Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Русенко Асия Джавдатовна

Цель урока - сформирование понятия и свойств воздуха. Материал подготовлен к учебнику "Окружающий мир. Человек и природа"  4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:

"Как человек использует свойства воздуха"

Цель:

  • Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Задачи:

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД:

1) учимся  делать выводы;

2) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы;

3) учимся находить информацию (умение определить основные элементы текста);

4) интерес к новому учебному материалу и способам решения.

Коммуникативные УУД:

1) учимся понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

2) учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учимся работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы.

Оборудование:

Веера, банка с водой, стакан, шприцы, бумажные самолёты, шаль, мячи,

учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс», методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс», ИТК.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Доска, экран, учебник.

1. Мотивация

Нужно учиться не рассказом, а работой и показом.

- Посмотрим на доску. Здесь написана поговорка. Кто объяснит смысл этой поговорки? О чём она?

- Значит, чтобы что-то понять, нужно не только об этом говорить, а работать над этим вопросом, что-то выполнять своими руками, видеть, показывать. Через работу, опыты приобретать знания.

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация

- По какому плану мы работали на прошлом уроке?

- Что мы изучали на прошлом уроке? Какова была тема урока?

- Вспомним свойства воды.

- Мы говорили о свойствах воды, о том, что она нужна всем живым организмам.

- Скажите, пожалуйста, а ещё без чего, кроме воды, не могут прожить живые организмы, что ещё им необходимо для жизни?

- Так какова тема урока?

- Как вы думаете, по какому плану будем работать сегодня?

3. Поиск решения

- Откройте учебники на стр.88 и прочитайте, что такое воздух (1 и 2 абзац).

- Так же такое воздух?

- Да, это смесь газов, то есть из чего состоит воздух. А теперь посмотрите на доску и скажите, какой пункт можно добавить к плану сегодняшнего урока?

- Какой же состав имеет воздух?

- Оглянитесь вокруг.

- Кто увидел воздух? Можем ли мы увидеть воздух?

- Почему?

- А теперь понюхайте воздух. Что вы чувствуете? Какой запах имеет воздух?

- Имеют ли газы форму?

- Какое следующее свойство воздуха мы запишем?

- Что такое воздушная оболочка Земли?

- Какую роль выполняет атмосфера на земле?

- Отгадайте загадки. О чём в них говорится?

Гуляет в поле, да не конь,

Летает в воле, да не птица.     (ветер)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.          (ветер)

- Я предлагаю выполнить опыт. Возьмите веера и помашите перед лицом. Что мы чувствуем?

- А что такое ветер?

- Правильно, ветер – это движение воздуха. А как люди научились использовать силу ветра?

- Вспомните тему прошлого урока и ответьте, расширяется ли при нагревании вода? А, по-вашему, расширяется ли при нагревании воздух?

- Как и вода, воздух расширяется при нагревании. От этого тёплый воздух становится легче и поднимается вверх.

- Как используют это свойство воздуха люди?

-Но воздушными шарами было тяжело управлять. В конце XIX века были построены дирижабли - перемещающиеся с помощью двигателя летательные аппараты, заполненные водородом. Они имели огромные размеры, например, в длину были 128 метров, а в ширину - почти 12 метров. Но будущее было за другим типом летательных аппаратов - ... (самолётами).

Вернёмся опять к теме прошлого урока. Можно ли опереться на воду? При каких условиях?

- Предлагаю вам взять ваши бумажные самолёты и пустить их в полёт. Первыми пустят самолёты те, кто сидит на первом варианте, но пустить их нужно слабо.

- Далеко ли улетели ваши самолёты?

-  А теперь полетят самолёты со второго варианта. Пустить в полёт их нужно сильнее.

- Что вы заметили, от чего зависит полёт самолётов? Значит, можно ли опереться на воздух? Где применяется это свойство воздуха? Как называются эти летательные аппараты?

