громадные лодки стали называться кораблями и вмещали в себя уже не десятки, а сотни человек.

Ветер конечно хороший помощник для передвижения по морям-океанам, но очень уж трудоемко управляться с множеством парусов и на их обслуживание требовалось много матросов. Тогда люди придумали паровую машину, которая без всяких парусов двигала корабль по воде. Накидают кочегары уголь в топку, вода закипит в специальных котлах, превращаясь в пар, и под его давлением начинают крутиться огромные колеса-лопатки, толкая корабль вперед. Судно так и стало называться пароход.
В наше время пароходы уже не используются. Их заменили теплоходы, электроходы и атомоходы.  Летит по морским просторам такой теплоход с огромной скоростью. Вместо колес-лопастей у него гребной винт, который на много быстрее двигает судно, ввинчиваясь в воду. Не суда, а целые плавучие города теперь плавают по океанам.
Современные суда строятся на судостроительных заводах и тоже предназначены для разных целей.

И чтобы узнать для каких целей создаются корабли, нужно выполнить следующее задание.

Посмотрите на наш бортовой журнал, задание второе.

Вы только что послушали историю развития кораблей. Во втором задании последовательность этой истории нарушена. Вам нужно восстановить эту последовательность. Поставьте цифры от 1 до 6, где 1 – это самое первое судно, которое придумали, а 6 – последнее.

Проверка.

Учащиеся ставят знаки + или – в зависимости от того знают они ответ на вопрос или нет.

Дети выдвигают свои предположения.

Учащиеся пишут названия судов в их исторической последовательности.

Физ. минутка

Теперь немного отдохнем.

Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Ребята выполняют упражнения.

Продолжение работы по теме урока

Отлично! Вы справились с этим заданием. Теперь мы можем двигаться дальше.

Для каких же целей создаются корабли? Как вы думаете?

- учебник стр. 64

  1. Перевозка людей. Пассажирские суда.
  2. Перевозка грузов. Грузовые суда.
  3. Рыбная ловля. Рыболовные суда.
  4. Научные исследования. Исследовательские судна.
  5. Защита страны и ее граждан. Военные корабли.
  6. Яхта – небольшое судно для прогулок, перевозки людей, спорта.

Как много различных кораблей. Посмотрим, как вы запомнили.

Нас ждет новое задание. Его вы будете делать в парах.

Ваша задача определить вид корабля. Соедините стрелочками картинку корабля и его вид, к которому он относится.

Проверка на доске.

Что такое корабль мы узнали. Историю кораблей тоже узнали. Какие корабли бывают только что изучили. Что еще нам нужно знать про корабли?

Конечно. Мы с вами еще не знаем устройство корабля.

Посмотрите на стр. 65.

Разбор устройства корабля с комментированием.

Палуба – сплошное горизонтальное перекрытие на судне в виде пола.

Корма – задняя часть корабля.

Нос – передняя часть корабля.

Днище – нижняя часть судна.

Левый, правый борт – левая, правая сторона корабля.

Якорь – приспособление для удержания судна на месте.

Гребной винт – движитель судов.

Руль – элемент корабля, который служит для поворота судна в ту или иную сторон при движении.

Надстройка – закрытое сооружение на главное палубе судна. Расположенное от борта до борта.

Закройте учебники. Теперь посмотрим, как вы запомнили составные части корабля.

Это задание тоже будете выполнять в парах.

Проверка на доске.

Учащиеся выдвигают свои предположения.

Учащиеся сопоставляют картинку с названием судна.

Устройство корабля.

Работа по учебнику.

Учащиеся определяют части корабля и выкладывают соответствующие карточки.

Подведение итогов

Наше путешествие подходит к концу. Пришло время вернуться к нашим утверждениям, которые были в начале урока.

Осуществляется подведение итогов с помощью приема «Верные и неверные утверждения». Во второй ряд дети заново ставят + или -.

Верно ли, что…

  1. Корабль – это наземный транспорт?
  2. Сначала люди использовали плот, чтобы перемещаться по водной поверхности?
  3. Парус – это кусок толстой ткани на мачте, его надувает ветер, приводя в движение корабль?
  4. Яхта является грузовым судном?
  5. Существует такой вид корабля как исследовательское судно?
  6. У корабля есть нос?
  7. Палуба – это дно корабля?

Все ли мы с вами изучили, что планировали?

Достигли ли цели нашего урока?

Теперь я хочу услышать, что вы узнали нового или что было интересным сегодня в нашем путешествии.

Учащиеся выбирают верные или неверные утверждения.

Да. Мы всего достигли.

Я узнал…

Я узнала…

Мне было интересно…

Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Осталось только узнать насколько успешным было наше путешествие. Для этого возьмите кораблики. И раскрасьте флажок красным/желтым /зеленым.

Кто раскрасил зеленым/желтым/красным?

Дети раскрашивают флажки.

Организационное окончание

Спасибо большое. Наше путешествие закончилось. Пора отправляться дальше.

Дополнительный материал:

Мы с вами живем в России. Россия – огромная страна, которая имеет выход к морю. Первые корабли в российском государстве были построены еще в 9 веке, но тогда они не были организованным флотом. Что такое флот?

Флот – это крупное объединение кораблей под единым командованием.

Первый настоящий военный корабль был построен в 17 веке (1668 год) и получил гордое название «Орел».

Активное развитие флота началось в конце 17 века, когда правил страной Петр I. Именно он принял решение о создании флота, который бы мог обеспечить безопасность государства.

Диагностика достижения планируемых результатов: проверка пройденного материала в конце урока с помощью интерактивной доски

Дополнительные творческие задания: нарисовать корабль своей мечты в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем строят корабли?» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о назначении кораблей, основных видов корабля, устройстве корабля.Задачи урокаДидактические:Формировать представле...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем строят корабли Зачем строят самолеты»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением различных судов, с устройством корабля, рассказать о спасательных средствах на корабле; формировать представл...

Технологическая карта дистанционного урока окружающего мира «Зачем строят корабли?»

Тема урока: Зачем строят корабли?Цель: познакомить с назначением и устройством кораблей.Задачи урока: формировать представление о различных видах кораблей; изучить строение судов; совершенствовать уме...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...