Звездные узоры
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Звездные узоры" УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnye_uzory.rar1.76 МБ

Предварительный просмотр:

«Мой университет» - www.moi-amour.ru

Тема:ЗВЁЗДНЫЕ УЗОРЫ

Универсальные учебные действия (УУД):

  • предметные понятия: представление о расстоянии до звезд,
    невооруженный глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды;
    звезда, созвездия, хорошо наблюдаемые созвездия;
  • умения:

познавательные - работать с дополнительной литературой, готовить сообщения; обобщить знания о небесных телах;

личностные - стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.

Образовательные ресурсы: фотографии и рисунки с изображением созвездий, героев греческих мифов; карточки для игры «Шифровка»; ребусы.

Сценарий урока

I.Организационный момент.

Учитель: Обратите внимание, на нашем школьном небосводе сегодня появятся 2 новых объекта. Названия одного - «Планета знаний». В конце урока вы оцените свою работу на уроке. С названием другого объекта я познакомлю вас позже.

II.        Сообщение темы урока.

-        Отгадайте загадку:

Синяя дорожка осыпана горошком.

 Никто не соберёт: ни царь, ни царица,

Ни красна девица, ни бела рыбица.

(Звёзды на небе.) (Слайд 1. 2)

III.        Работа по учебнику. (Слайд 3)

- Приходилось ли вам наблюдать звёзды?

- Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости?

- Какие звёзды вам известны?

1. Сообщение нового материала

- Название одного цветка переводится как «звезда».

Знаете ли вы этот цветок? (Показывает рисунок с изображением астр.) (Слайд 4)

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины совсем золотой.

-        Именно греческое слово «астро», обозначающее «звезда», положено в основу названия науки, изучающей звезды, - астрономии. Звезды издавна привлекали людей не только своей красотой. Они нужны были человеку и для практических целей. Много лет назад звезды заменяли компас, часы, календарь. По звездам люди находили путь домой, определяли время полевых работ.  Подсчетом  и  изучением  звезд  занимаются  ученые-астрономы, которых в старину называли звездочетами.

При обычной остроте зрения на небе можно разглядеть около 6 тысяч звезд (в обоих полушариях). Современные астрономы с помощью телескопов, которые располагают высоко в горах, насчитывают на небе в тысячи раз больше звезд. (Слайд 5)

Все звезды подобны нашему Солнцу. Только находятся они еще дальше от Земли, чем Солнце, и потому видны на небе как светящиеся точки. Солнце - это ближайшая к Земле звезда. (Слайд 6)

Вечером небо темнеет, и на нем появляются сначала самые яркие звезды, а затем, постепенно, их становится все больше. Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие, белые, голубые  и желтые, одинокие и собравшиеся вместе. (Слайд 7)

В древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из групп звезд получаются рисунки. Эти группы звезд назвали созвездиями. Многие созвездия названы именами животных, очертания которых они напоминают. (Слайд 8)

Есть созвездия, носящие имена героев греческих мифов: Персея, Андромеды, Кассиопеи, Геркулеса (Геракла).

Много созвездий на небе. Много легенд и сказок сложено про них.

- Ребята, кто может рассказать нам легенду?

 (Слайд 9)

Персей — герой-полубог, сын верховного греческого бога Зевса и красавицы Данаи.

Царь Полидект послал его убить горгону Медузу и принести голову этого страшного чудовища.

Нимфы указали Персею дорогу к горгонам, дали ему крыла-; тые сандалии, мешок и шлем-невидимку. Боги снабдили его волшебным мечом и щитом-зеркалом.

Персей полетел к океану и нашел там спящих горгон. Так как вид их превращал смотрящих на них людей в камень, Персей сражался с ними, глядя в щит как в зеркало. Победив их, он отрубил голову Медузе и в мешке привез ее царю.

Другой подвиг Персея - освобождение находящейся в плену у морского чудовища красавицы царевны Андромеды, дочери царицы Кассиопеи.

(Слайд 10)

Геракл - самый знаменитый герой греческих мифов. Сын Зевса и простой женщины Алкмены, он должен был 12 лет служить царю Эврисфею и совершить 12 подвигов, прежде чем стать бессмертным.

По приказам жестокого царя Геракл совершил 12 подвигов, в том числе: задушил руками немейского льва и добыл его шкуру, умертвил девятиголовую лернейскую гидру, изгнал и уничтожил пожиравших людей стимфалийских птиц с железными перьями, привёз золотые яблоки вечной молодости из сада нимф Гесперид, победил и вывел из подземного царства царя Аида трёхголового пса со змеиным хвостом - Цербера.

(Слайд 11)

Одно из самых красивых созвездий неба - созвездие Лебедя. Самые яркие звезды в этом созвездии образуют крест. (Показывает созвездие Лебедя на звёздной карте.)

