Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Гладких Светлана Викторовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса, УМК «Школа России».  Автор А.А.Плешаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема

Кол час.

Решаемые проблемы
(цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Тип урока

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(ууд)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение.

1

Введение. Задавайте вопросы!

1

Цель: формирование  представлений об изучаемом предмете; знакомство с героями учебника Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; развивать интерес к окружающему миру

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: задавать вопросы об окружающем мире.

Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю

Мотивация учебной деятельности

2

* Экскурсия «Наша школа»

1

Цель: формирование  представлений об изучаемом предмете; знакомство с условными обозначениями в учебнике

Экскурсия

Научатся: определять уровень своих знаний по предмету «Окружающий мир».

Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: алгоритм определения признаков разных объектов природы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Раздел I «Что и кто?» (16 ч)

3

Что такое Родина?

(Постановка и решение учебной задачи)

1

Цель: формирование  представлений о малой родине, о России, о ее природе, городах, народе,
о своем городе или селе как части большой страны; знакомство с государственной символикой, картой страны

Комбиниро-ванный

урок

Знания: познакомятся с объектами живой
и неживой природы.

Умения: научатся разделять объекты живой и неживой природы
и изделия.

Навыки: правила поведения в окружающем мире

Регулятивные: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные и изделия).

Познавательные: распознавать объекты, выделяя существенные признаки.

Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

4

Что мы знаем о народах России?

1

Цель: формирование представлений о народах населяющих нашу страну

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках.

Получат возможность научиться: сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

5

* Урок-путешествие.

Что мы знаем о Москве?

1

Цель: формирование представления о Москве как столице России, речевой компетенции учащихся; расширение кругозора учащихся; воспитание гордости и любви к столице Российского государства

Урок-путешествие

Научатся: узнавать достопримечательности столицы.

Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины – Москве.

Коммуникативные: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику

Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации
в динамично изменяющемся мире

 6

* Проект «Моя малая Родина».

1

Цель: формирование представлений о проектной деятельности, о достопримечательностях своей малой родины

Урок-проект

Научатся: составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности.

Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем: ориентирование в здании школы.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
к работникам школы, формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения
к школе

7

Что у нас над головой?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о дневном и ночном небе; элементарные сведения
о солнце и облаках, луне и звездах

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца
и форму созвездий.
Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

8

Что у нас под ногами?

1

Цель: формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком)

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: группировать объекты неживой природы (камешки)
по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре.

Регулятивные: самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

9

*Урок-практикум.

Что общего у разных растений?

1

Цель: формирование представлений о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); знакомство с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развитие первоначальных умений практического исследования природных объектов

Урок-практикум

Научатся: находить
у растений их части, показывать и называть их.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
в планировании способа решения жизненных ситуаций (ранее рас-смотренных на предыдущих уроках).

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение;

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

10

Что растет на подоконнике?

Что растет на клумбе?

1

Цель: формирование представлений о жизни комнатных растений;

: формирование представлений о распространённых декоративных растениях клумбы

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: наблюдать комнатные растения, растения клумбы в школе и узнавать их по рисункам.

Получат возможность научиться: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; узнавать по фотографиям растения цветника.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии  

для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

11

Что это за листья?

Что такое хвоинки?

1

Цель: формирование представлений о строении листьев и их видов;

о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: наблюдать осенние изменения ок-раски листьев на деревьях, сравнивать  и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.

Получат возможность научиться: описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

 12

 Кто такие насекомые?

1

Цель: формирование представлений об отличительных особенностях строения насекомых

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного

отношения
к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

13

Кто такие рыбы?

1

Цель: формирование представлений о строении и отличительных признаках рыб

Урок-презентация

Научатся: моделировать строение чешуи рыбы с помощью мо-
нет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о морских и речных рыбах.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с це-лью более прочного усвоения материала

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

14

Кто такие птицы?

1

Цель: формирование представлений о жизни птиц в природе

Урок-презентация

Научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану.

Получат возможность научиться: исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности.

15

* Урок-презентация.

Кто такие звери?

1

Цель: формирование представлений об отличительных признаках зверей

Урок-презентация

Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Получат возможность научиться: устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Экологическая культура: ценностное отношение
к природному миру.

16

*Урок-практикум.

Что нас окружает дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

Цель: формирование представлений о предметах домашнего обихода, группирование предметов по их назначению; о потенциальной опасности окружающих предметов, правильном обращении
с ними; знакомство
с компьютером, его назначением и составными частями, правила безопасного обращения с компьютером формирование представлений
 Освоение элементарных правил дорожного движения

Урок-практикум

Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя;  правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу.

Получат возможность научиться: устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; определять, что является опасным в повседневной жизни.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о предметах быта, компьютере;
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

17

На что похожа наша планета?

1

Цель: формирование представлений о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. 

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму земли.

Регулятивные: применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о форме земного шара.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное  поведение и поведение окружающих, проявлять активность.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и личностного смысла учения

18

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что

и кто?».