(становиться холодно, и учитель набрасывает на плечи шаль или кофту)

- Чем выше мы поднимаемся в небо, тем холоднее нам становится. А у нас приближается зима, значит опять холода, нужно теплее одеваться.  А какое из утверждений правильное: одежда греет человека или одежда нагревается от тепла?

- Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер, шерстяная кофта или шуба на зиму?

- Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает тёплый свитер. Всё это только для того, чтобы окружить себя воздушной  оболочкой, которая плохо проводит тепло. Посмотрите вокруг и подумайте, где ещё в нашей жизни применяется это свойство воздуха - плохо проводить тепло?

- С этой же целью в окна вставляют вторые рамы. Стёкла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.

- Для следующего опыта попрошу выйти к доске... (кто-либо из учащихся)

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадёт ли вода в стакан? Почему? Как называется это свойство?

- Теперь нужно опустить стакан в банку с водой, но уже держать его, немного наклонив. Попадёт ли вода в стакан? Почему?

- Как называется это свойство воздуха?

- А теперь возьмите шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте сжать и растянуть воздух.

- Что вы почувствовали? Как называется это свойство воздуха? Где его можно применить в нашей повседневной жизни? (два мяча: один сделан из ткани, а другой – резиновый, упругий).

- А можно ли запастись воздухом на какое-то время?

- А как выходят из положения, например, аквалангисты или водолазы, те, кто в силу совей работы или увлечения не могут дышать под водой и не могут запастись воздухов на суше?

- Значит, человек не может сделать запасы воздуха у себя в организме, нам необходимо дышать постоянно. Но люди научились делать запасы кислорода, который используется в медицине, для подводного плавания.

 

- Посмотрим на доску. Какие свойства воздуха мы записали?

- При помощи чего мы с вами наглядно увидели некоторые из свойств воздуха? Что мы проводили?

- Чтобы что-то понять, нужно не только об этом говорить, а работать над этим вопросом, что-то выполнять своими руками, видеть, показывать. Через работу, опыты приобретать знания.

4. Самостоятельное применение знаний

"финк-райт-робин" ("подумай-запиши-обсуди в команде"). Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

- У вас на столах есть листочки, на которых вам будет предложено написать ваш ответ на следующий ВОПРОС: Что было бы на Земле, если бы воздух не имел... (свойство расширяться при нагревании, плохо проводить тепло, иметь малую плотность, обладать упругостью). Сначала вы в парах обдумываете свой вариант ответа, затем записываете его на бумаге, а потом высказываете своё мнение.

5. Итоги урока 

- Какова была тема урока?

- Какие цели ставили перед собой?

- Через что мы раскрыли тему урока?

- Достигли наших целей?

6.Рефлексия

"3-2-1"

- У вас на столах есть листы бумаги, на которых написаны утверждения, напишите на эти утверждения свои ответы по теме сегодняшнего урока. 3 важных момента, которые я сегодня узнал(а), 2 свойства воздуха, которые я использую в своей повседневной жизни, 1 комментарий или вопрос, который возник во время урока.    

(озвучить 1-2 вопроса, сообща ответить на них)

7. Домашнее задание

- Прочитать параграф 20 стр.88 – 90. Ответить на 3 вопрос.

- В рабочей тетради выполнить задание 1, 2, 4 на стр.34-35.

- Для любознательных можно прочитать дополнительный материал на стр. 91.

- Спасибо всем за урок!

Ответы детей.

1. свойства воды; 2.  применение свойств воды в жизни.

Изучали свойства воды, делали опыты.

Ответы детей (воздух).

Свойства воздуха и применение этих свойств.

(чтение текста).

Это смесь газов.

Состав воздуха.

Азот, кислород, углекислый газ и др.

Нет.

Воздух бесцветный.

Ответы детей (у воздуха нет запаха)

Нет. Воздух не имеет форму.

Атмосфера.

Защищает Землю от космических лучей, от перегрева,  от переохлаждения.

