"Зачем мы спим ночью?"- урок по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Годер Анастасия Валентиновна

Во время урока ребята выяснили значение сна в жизни человека.Познакомились с жизью ночных животных, с трудом людей, занятых в ночное время работой. Совместно с детьми были выработаны правила подготовки ко сну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 1 класс УМК «Школа России»

Тема: «Зачем мы спим ночью?»

Цели: помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни;
воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

Учебные материалы: Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); рисунки с изображениями животных, которые не спят ночью, людей, работающих ночью; презентация, музыкальное видео.

Ход урока:

  1. Организационный момент
    - В этот весенний солнечный день у нас, ребята, прекрасное настроение. 

- Сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с гостями.

- Улыбнитесь друг другу. А прекрасное настроение у нас ещё и потому, что мы начинаем самый любимый наш урок – урок окружающего мира.

- Садитесь!

2. Повторение ранее изученного материала 

- Урок мы как всегда начнём с повторения. Перед вами на столах лежат ленты с бесцветными кружками, а также круги зелёного и красных цветов.

ВНИМАНИЕ! Задание: я сейчас буду читать предложения о поведении в лесу

- если вы согласны с тем, что вести себя нужно именно так, то приклеиваете зелёный кружок;

- если не согласны – красный круг.

  • Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  • В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, много зелени-ещё вырастет.
  • Наконец-то мы в лесу. Здесь можно пошуметь, покричать (особенно весной), поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
  • Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  • Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
  • Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
  • Пришёл на луг – нарви большой букет цветов.
  • Не ловите бабочек, они так нужны цветам!

Проверка:

- Давайте проверим порядок кружков (выходят по одному представителю)

- Вы, ребята, настоящие друзья природы! Молодцы!

3.  Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы с вами обсудим, на  мой взгляд, очень интересную и важную тему. Но определить ее название попробуйте сами. Для этого сначала посмотрите видео ролик, который вам в этом поможет.

(Три медведя – Сезон 1 – Серия 18 – Колыбельная)

- Какие чувства вы испытали, посмотрев это ролик и слушая колыбельную? (Спокойствие, расслабленность, хотелось положить голову и заснуть)

- А поднимите руку, кто сегодня выспался?

- А кто нет? Почему?

- Ребята, а кто может назвать тему урока? (дети высказывают предположения)

- А теперь прочитаем тему сегодняшнего урока (читают на экране)

4. Открытие новых знаний.
- Ребята, а зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?
– Теперь давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи (в учебнике на стр.    ) и посмотрим, правы ли вы.
 (дети читают)
Что происходит с человеком за день? (он устает)
-
Зачем он ложится спать?
(чтобы отдохнуть и набраться сил)

- Сон очень важен для человека. - Давайте посмотрим видео-ролик.

(Минута Просвещения. Для чего нужен сон)

- Ребята, а как вы думаете, может ли человек прожить без сна?

 - Что может произойти, если он вообще не будет спать? (да, без еды и воды человек может прожить 2 недели, а вот без сна – очень тяжело 1 неделю)

- Сон, ребята, необходим для отдыха нашего тела, для восстановления функций головного мозга. Очень важно высыпаться! Недостаток сна – это риск заболеть в 3 раза.

-  А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю» (читают подготовленные дети)

Чтоб сонного Василия

Заставить утром встать,

Громадные усилия

Затрачивает мать.

Он из боязни сквозняков,

Закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков

Весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки

Всю ночь окошки настежь.

Её румянец ярок,

Глубок и сладок сон.

Ночное небо в звёздах,

Ночной прохладен воздух,

И в Настенькину комнату

Заглядывает клён.

Здесь нет перины ни одной,

Нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной

У Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие

До самого рассвета

(Принцессе на горошине

И не мечтать про это)

Разбудит солнце Настеньку,

Она с постели вскочит,

И делает гимнастику,

И весело хохочет!

Водою обливается

И зубы чистит пастой,

Ей солнце улыбается,

И клён ей шепчет: «Здравствуй!

- Как вы думаете, почему так по-разному встают дети? Значит ко сну надо правильно подготовиться.

- Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко встанешь.

- Какие это правила разберёмся после ФИЗМИНУТКИ.

- Итак, давайте разбираться.

Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 52. Что случилось с мальчиком на уроке? (он заснул)
- Почему он заснул на уроке?
 (он не выспался)


-
О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?
Какой можем извлечь из этой ситуации урок?
Вывод: спать надо ложиться вовремя.
– Почему надо ложиться спать вовремя?
(если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение)

5. Работа в группах.