- Про созвездие Лебедя говорили, что это сам всемогущий бог Зевс превратился в белую птицу и летит на Землю к людям.

(Слайд 12)

Есть на небе очень яркая звезда, которая кажется нам неподвижной. Это Полярная звезда. Она входит в созвездие Малой Медведицы. По этой звезде узнают направление на север.

  • (Еще одна из самых ярких звезд – это звезда Вега).

  •  Работа по учебнику (стр. 90 - 91)

Задание 1.

  • Отгадайте загадку. (Это звёзды.)
  • Всё ли правильно в ней?(Днём видно одну звезду - Солнце.)

- Что такое звёзды? (Звёзды - огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.) (Слайд 13)

  • От чего зависит цвет звёзд? (От их температуры.)
  • Какого цвета самые горячие звёзды? (Белого и голубого.)
  • Какого цвета более холодные звёзды? (Жёлтого и красного.)
  • Назовите самые большие и яркие звёзды. (Сириус, Вега,
    Капелла, Полярная, Ригель.)
  • Что думали о небе и звёздах в давние времена?
  • Далеко ли от нас звёзды?
  • Какая наука изучает звёзды? (Астрономия.) (Слайд 14,15) 
  •  Почему днём не видно других звёзд, а ночью не видно Солнца?
  • Наблюдали ли вы созвездия?

Задание 2.

  • Рассмотрите старинную карту звёздного неба в учебнике.
  • Почему звёзды на ней соединены линиями?

-        Сколько  созвездий на современных звёздных картах?
(88
созвездий.)

Прочитайте текст о созвездиях. (стр. 93-94)

 Динамическая пауза (Слайд 16)

 IV. Работа в тетради на печатной основе.

1)Задание 21.

-        Чем различаются звёзды, которые изображены на рисунке?
(Звёзды различаются размером и цветом.)

-        Чему равна масса одной голубой звезды? (Массе 40 Солнц.)
2) Работа в группе (Шифровка Задание. Если вычеркнуть все повторяющиеся буквы, то из оставшихся букв сложится название зодиакального созвездия.)

3)Задание 22 (изготовление аппликации «Ночное небо»). (Слайд 17)

Представление аппликаций. (Слайд 18, 19, 20)

V. Итог урока.

(Слайд 21)

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

Что такое звёзды?        И ещё добавьте,

Если спросят вас -        Что притом всегда

Отвечайте смело:        Ядерный реактор -

Раскалённый газ.        Каждая звезда!

Р. Алдонина

- Что такое созвездия?

   -Назовите известные вам созвездия.

Учитель: Мне на уроке ваша работа понравилась (оценить работу учащихся). Давайте вернемся к началу урока, к объектам на школьном небосводе. У меня есть солнышко и месяц. Подумайте, было ли интересно вам на уроке, узнали вы что – нибудь нового. Если «да», то поместим на планету солнышко, если «нет» - луну. Второй объект – на нашем небосводе появляется сегодня новое созвездие «Мое я». Возьмите звездочку, оцените ей свою работу. Если вы считаете, что вы работали хорошо, довольны собой – раскрасьте её в цвет горячей звезды (белой или голубой). А если вы считаете, что вы были не очень активны –ваша звезда будет холоднее (красная или желтая). Прикрепите её на наш небосвод.

Приложение

Игра «Шифровка».

Задание. Если вычеркнуть все повторяющиеся буквы, то из оставшихся букв сложится название зодиакального созвездия.

ШИФРОВКА 1

И

Д

Т

Е

Н

У

В

Х

Б

М

3

Д

Т

М

Р

Б

И

З

У

Н

С

Х

К

Ы

ШИФРОВКА 2

Б

М

У

Е

Д

Р

Л

С

В

М

П

Ч

Д

А

З

3

Б

П

Ч

У

Е

С

К

В

Л

ШИФРОВКАЗ

К

Д

О

Н

Ф

Б

Э

М

А 

Ж

К

Э

У

Е

Б

У

М

Л

Л

Н

Ф

Ж

О

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездный час

Внеклассное мероприятие по сказкам для учащихся 3 класса....

Звездный час

Цель: развитие внимания, наблюдательности, познавательной активности путем вовлечения детей в соревновательную игру....

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

На уроках изобразительного искусства дети узнают  о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымковская игруш...

"Звездные узоры"

Работа выпонена к уроку окружающего мира. Автор Антонян Артем....

Урок технологии. Тема: Зимние узоры (Узоры на окне)

·       изготовление панно в технике квиллинг...

Звездные узоры

Звездные узоры....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Звездные узоры"

Урок окружающего мира "Звездные узоры" по программе "Гармония"...