Ветер.

Ветер.

Ветер.  

Это поток воздуха.

Ответы детей (парусный корабль, ветряная мельница, ветряные электростанции…)

Да, вода расширяется. Да, воздух тоже расширяется.

Ответы детей (при полетах на воздушных шарах, при запуске бумажных шаров…)

Самолётами.

На воду опереться можно. Если развить большую скорость, например, катер, водяные лыжи…

Нет, улетели недалеко или совсем упали на месте.

На воздух тоже можно опереться, но только если развить большую скорость.

Это свойство применяется при изготовлении летательных аппаратов: самолёты, вертолёты, парапланы, аэропланы…

Одежда нагревается от тепла.

Ответы детей.

Оконные рамы, двойные или тройные стёкла.

Ответы детей. Мешает воздух. Он не сжимается.

Ответы детей (воздух не сжимается, он упругий). Накаченные шины, мячи, матрацы для купания…

Нет, нельзя.

Они пользуются баллонами, в которых есть запасы кислорода.

Расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость, бесцветный, не имеет запаха.

При помощи опытов.

Ответы детей.

Свойства воздуха и использование этих свойств человеком.

Ответы детей.

Ответы детей.

Запись на доске.

На доске карточки: СВОЙСТВА

ПРИМЕНЕНИЕ

Слайд.

СВОЙСТВА

ПРИМЕНЕНИЕ

СОСТАВ 

Слайд.

БЕСЦВЕТНЫЙ

НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Слайд.

НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ 

Слайд.

Слайд.

Слайд.

Слайд.

ВЕТЕР

Слайд.

ПРИ НАГРЕВАНИИ ВОЗДУХ РАСШИРЯЕТСЯ

Слайд.

Слайд.

Слайд.

НА ВОЗДУХ МОЖНО ОПЕРЕТЬСЯ

Слайд.

Слайд.

ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛО

Слайд.

УПРУГОСТЬ

Слайд.

Слайд.

Слайд.

НЕЛЬЗЯ ЗАПАСТИСЬ

Карточки с записями свойств воздуха.

Слайд.

Внимание на поговорке, записанной на доске.

Слайд.

«Финк- райт- робин» («подумай –запиши –обсуди»)

Слайд.

"3-2-1"

Слайд.

СОСТАВ

СВОЙСТВА

ПРИМЕНЕНИЕ

НЕ ИМЕЕТ

ЗАПАХА

НЕ ИМЕЕТ

ФОРМУ

БЕСЦВЕТНЫЙ

ВЕТЕР

ПРИ НАГРЕВАНИИ

РАСШИРЯЕТСЯ

МОЖНО

ОПЕРЕТЬСЯ

ПЛОХО ПРОВ

ОДИТ ТЕПЛО

УПРУГОСТЬ

НЕЛЬЗЯ

ЗАПАСТИСЬ

НУЖНО

УЧИТЬСЯ   НЕ

РАССКАЗОМ,

А   РАБОТОЙ

И   ПОКАЗОМ.

ВОДА

ВОЗДУХ

СВОЙСТВА

ПРИМЕНЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Как человек использует свойства воздуха"

Цель: формирование знаний  о воздухе как газе и его свойствах.Задачи:-расширить, уточнить и пополнить знания детей о воздухе, его свойствах;-развивать умение работать с информацией, творческие сп...

Конспект урока окружающего мира «Как человек использует свойства воздуха».

Задачи:1)    сформировать понятие о воздухе и его свойствах;2)    развивать умение самостоятельно работать с источниками информации;осуществлять контроль,за своими ...

Урок окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воздуха"

Цель данного урока - познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами воздуха используемыми людьми в своей деятельности. К конспекту урока прилагается презентация....

Урок окружающего мира по теме "Как человек использует свойство воздуха"

Описание хода открытого урока по окружающему миру по теме " Как человек использует свойства воздуха"...

Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...