1

Цель: закрепление знаний учащихся по истории своей малой Родины; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма.

Контроль и коррекция знаний

Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Раздел «Как, откуда и куда?» (9 ч)

19

* Как живет семья?

Проект «Моя семья».

1

Цель: формирование представлений о жизни семьи, о значимых событиях членов семьи

Урок-проект

Научатся: рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях
в жизни своей семьи;
называть по именам
(отчеству и фамилии) членов своей семьи.

Получат возможность научиться: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий.

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 20

Откуда
в наш дом приходит

вода и куда она уходит?

Откуда
в наш дом приходит электричество?

1

Цели: формирование представлений о природных источниках воды, используемой в быту,
с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений;

формирование представлений о разнообразии бытовых электроприборов, их роли в быту.

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; отличать электроприборы от других бытовых предметов.

Получат возможность научиться: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку; выдвигать предположения
и доказывать их.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанной сказки.

Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

21

Как путешествует письмо?

1

Цель: формирование  представлений о работе почты и разнообразии почтовых отправлений
(письмо, открытка, бандероль, посылка). Показать разновидности почтовой марки. Раскрыть значение почтовой связи.
Показать путь письма от отправителя к адресату

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. 

Получат возможность научиться: различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки); выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
(разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока)
и условиями её реализации.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты; Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Самооценка
на основе кри-териев успеш-ности учебной деятельности, эстетические потребности, ценности
и чувства

 22

Куда текут реки?

1

Цели: формирование представлений о реках

и морях, пресной и морской воде, о пути прихода питьевой воды в наш дом, о значении очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в мо-ре; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.

Получат возможность научиться: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером.

Осознание ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

23

Откуда берутся снег и лёд?

1

Цель: формирование представлений о свойстве снега и льда. Проведение практических исследований природных объектов и явлений

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.

Получат возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

24

Как живут растения?

1

Цель: формирование представлений о признаках живой природы
и условиях, необходимых для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за комнатными цветами

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях.

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о растениях как живом организме.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения

Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура: ценностное отношение
к природному миру.

25

*Урок-презентация.

Как живут животные? Как зимой помочь птицам?

1

Цель: формирование представлений о  признаках  живого и условиями, необходимыми для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за животными живого уголка и заботой о зимующих птицах

Урок-презентация

Научатся: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Получат возможность научиться: ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

26

Куда девается мусор
и откуда
в снежках грязь?

1

Цель: формирование представлений об источниках мусора в быту, классификация мусора
(бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный), о распространении загрязняющих веществ в окружающей среде и мерах его предупреждения

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: источники возникновения мусора
и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении.

Получат возможность научиться: сортировать мусор по характеру материала; определять источники появления загрязнений в снеге.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях

27

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». 

1

Цели: закрепление  знаний учащихся по истории своей семьи; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса
к изучению своей семьи, любознательность и пытливость в процессе обучения

Контроль
и коррекция знаний

Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства худож. выразит. для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем, выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения
к иному мнению

Раздел «Где и когда?» (7 часов)

28

*Когда учиться

интересно? Проект «Мой класс
и моя школа».

1

Цели: формирование понятий необходимых
для организации успешной и интересной учебы; развитие познавательной и творческой активности; формирование  коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса
к изучению отношений

с одноклассниками

Урок-проект

Научатся: обсуждать условия интересной и

успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе.

Получат возможность научиться: определять наиболее значимые события в классе, коллективно составлять рассказ о жизни
в классе, школе; оформлять фотовыставку.

Регулятивные: различать способ
и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения
к школе, мотивация учебной деятельности
(учебно-познавательная)

29

Когда придет суббота?

Когда наступит лето?

1

Цели: формирование представлений о времени (прошлое, настоящее, будущее), о характерных признаках смены времен года, соотношение временных промежутков определение последовательности дней недели и смены времен года

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; анализировать схему смены времен года и месяцев;

Получат возможность научиться: сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; :называть любимое время года и объяснять, почему оно является любимым; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении.

Коммуникативные: проявлять  активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»

30

* Урок-путешествие.

Где живут белые медведи? Где живут слоны?

1

Цели: формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах; формирование представлений о жарких
(тропические леса и саванны) районах Земли,

о разнообразии жизни
в этих районах. Формирование чувства любви к своей родине

Урок-презентация

Научатся: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов.

Получат возможность научиться: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; определять источники появления загрязнений в снеге.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
(способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия.
 

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа«хорошего ученика»

 31

Где зимуют птицы?

1

Цели: формирование представлений о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц
в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

Получат возможность научиться; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о зимующих видах птиц.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения
к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

32

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

1

Цели: формирование представлений об истории одежды, о разнообразии современной моды
(деловая, спортивная, рабочая, домашняя);
:формирование представлений об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения.

Получат возможность научиться: подбирать одежду для разных случаев; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления одежды и типах одежды в зависимости от природных условий и ее назначения.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих, договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире

 33

Когда мы станем взрослыми?

