Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Моржова Ольга Юрьевна

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx53.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся 2 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.

- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2019-2020  учебный год.

- Примерной программы по учебному предмету:  изобразительное искусство 1-4 классы  

- Авторской программы по окружающему миру для начального общего образования 1 - 4 класс курса УМК «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф, Виноградова).

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе —

представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет» духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

- Формирование основ российской гражданской идентичности.

- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

- Понимание особой роли России в мировой истории.

- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

- Воспитание уважительного отношения к своей стране.

- Воспитание уважительного отношения к истории страны.

- Воспитание любви к родному краю.

- Воспитание любви к своей семье.

- Воспитание гуманного отношения к людям.

- Воспитание толерантности к людям. Независимо от возраста, национальности, вероисповедования.

- Понимание роли человека в обществе.

- Принятие норм нравственного поведения в обществе.

- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменений среды обитания.

- Формирование основ экологической культуры.

- Понимание ценности любой жизни.

- Освоение правил  индивидуальной безопасности жизни с учетом изменения среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность принять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

        Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

- Осознание ценности окружающего мира.

- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).

- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

- расширение кругозора и культурного опыта школьника.

- формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Введение. Что окружает человека (1 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
  •          Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

  • Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
  •       Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
  •    Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
  •       Мы жители Земли (9 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

  • Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
  •     Природные сообщества (23 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культур

Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

      Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        Содержание программного материала        

Количество часов

1

Введение. Что тебя окружает

2

2

Кто ты такой

13

3

Кто живет рядом с тобой

6

4

Россия- твоя Родина

14

5

Мы- жители Земли

7

6

Природные сообщества

23

7

Природа и человек

3

ИТОГО

68

  1. Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир

Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Введение.  Что тебя окружает. (2 часа)

1.

Что тебя окружает.

1

2.

Бывают ли на свете чудеса?

1

Кто ты такой. (13 часов)

3

Я, ты, он, она... Все мы люди…

1

4

Наши помощники – органы чувств.

1

5 - 6

Что такое здоровье?

2

7 - 8

Режим дня.

2

9

Физическая культура.

1

10

Закаляться может каждый.

1

11

Почему нужно правильно питаться.

1

12

Здоровье и

питание.

1

13

Умеешь ли ты есть?

1

14

Почему нужно быть осторожным.

1

15

Можно ли изменить себя.

1

Кто живет рядом с тобой(6 часа)

16

Что такое семья?

17 - 18

Труд в семье. Как семья отдыхает?

2

19

Проверочная работа.

1

20

О правилах поведения.

1

21

О дружбе.

1

Россия — твоя Родина (14 часов)

22

Родина – что это значит?

1

23

Прошлое, настоящее и будущее.

1

24

Прошлое, настоящее и будущее. Как Русь начиналась.

1

25

Москва – столица России.

1

26

Как Москва строилась.

1

27

Города России.

1

28

Древние города России.

1

29

Родной край –

частица Родины.

1

30

Зачем человек трудится?

1

31

Хлеб – главное богатство России.

1

32

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

1

33

Мы – граждане России. Народы России.

1

34

Россия - многонациональная страна.

1

35

Проверочная

работа.

1

Мы — жители Земли (7 часов)

36

Солнечная система.

1

37

Земля – планета Солнечной системы.

1

38

Глобус – модель Земли.

1

39

Царства живой природы. Бактерии.

1

40

Грибы.

1

41

Жизнь животных .Какие животные живут на Земле.

1

42

Жизнь растений. Какие бывают растения.

1

Природные  сообщества (23 часа)

43

Среда обитания – что это такое.

1

44

Что такое лес? 

1

45

Деревья леса.

1

46

Кустарники леса.

1

47

Травянистые растения.

1

48

Лесная аптека.

1

49

Животные леса.

1

50

Проверочная

работа.

1

51

Птицы – лесные жители.

1

52

Пресмыкающиеся – обитатели леса. Насекомые леса.

1

53

Что мы знаем о воде. Свойства воды.

1

54

Путешествие капельки.

1

55

Какие бывают водоёмы.

1

56

Обитатели пресных водоёмов.

1

57

Птицы и звери - жители водоёма.

1

58

Растения пресных водоёмов.

1

59

Обитатели солёных водоёмов.

1

60 - 61

Луг и его обитатели. Растения и животные луга.

2

62 - 63

Поле и его обитатели. Растения и животные поля

2

64

Сад и его обитатели. Растения и животные сада. 

1

65.

Проверочная работа.

1

Природа и человек (3 часа)

66

Человек – часть природы

1

67

Будем беречь природу.

1

68

Будем беречь нашу Землю.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...