- У мальчика проблема – он заснул. Давайте все вместе поможем ему найти выход и ответить на проблемный вопрос: как правильно подготовиться ко сну. Помогут рисунки на стр.52.

- Работать будем в командах.

1 команда составляет инструкцию «Перед сном нельзя...». Советы должны начинаться со слова «нельзя». 

2 команда – составляет инструкцию «Перед сном можно…».

3 команда – составляет инструкцию «Перед сном необходимо…». Советы должны начинаться со слова «необходимо»

Перед сном НЕЛЬЗЯ

Перед сном МОЖНО

Перед сном НЕОБХОД

- есть на ночь

- играть в шум игры

- драться

- см страшные фильмы

- почитать книжку

- послушать сказку или спок музыку

- почистить зубы

- умыться

- проветрить комнату

- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну?

- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?

Физкультминутка. А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Верно или нет?» и я посмотрю, хорошо ли вы запомнили правила подготовки ко сну.

- Встали, задвинули стульчики, слушаем условия игры:

если высказывание верно, то вы стоите и складываете руки как во сне, если неверно, садитесь на корточки.

Перед сном нужно:

- почистить зубы и умыться;

- попрыгать и побегать;

- проветрить комнату;

- посмотреть страшный фильм;

- почитать книгу;
- подраться;

- послушать сказку;

- хорошо покушать.

6. Беседа о профессиях людей
Внимание вопрос: 
- А все ли люди ночью спят? (высказывания детей)
- Посмотрите слайд презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам и объясните почему люди этих профессий должны работать ночью (
выслушиваются объяснения детей)

7. Беседа о животных.
- Ребята, а как вы думаете, спят ли животные? (Да.)

- Мы с ребятами нашли интересные факты и наша рубрика «А знаете ли вы, что…?»

1 ученик:

- А знаете ли вы, что продолжительность сна у всех разная? Причём порой она зависит от размера того или иного животного.

2 ученик:

- Ребёнок должен спать не меньше 10 часов.  Взрослому человеку необходимо спать примерно 7-8 часов, а вот слон спит всего 4 часа, зато белка аж 15 часов.

3 ученик:

- Кроме того, не все представители наше планеты спят так же как и мы.

- А знаете ли вы, что змеи спят с открытыми глазами…

 4 ученик:

- А знаете ли вы, что фламинго и аисты спят на одной ноге. А стрижи и вовсе это делают в полёте.

5 ученик:

- Но есть ребята животные, которые ночью не спят. Назовите, некоторых из них.

Летучая мышь:  оказывается зрение у них плохое, но очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые не слышат люди. Это ультразвук. Охотятся они за ночными насекомыми – мотыльками, ночными бабочками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке – которые сосут кровь животных.

Сова: у неё очень хорошее зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Сова летает бесшумно. У неё замечательный слух. Гнездо сова не строит. Она может устроится  дупле, в ямке на земле, на камнях – без мягкой подстилки и пуха.

(если не назвали животных, которые ночью не спят – загадываем про них загадки)

В лесу катится клубок

У него колючий бок

Он охотится ночами

За жуками и мышами – (ЁЖ – на охоте он проворен и ловок, хотя плохо          

                                           видит и надеется на свой нюх)

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок,

Музыканта звать…   (сверчок – они похожи на червячков. Яркие огоньки

                                     на земле – это самки светлячков. У них есть специ-

                                    альный орган, который называется фотофор)

– Эти животные изображены в учебнике на с. 109 или слайды.

8. Итог урока.

- Давайте заглянем в корзинку «Копилка мыслей».

- В ней находятся вопросы, которые мы затрагивали на уроке.

- Давайте проверим, что вы запомнили, и пополнилась ли ваша копилка знаний.

201

9. Рефлексия.

- Я надеюсь, ребята, что теперь вы знаете какие правила надо соблюдать при подготовке ко сну и в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Схема конспекта урока по окружающему миру 4 класс "Зачем нужна гигиена"

Данный урок имеет четко организованную структуру учебной деятельности обучающихся на уроке.Создаются условия для формирования УУД:       - личностных: мотивация учения, о...

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема: Зачем нужны автомобили?

Конспект открытого урока по окружающему миру. Прилагается презентация, мультфильм, видеофизминутка....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Зачем мы спим ночью?"

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Плешаков учебник "Окружающий мир", 1класс, М.Просвещение.2013г, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».Цели урока.Образова...

Конспект урока по "Окружающему миру", 1 класс, тема: Зачем строят самолеты?

Класс: 1АУМК: Школа РоссииТема урока: «Зачем строят самолеты?»Тип урока: Открытие новых знанийЦель: ознакомить учащихся с назначением, видами и устройством самолетов.Задачи:Образовательная...