1

Цели: формирование представлений о будущем, о том, каким будет

мир; ознакомление с профессиями взрослых

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее.

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, осознание ответственности человека за общее благополучие

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

Цели: закрепление знаний учащихся по разделу «Где и когда?»; развитие познавательной

и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению своей семьи, любознательность и пытливость в процессе обучения

Контроль и коррекция знаний

Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения
к школе, принятие образа «хорошего ученика»

Раздел «Почему и зачем?» (16 ч)

35

Почему Солнце светит днем,

а звезды ночью? Почему Луна бывает разной?

1

Цели: формирование представлений о звездах, о том, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, показать разнообразие звезд; ознакомление
с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус); анализировать схемы движения Луны вокруг Земли.

Получат возможность научиться: работать с атласом-определителем; наблюдать за изменениями внешнего вида Луны.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (моделирование звездных тел) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
(учебно-познавательная)

36

Почему идет дождь и дует ветер?

1

Цели: формирование представлений о знакомом природном явле-
нии – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений
и животных

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек).

Получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Уважительное отношение
к иному мнению, начальные навыки адаптации
в динамично изменяющемся  мире

 37

Почему звенит звонок?

Почему радуга разноцветная?

1

Цели: формирование первоначальных представлений о звуках, их возникновении, распространении; ознакомление с эхом,
с разнообразием звуков окружающего мира; формирование представлений о том, почему появляется радуга, о разнообразии  цветов и последовательности цветов радуги

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновении эха; называть цвета радуги.

Получат возможность научиться: передавать голосом звуки окружающего мира; высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

(учебно-познавательная)

38

* Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о кошках и собаках, о правилах  ухода за ними

Урок-проект

Научатся: описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Получат возможность научиться: обсуждать свое отношение к домашним питомцам; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, уважительное отношение
к иному мнению

 39

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему

в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Цели: формирование  представлений о цветах и бабочках луга, об их красоте, о выработке элементарных эколого-этических норм; формирование представлений о звуках леса, об одном из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек ; определять лесных жителей по звукам, которые они издают.

Получат возможность научиться:  оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров  в сотрудничестве при выработке общего решения.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека
за общее благополучие

40

Зачем мы спим ночью?

1

Цели: формирование представлений о значении сна в жизни человека; подготовка ко сну

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека.

Получат возможность научиться: на основе наблюдений рассказывать о сне животных; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы.

Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни

 41

*Урок-путешествие в страну Здоровья.

 Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

1

Цели: формирование понятия о роли витаминов в жизнедеятельности организма; формирование  необходимых навыков  выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытье рук)

Урок-путешествие

Научатся: различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей
и фруктов;
формулировать основные правила гигиены.

Получат возможность научиться: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием.

Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый
и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Уважительное отношение
к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

42

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Цели: формирование представлений о современных средствах связи и массовой информации
(почта, телеграф, телефон, радио, телевидение и пресса)

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов.

Получат возможность научиться: пользоваться средствами связи при вызове экстренной помощи; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: извлечение необходимой информации  в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, мотивация учебной  деятельности
(учебно-познавательная)

43

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?

1

Цели: формирование представлений об устройстве, разнообразии автомобилей, об истории развития автомобиля; назначении и устройстве поездов и железных дорог

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: классифицировать автомобили и поезда и объяснять их назначение.

Получат возможность научиться: называть

по рисунку-схеме устройство автомобиля,  сравнивать старинные и современные поезда; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: 

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следо-

вать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

44

Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?

1

Цели: формирование представлений о назначении  различных судов,
о спасательных средствах на корабле; о назначении, устройстве и разнообразии самолетов

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: классифицировать корабли  и самолеты в зависимости от их назначения.

Получат возможность научиться: рассказывать об устройстве корабля  и самолета по рисунку-схеме; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; ориентируются

в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий..

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

45

*Урок-практикум.

Почему
в автомобиле. поезде, на корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

Цели: формирование навыков безопасного поведения в автомобиле, поезде, на корабле и самолете

Урок-практикум

Научатся: обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, на самолете и корабле

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и  доказывать их.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни

 46

Зачем люди осваивают космос?

1

Цели: формирование представлений  о  космосе, искусственных спутниках Земли, их назначении, космических станциях

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта.

Получат возможность научиться: высказывать предположения по вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; выдвигать предположения и  доказывать их.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

47

 

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Цели: формирование первоначальных представлений об экологии как науке, о ее роли в жизни людей. Оценка различного отношения людей к природе.

Комбиниро-ванный

урок

Научатся: приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг  друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию.

Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

связывая успехи с усилиями, трудолюбием

48

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Цели: закрепление знаний учащихся по разделу «Почему и зачем?»; выполнение тестовых заданий учебника; развитие  познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; формирование адекватной оценки своих достижений

Рефлексия. Контроль и коррекция знаний

Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером.

Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....