Разнообразие растений на Земле
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кузнецова Надежда Андреевна

Урок окружающего мира "Разнообразие растений на Земле" для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_attestatsiya.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир, 3 класс

Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»

Цель: создать условия для самостоятельной работы в малых группах при систематизации знаний о разнообразии растений живущих на Земле

Задачи:

  1. Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.
  2. Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений и анализа статьи учебника.
  3. Развивать учебное сотрудничество.
  4. Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы

        и сохранении здорового образа жизни.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательных мотивов, формирование картины природы, развитие готовности к сотрудничеству и ответственности за результат своего труда;

Метапредметные:

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ, выбор кретериев для сравнения, классификации;

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка;

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, постановка вопросов, комментарий ответов других обучающихся, формулировать выводы.

Предметные: систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова, ПК, проектор, экран, карточки с вопросами руководителя, рисунки растений.

Этапы урока

Приемы и средства деятельности учителя

Действия ученика

Примечания

Организационный

Приветствие

Проверка готовности рабочего места к уроку

Мотивационно-целевой

а) предъявление  материала для создания формулы успеха

Чтобы быть успешным на уроке отгадайте формулу успеха.

Формула успеха:

        +         +       = УСПЕХ

старание

разговоры

внимание

лень

сообразительность

Добавьте нужные слова в формулу.

старание + внимание + сообразительность = УСПЕХ

Воспользуйтесь этой формулой.

Добавляют нужные слова в формулу.

старание + внимание + сообразительность = УСПЕХ

б) формулирование темы

Проверим домашнее задание:

с. 58

По какому признаку можно разделить растения на группы?

Какие разные основания для деления на группы вам удалось подобрать! Это говорит о том, что вы уже очень много знаете о растениях.

Прочитай тему сегодняшнего урока с. 59

Высказываются об основаниях для классификации и классифицируют растения.

1 вариант:

Травы: чеснок, ромашка, цветная капуста, лен, гречиха;

Кустарники: шиповник, облепиха, хлопчатник;

Деревья: береза, дуб, кедровая сосна, облепиха.

2 вариант:

Лекарственные: чеснок, ромашка лекарственная, шиповник, облепиха, лен, хлопчатник, береза, дуб, кедровая сосна

3 вариант:

Однолетние: гречиха, хлопчатник, цветная капуста,

лен (м/б многолетним), ромашка лекарственная.

Многолетние: дуб (500-1000 лет), кедровая сосна (до 500 лет м/б до 800-850), облепиха, шиповник, чеснок.

4 вариант:

Выращивает человек: чеснок, лен, облепиха, цветная капуста, хлопчатник, гречиха.

Встречается в дикой природе: ромашка лекарственная, шиповник, облепиха, береза, дуб, сосна.

5 вариант:

Употребляет в пищу человек: чеснок, шиповник, облепиха, цветная капуста, гречиха, сосна

Использует иначе: ромашка, лен, хлопчатник, береза, дуб, кедровая сосна.

Читают тему

в) формулирование цели урока

О чем сегодня будете узнавать?

Наша цель: уточнить знания о разнообразии растений

Кто сможет повторить цель работы на уроке?

Уточню знания о разнообразии растений.

Повторяют цель.

Организация планирования

Сформулируй вопросы по теме сегодняшнего урока.

Кто сможет рассказать, что поможет ответить на поставленные вопросы.

Формулируют вопросы:

Что такое флора?

Вспомнить на какие группы можно разделить растения?

Определить в чем особенности каждой  группы?

учебник

Реализация плана

а) Объяснение термина

Где можно найти объяснения термина флора?

Какой способ выбираете?

На какой вопрос удалось ответить?

В учебнике, спросить у учителя, в словаре или энциклопедии.

Флора (лат.) —  совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории

б) Выделение групп растений живущих на планете

Рассмотри схему на с. 59.

Какие растения живут на нашей планете?

Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они разделили их на несколько групп по особенностям строения.

На какой вопрос ответили изучая схему?

По схеме называют растения.

в) Выявление особенностей каждой группы

Рассматривать особенности растений будем по группам.

Отгадайте загадки, чтобы определить какие растения  будет изучать ваша группа:

1) Есть змеи стометровые

    Зеленые, бордовые.

    А капитану в море

    От них большое горе.

2) Я- болотное растенье,

    Конопатят мною стены.

   

   Мягок, а не пух,

   Зелен, а не трава.

3)Есть в лесу трава-краса.

   Листья, словно паруса,

   А в цвету красу-траву

   Не увидишь наяву.

4) У меня длинней иголки,

    Чем у елки.

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви- только на макушке.  

    И зимой, и летом

    В зеленую шубу одета.  

К какой группе относятся эти растения?

5,6)Стоит в лесу кудряшка-

    Белая рубашка.

    Сердечко золотое,

    Что это такое?  

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

     Долгоножка хвалится:

     Я ли не красавица?

     А всего-то — косточка

     Да красненькая кофточка.

К какой группе относятся эти растения?

Задача каждой группы изучить статью учебника, иллюстрации и заполнить таблицу используя знак + отметить какие части есть у растений.

Водоросли

мох

папоротник

(сосна)

(ель)

хвойные

(ромашка)

(роза)

(вишня)

цветковые

Понимают и запоминают задание

стебли

листья

цветы

корни

плоды

семена

Дополнительные особенности

цветковые

водоросли

мхи        

папоротники        

хвойные

Кто может повторить какое задание предстоит выполнят?

Будете работать с колонкой «Дополнительные особенности»

Выберите руководителя группы. Руководители поднимите руку.

Руководители, в течение 1 мин. выясните все ли поняли, какая работа предстоит.

В течение 3 минут самостоятельно изучите статью и заполните таблицу.

В течение 5 мин. обсудите в группе результат самостоятельной работы.

Как можно организовать работу?

Руководители выберите выступающего от группы и подготовьте его к ответу в течение 2 мин.

Изучить статью учебника, иллюстрации и заполнить таблицу используя знак + в нужном столбце.

Обсуждение и выбор руководителя

Согласование и представления о том, что требуется изучить.

Самостоятельное чтение статьи ученика и заполнение таблицы.

Можно, чтобы один прочитал, а остальные послушали и сравнили со своей работой, а потом внести, если нужно,  изменения и заполнить таблицу.

Можно по очереди называть какой знак поставили в колонку и доказывать словами из текста.

Руководитель назначает выступающего и предлагает ему проговорить ответ группы пользуясь таблицей.

групповая работа

Водоросли – с.59-60

Мхи – с.61

Папоротники – с. 61-62

Хвойные растения – с. 62

Цветковые растения – с. 64

                                

стебли

листья

цветы

корни

плоды

семена

Дополнительные особенности

Представители

водоросли

Могут быть одноклеточными (очень маленькими) или многоклеточные, живут в воде, образуют подводные «леса». Тело водорослей называется слоевище.

Ламинария, ульва, хлорелла, хламидомонада

мхи

+

+

Растут во влажных лесах, на болоте, на стволе старого дерева.

Жизнь мхов зависит от воды.

папоротники

+

+

+

Растут во влажных тенистых местах

Раньше были древовидными.

хвойные

+

+

+

+

Обитают повсюду. Относятся к голосеменным.

Ель, сосна, лиственница, секвойя.

цветковые

+

+

+

+

+

+

Большинство растений Земли.

Выслушаем каждую группу с выступлением о том какие части растений есть у данной группы.

Всем остальным предлагаю продолжить заполнение своей таблицы.

На какой вопрос получили ответ работая в группах и обсуждая эту работу?

Выступление представителей от групп с сообщением о том как заполнена таблица.

Учащиеся по ответам детей заполняют свои индивидуальные таблицы.

Определили в чем особенности каждой  группы растений?

Подведение итога

Кому удалось достичь цели?

Погадаем на ромашке «Верю-не верю»

У цветковых растений есть стебли, листья, корни, цветы, плоды и семена.

У водорослей есть листья.

У хвойных растений есть стебли, листья, корни и семена.

У мхов есть стебли, листья и корни.

У папоротников есть только стебли и листья.

Кому удалось сегодня быть успешным? Почему?

верю

не верю (нет листьев)

верю

не верю (нет корней)

не верю (есть корни)

Домашнее задание

с.59-64, заполнить последнюю колонку таблицы

Ты-человек. Любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она- твой добрый давний лекарь,

Она- союзница души.

Не жги ее напропалую.

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

      Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу!

Приложение

Впервые о лекарственных свойствах льна сообщил Гиппократ в своей книге «Корпус Гиппократикум», где привел рецепт применения слизистого отвара из семян льна при болезнях желудка. Плиний рекомендовал употреблять семена льна при воспалениях дыхательных путей и мочевыводящих органов, нарывах и женских болезнях. Большой популярностью пользовался лён в средневековой арабской медицине. К примеру, Авиценна в «Каноне врачебной науки» отмечал, что сырые семена льна имеют слабительные свойства, а поджаренные — вяжущие.

Цветная капуста ценна витамином С и калием, выводящим из организма лишнюю воду.

Для медицинских целей используют длинные волокна хлопчатника, кору корней, корни и семена.

Настой из цветков и листьев применяется как антисклеротическое, при гипертонической болезни. Свежие листья прикладывают к ранам и нарывам. Сухая гречневая мука, просеянная через сито, рекомендуется в качестве детской присыпки. Сырье для получения медицинских препаратов рутина, урутина и рутамина. При болезни щитовидной железы.

При бронхиальной астме и бронхите. При лишае

В медицинской практике применяются березовые почки и, реже, листья. Из березовых почек приготовляют средства мочегонного и желчегонного действия и, помимо этого, ванны для лечения некоторых кожных заболеваний. Болезни и воздействие: холецистит, ангиохолецистит, ожог, экзема, чешуйчатый лишай, чесотка, перхоть, отек сердечно-сосудистого происхождения.

1) Водоросли

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,

Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.

Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

        У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

        Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

2) Мхи

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,

Всегда на влажной почве мой родственник растет.

Он может быть зеленым или почти седым,

Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.

В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,

Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

        На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

        Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

        Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома

3) Папоротники.

Люблю я тоже влагу.

В тени, в лесной глуши,

Мои резные листья, конечно, хороши.

Но я горжусь не ими!

Наш очень древний род

Из прошлого планеты тепло и свет несет.

        Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .

4) Хвойные растения

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.

Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.

Листья наши очень колки, называются иголки,

И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

        Почему эта группа получила такое название?

        Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

5) Цветковые растения

Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами,

Мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и в поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю,

Нас узнаете везде.

- Почему они так называются?

- Чем они отличаются от других растений?

- Приведите примеры цветковых растений.

- Почему цветы красивы и душисты?

- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

        Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Разнообразие растений на Земле

стебли

листья

цветы

корни

плоды

семена

Дополнительные особенности

цветковые

водоросли

мхи        

папоротники        

хвойные

Разнообразие растений на Земле

стебли

листья

цветы

корни

плоды

семена

Дополнительные особенности

цветковые

водоросли

мхи        

папоротники        

хвойные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"

Урок по познанию мира  проводится в 3 экспериментальном классе по переходу  на модель 12-летнего образования....

Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Разнообразие растений на Земле.

Презентация к внеклассому занятию о разнообразных растениях на нашей Планете Земля....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...